Действие сценическое. Актёр
“... Актёр отличается от обычного читателя только силой воображения и дремлющей «волей к игре». Ю.М. Барбой, “Структура действия и современный спектакль”. Задача режиссёра состоит в том, чтобы разбудить эту дремлющую волю к игре и направить в нужное русло.
Действие сценическое выражается в театральной условности сценических отношений актёра и роли.
Актёр, перевоплощающийся в персонажа, изменяет себя, а, перевоплотившись, в цели будет пытаться изменить окружающих.
“Актёр изображает на сцене Другого как роль-для-себя. И персонаж —здесь нет ничего странного и загадочного – сопротивляется в первую очередь потере своей самодостаточности, превращению в роль-для-другого”. Ю.М. Барбой, “Структура действия и современный спектакль”.
Перевоплощающийся актёр являет собой действие сценическое, поскольку цель его перевоплощения – в самом процессе изменения себя. А перевоплотившийся же актёр будет являть собой действие сценическое в тождестве с действием драматическим уже с целью попытки изменения окружающих его персонажей.
“Между тем, всякий актёр, будучи целостностью со сложной структурой, в принципе может и должен быть понят как величина имманентно содержательная. Потому что актёр в принципе есть своего рода образец и образ человека вообще.
И наиболее фундаментальное основание для типологизации актёров должно бы опираться на это решающее свойство актёра: типы артистов — это, в сущности, максимально выраженные (во многом благодаря резкой, даже уникальной индивидуальности) человеческие типы — общечеловеческие и своего времени, своего народа и т. д.
Структура актёра потому и может, попадая в сферу целого сценического образа, сохранять свою автономию, влиять на соседние элементы системы, сопоставляться с ними, в силу того, что у подобной автономии есть внутреннее право на существование”. Ю.М.Барбой, “Структура действия и современный спектакль”.
Образец - это ничто иное как амплуа.
Сценический образ – персонаж с «усмотрением» сущностных проявлений самого актёра.
Действие сценическое – образ, мотивируемый «усмотрением» цели в процессе исполнения.
“Таким образом, воздействие актёра на роль и особенно роли на актёра вряд ли может быть понято вне этих структурных перестроек. В общем смысле рискнём положительно утверждать, что во время сценического действия актёр имеет дело только с ролью. Но, пожалуй, эту ситуацию уместней рассмотреть иначе: в строгом смысле роль вообще не бывает художественно готовой, завершенной, её просто нет к началу творческого процесса, происходящего на сцене. Роль в этом процессе созидания сценического образа становится вместе с образом, элементом которого она оказывается.
В ходе этого становления актёр постоянно занят превращением персонажа в роль и одновременно, в каждом случае по-своему — моделированием отношений между человеком и его ролью. Можно сказать и иначе: актёр в сценическом действии драматизирует сюжет, героем которого в жизни оказывается всякий человек. Это, видимо, и есть тот механизм, который придаёт всей многосложной системе сценического образа, который создаёт артист, специфический смысл – смысл исключительно и только театральный”. Ю.М.Барбой, “Структура действия и современный спектакль”.
Действие сценическое сущее в актёре, что проистекает из него и возвращается через театральное действие обратно в него же – сегодня я понимаю это благодаря практическому опыту, наработанному в своём театре-лаборатории “Диклон”. Что и даёт мне право заявлять в своих статьях об этом.
Благодарю актрису театра и кино Марину Ларину за помощь в сборе и подготовке материала статьи и журналиста Светлану Канаеву за подготовку материала к публикации.
Свидетельство о публикации №225121901071