Учим вместе Основы Сольфеджио. 3

Продолжаем
изучать интервалы отдельно,
говоря о них "отдельно",
но и не только лишь отдельно,
но также и в ладу, 
когда мы поем их уже
в наших песнях-примерах.

Ведь  те песни,
которые ты начала петь
с удобной для тебя ноты, —
они уже находятся в ладу,
уже в системе,
потому что построены
от твоей Тоники!


...КВАРТА

Итак, мы стали с тобой
еще богаче:
у нас сегодня —
Пять полутонов!
Сложенных вместе
и поставленных на попА!

Интервал наш
называется квартой!

Много есть примеров песен,
где развитие
начинается с кварты.

...Скажем немного сейчас
и о затакте,
примеры которого
я даю тебе ниже,
показывая затакт
вместе с квартой.

В русском языке полно слов,
где ударение
падает не на первый,
а на второй, третий слоги.
Как быть в этом случае?

Для этого случая,
музыканты придумали
неполный такт, "затакт".

Мелодия начинает в затакте,
в неполном такте, —
не обязательно с тоники
и выходит на тонику
уже в следующем,
в полном такте.

То есть, тонику
надо искать
и находить
не просто на первом,
а на Первом Ударном
Звуке!

...Кварта зовет!
А куда
лучше всего
позвать?
Домой!
В устой!
В Тонику!

Поэтому с квартой
часто
используют  затакт!
Чтобы позвать в тонику!

...Вот примеры:

-Гимн
Коммунистической Партии
Советского Союза
"Интернационал".
Автор музыки: Поль Дегейтер,
Автор стихов: Эжен Потье.

"Вста-вай,
Проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов..."

"Вста-"
у нас будет в затакте.
"-Ва" будет
первым сильным
(ударным) звуком
в уже полном такте,
то есть, второй звук
и есть 
Тоника нашего Гимна!

Высота хода
от первого
до второго звука:
четыре полутона:
Кварта.


-Песня "Священная война".
Можно и ее тоже
назвать Гимном.
Гимном
Великой Отечественной войны.

Композитор:
Александр Васильевич Александров.
Поэт:
Василий Иванович Лебедев-Кумач.

"Вста-вай, Страна огромная!
Вставай на смертный бой..."

То же знакомое слово призыва:
"Вста-вай!"

То же положение Тоники.
Тоника идет вторым звуком!

"Вста-"
у нас будет в затакте.
"-Ва" будет
первым сильным
(ударным) звуком
в уже полном такте;

то есть,
Тоника нашего Гимна,
это второй звук мелодии,
а не первый звук!


-Гимн Советского Союза.
Композитор
Александр Васильевич Александров.
Поэты С. Михалков и Г. Эль-Регистан.

"Союз нерушимый
республик свободных..."

Тоника идет вторым звуком!
"Со-"
еще в затакте,
потому что слог безударный.
"-Юз" вот ударный слог,
на котором Композитор
расположил главный звук
своего произведения:
Тонику!

Итак,
еще раз
о природе кварты:

Кварта часто служит
для первых нот гимнов.
И понятно, почему:
Кварта зовет!
А куда лучше
всего звать?
Домой!
В устой!
В Тонику!
Во всех
трех примерах у нас
Тоникой
является Второй Звук.


...Но кварта используется
не только лишь
в начале гимнов.

Вот пример
лирической песни
А. Бабаджаняна
и Р. Рождественского
"Загадай желание"!

"Смо-три,
какое небо звездное..."

"Смо-"
находится в начале  такта,
потому что певец
сам делает в слове
два ударения!

И в этой песне
первый звук
уже расположен на тонике,
хотя, в слове, без музыки,
словесное ударение
падает на "-Ри".

Но композитор вправе
сделать безударный слог
ударным,
поставив его
в начале такта,
если это не мешает
Красоте песни!

"Смо-" здесь на тонике!
"-Ри" здесь на кварте!


...Я тебя
еще не замучил
своей теорией?!

Все! Понял!
И закругляю
мое построение!

Только хочу
сказать тебе,
что кварта, —
это главный интервал
народной музыки!

Это Первый Интервал,
который
воспринимается слухом
как Скачок Мелодии,
как бы, отрываясь
от предыдущего звука!

Поэтому он хорошо
ловится сознанием,
вниманием
слушающего
и поющего человека!

...И конечно, кварту
можно построить
на любой высоте,
не обязательно от тоники.

К тонике я нарочно
привязал нашу кварту,
чтобы ты
правильно находила
свой диапазон пения!

Подумай,
как правильно нужно
поместить мелодию
в твой диапазон!

Где должна быть тоника,
чтобы тебе
было удобнее петь?!

Если мелодия
поднимается
и опускается,
то  тонику
лучше взять 
ближе к середине,
между верхом
и низом мелодии.

А если мелодия
сразу
устремляется вверх,
от устоя  внизу,
то надо взять
первую ноту пониже,
чтобы наверху
тебе было бы
вольготнее
"доставать"
до нужного звука.

Понятно,
что по лестнице
можно идти всегда
в двух направлениях:
вверх и вниз.

Также и любой интервал
можно всегда построить
вверх и вниз
от первого звука.

Мы пока строили 
интервалы лишь кверху,
чтобы не путаться.

...Ты спрашиваешь,
почему так много примеров,
когда песню начинают 
с хода
на Малую терцию
или на Кварту?

Потому что
петь так удобнее!

Люди поют так,
как удобнее для голоса!
А композиторы
сочиняют так,
как удобнее людям!

Все  объяснится
Законом Простоты!
Легкости!
И Приятности, конечно!

...До следующего занятия!
Пока.


Рецензии