Сердечный ритм, в котором мы живём

Наше сердце бьётся в ритме вальса. Три четверти. Один сильный удар — лёгкий толчок, выброс жизни в аорту — и два слабых, отзвучающих, как эхо: тук-тук-тук. Этот врождённый, неосознанный танец длится десятилетиями, от первого крика до последнего вздоха. Мы приходим в мир под этот размер и уходим под него, даже не задумываясь, что внутри нас, без устали, звучит музыка.

Древние были ближе к поэзии этого органа, чем мы с нашими скальпелями и эхокардиограммами. Аристотель помещал в сердце не только жизнь, но и мысль. Для него этот тёплый, трепещущий в груди комок был средоточием всего — души, мужества, разума. Мозг был лишь скромным радиатором, отводящим лишний жар, а истинный правитель, философ и воин сидел за рёбрами. Египтяне, отправляя фараона в вечность, оставляли сердце на месте, тщательно бальзамируя, а мозг без церемоний извлекали и выбрасывали. На загробном суде сердце взвешивали на весах против пера богини истины Маат. Оно должно было быть легче. Легче обмана, злобы и сожалений.

И они, в своей мудрой наивности, были по-своему правы. Сердце — действительно мыслящий орган. Только мыслит оно не словами, а ритмами. Оно не строит силлогизмов, но слагает поэмы из ударов.

Оно умеет танцевать от радости — тогда вальс ускоряется, становится похожим на стремительную мазурку, и кровь звенит в висках, как шампанское в бокале. Умеет замирать в предвкушении — пауза, тире, пропущенный такт, и мир замирает в ожидании следующего удара, который решит всё. Оно сжимается, леденя живот, от внезапной жалости к чужой боли — и в этот миг кажется, что древние египтяне были прозорливы: невидимое перо Маат качнулось, и на чашу сердца лёг невыносимый груз сопереживания.

А ещё оно может разбиться. Не метафорически, а почти физически — от боли, которая раскалывает грудную клетку изнутри. Может разорваться от непереносимого горя, когда ритм рвётся в клочья, превращаясь в хаотическую дрожь. Может упасть куда-то в пустоту под ложечкой от разочарования, и тогда два слабых удара вальса звучат как похоронный марш. И может трепетать — не от болезни, а от счастья, такого острого, что оно похоже на боль, лёгкие частые удары-всполохи, как крылья колибри.

Сердце — самый точный и самый честный картограф наших эмоций. Оно рисует не абстрактные карты, а живые ландшафты: вот горный хребет восторга, вот пропасть отчаяния, вот тихая, равнинная река умиротворения. Оно помнит каждый ритм, под который вы любили, прощали, теряли и находили. Мышечная память его волокон надёжней памяти мозга.

И потому — берегите его. Но не только как биологический механизм. Берегите тех редких, подлинных людей, которые дарят ему новые, прекрасные ритмы. Кто своим присутствием превращает монотонный вальс существования в симфонию с меняющимися темпами и настроениями. Кто заставляет ваше древнее, аристотелевское сердце — думать, чувствовать и помнить в том единственном, истинном смысле, который и есть сама жизнь. Ведь в конце концов, нас определяет не то, о чём мы думали, а то, под что билось наше сердце.


Рецензии