История Учения Будды, гл. 23, Греция и Индия

ГРЕЦИЯ И ИНДИЯ. Эллинистический буддизм.
Взаимные влияния культур Греции и Индии обрели осязаемость в эпоху становления империи Александра Македонского (4 век до н.э.). В период миссий Ашоки после третьего буддийского собора (около середины третьего века до н.э.) они стали ещё более глубокими.
Взаимодействие буддийской Дхармы и греческой культуры процветало, развивалось и существовало на территориях современного Пакистана, Афганистана и Кашмира вплоть до 5 века н.э., т.е. около тысячи лет. Для буддийского созерцателя сокровища эллинистической культуры являются проявлением мира земных богов. В сутте о путях перерождения, МН 12, Буддв сравнил миры богов и ниббану. 
«Тот, кто накапливает качества, ведущие к рождению богом, подобен усталому человеку, идущему к прекрасному дому, где ему предоставят питьё и пищу и все удобства для отдыха.
Тот, кто накапливает качества, ведущие к ниббане, подобен изнурённому, страдающему от жары человеку, который приходит к чистому, прекрасному пруду, с прохладной, прозрачной водой. Окунувшись и избавившись от усталости, он отдыхает в месте, дарующем ему всё необходимое для радости и покоя без каких либо препятствий».
Земные боги Греции поднесли буддийской Дхарме стройные и величественные образы гармонии в искусстве, науке и философии. Гармония – это согласованность частей в целом. Гармония мира богов передаёт величие разума и его творений. Буддийское Учение оказалось очень восприимчивым к греческим образцам гармонии и легко и естественно впитывало её во всех отраслях творчества и созидательной активности. Влияние буддийского Учения на греческую культуру не удаётся проследить с такой лёгкостью, мы можем говорить о ней лишь как о предположении, как, например, в случае философии стоицизма. И это не удивительно. Ведь мир богов дорожит своей самодостаточностью и главенствующим положением. Он пребывет в ощущении своей полноты и эта полнота, отчасти, делает его маловосприимчивым к бесконечной открытости пустоты.
Однако каким образом величественные гармонии Греции были усвоены, как нечто совершенно родное, буддийскими мыслителями? Почему они не стали некоторым отдельным, особняком стоящим явлением в буддийском воззрении?
Секрет гармонии в том, что, целое, согласуя в себе свои части, сохраняет их живость и яркость, не подавляя частности величием целого. Гармоничные творения сохраняют прозрачность разума, не позволяя ни одной из своих частей стать тираном и узурпатором силы существования. Такое взаимоотношение частей в целом подобно идеальным отношениям в Сангхе и идеальному управлению своим умом. Существование, сотворяемое в мире богов, состоящем из чистого разума, сохраняет прозрачность. Оно не сковано самим собой, не каменеет от страстей, а становится прекрасным сосудом, способным сохранять в себе драгоценный эликсир мудрости. Поэтому Будда часто сравнивал своих учеников, ведущих благородную жизнь в Сангхе, с богами. И напротив, существование, сотворяемое с нечистым разумом, запятнанным страстями и дурными намерениями, непрозрачно. Оно непригодно для того, чтобы сохранять в нём мудрость.
Ниже помещён краткий пересказ сутты, иллюстрирующий естественную совместимость и подобие мира богов и ниббаны.
Пути перерождения, Мадджхима Никая 12
Будда рассказывал, что когда-то он предавался суровейшей аскезе. Однако, голод и лишения не избавили его ум от загрязнений. Освобождения Будда достиг идя благородным путём угасания страстей.
Есть разные ложные представления об освобождении от страданий. Некоторые считают, что колесо перевоплощений само по себе ведёт к освобождению; другие полагают, что рождение брахманом, царём, или богом дарует освобождение; иные считают, что обряды приносят освобождение; есть такие, кто вовсе не верят в освобождение, считая, что разум угасает с наступлением старости. Все эти мнения ложны. Нет такого мира, воплощения или знания, которое Будда не познал бы, вспоминая свои прошлые рождения. Блаженный увидел, что только в Чистых Обителях возможно освободиться от страданий, а Чистые Обители доступны лишь существам, следующим благородным путём угасания страстей.
Одно из высших знаний просветлённого ума состоит в различении путей, ведущих к страданию, и путей, ведущих к благу.
Зная поступки человека и его намерения, Пробуждённые видят в какой мир тот идёт – в ад, к животному рождению, к рождению асуром, человеком или богом.
Некто, накапливающий качества, ведущие в ады, подобен обезвоженному, страдающему человеку, идущему напрямик в яму с горящими без дыма и пламени углями своих прошлых дурных дел. Упав в эту яму, он переживает только пронзающие болью ощущения.
Некто, накапливающий животные качества, подобен усталому человеку, страдающему от жары, жажды и голода, и ищущему облегчения своих мук в выгребной яме. Оказавшись в ней, он испытывает многочисленные ощущения, наполненные страданиями.
Тот, кто накапливает качества, ведущие к рождению асуром, подобен человеку, страдающему от жары, и идущему к дереву с редкой, рассечённой листвой, в тени которого он будет переживать много беспокойных ощущений.
Тот, кто накапливает качества, ведущие к рождению человеком, подобен усталому страннику, страдающему от жары, идущему к дереву с плотной, широкой, густой листвой. В его тени он может обрести успокоение.
Тот, кто накапливает качества, ведущие к рождению богом, подобен усталому человеку, идущему к прекрасному дому, где ему предоставят питьё и пищу и все удобства для отдыха.
Тот, кто накапливает качества, ведущие к ниббане, подобен изнурённому, страдающему от жары человеку, который приходит к чистому, прекрасному пруду, с прохладной, прозрачной водой. Окунувшись и избавившись от усталости, он отдыхает в месте, дарующем ему всё необходимое для радости и покоя без каких либо препятствий.
Пусть будет благо!
Гармония мира богов часто настолько прозрачна, что она выражается уже не в каих-то определённых формах, а в уплотнении энергии явлений. В проповеди Дхармы такое уплотнение приводит к появлению лаконичности.
Обратим своё внимание на три высказывания из дельфийских максим. Со временем эти и подобные им разящие прямо в цель слова стали характерным признаком медитативных наставлений, даваемых в школах буддийской йоги и тантры. 
Выучив, постигни.
Услышав, пойми.
Познай самого себя.
Роль постижения силы Творящего Слова, Логоса, является ключом к пониманию главенства гармонии в греческой культуре. Ярким примером этого является история, повествующая о том, как Эзоп, бывший рабом философа, выполняя поручение принести лучшее, что он найдёт на рынке, купил язык. Хозяин Эзопа спросил последнего, чем обусловлен такой выбор. Эзоп сказал, что всё лучшее, что создано в мире людей, создано силой благой речи. Она – наиболее возвышенное проявление земного существования.  Тогда хозяин, желая повеселиться, попросил Эзопа принести с рынка худшее, что тот найдёт там. И вновь Эзоп купил язык, объяснив свой выбор тем, что всякое зло и разрушение начинается с дурной речи.
Вся проповедь Дхармы в земном мире основана на силе Слова, способного преодолеть заблуждения. Такова высшая сила земных богов.


Рецензии