Пейзаж Ранний снег Василия Поленова
В самом конце 1889 года художник, давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», приобрёл здесь небольшое полузаброшенное имение Саблуковой. Уже весной 1890-го семья Поленовых поселилась в двухэтажном флигеле, возведённом в усадьбе рядом с обветшавшим усадебным домом.
Постепенно по проектам Василия Дмитриевича Поленова в Бороке построили главный дом, мастерскую художника «Аббатство», флигели, службы.
В 1931 году в усадьбе открыли дом-музей.
«Ранний снег»
Осенью 1890 года художник увидел из окна своей мастерской, что снег выпал совершенно неожиданно, когда лес ещё не сбросил свой осенний убор и была ещё, по его словам, настоящая «золотая осень». Он тут же написал этюд будущей картины «Ранний снег».
Его поразило состояние застылости, говорил он позже, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней перед неожиданно покрывшим землю снегом.
Поленов тщательно продумал композицию картины. На переднем плане мы видим ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте предстаёт серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Особенно в глаза бросается изящно проработанная листва на деревьях.
Василий Поленов написал широко раскинутые холодные синеющие дали. При этом резко очертил границы покрытой снегом степи у небольшой рощицы, тянущейся по диагонали вдоль берега реки. Снежные просторы словно наступают на эту рощицу, маленький островок тепла, где на деревьях ещё сохранился оливково-жёлтый убор.
Как шедевр стал сувениром
На протяжении 1890-х годов Поленов много раз повторял и варьировал этот полюбившийся ему мотив. При этом вариации ничуть не уступают основному произведению, которое он показал на XIX-й выставке Товарищества передвижников (1891 г.). Вряд ли художник мог предположить, что самый первый «Ранний снег» по распоряжению высокого советского чина, скорее всего самого Никиты Сергеевича Хрущева, будет снят со стены Третьяковской галереи и подарен труппе артистов «Комедии Франсез», чей визит стал одним из первых признаков оттепели.
Обычно эту историю не любят вспоминать. Для начала приведу цитату из письма от 28 сентября 1989 г. в тогда еще Советский Фонд Культуры одного из известных и уважаемых коллекционеров Григория Павловича Белякова. Именно он передал в дар Третьяковской галерее один из лучших пейзажей в истории русской, да и мировой живописи – картину Василия Поленова.
«…Однако я вынужден поставить перед Государственной Третьяковской галереей три обязательных, предварительно оговоренных и документированных ею условий. Передаваемая мною в дар галерее картина «Ранний снег» В.Д. Поленова никогда, ни при каких условиях обстоятельствах и независимо от чьего-либо распоряжения не может быть ею продана, обменена, передана в дар, перемещена в другие места или в какой-либо иной форме изъята из экспозиции ГТГ. Я оговариваю это условие не случайно. Первый вариант этой картины, занимавший почётное место в экспозиции ГТГ, был прежними руководителями галереи по чьему-то кощунственному распоряжению в 1955 г. отдан в качестве сувенира французской группе «Комедии Франсез»…»
Что хотел сказать коллекционер
В памятном письме Григорий Поляков отметил, что дарит свой вариант «Раннего снега» в память о сыне.
«Приносимая мною в дар ГТГ картина В.Д. Поленова «Ранний снег» должна находиться в постоянной экспозиции галереи в разделе, отведенном ею творчеству этого художника и не почить мертвым сном в пыли и сырости запасников ГТГ. Это не только мое условие и менее всего требование, а право самого произведения на достойное место в общение с людским потоком галереи. «Ранний снег» входит в число 3-5 лучших полотен великого русского художника и полноценно возместит нанесенную в 1955 году в ГТГ пробоину…
Предназначенная мною и моим сыном к передаче ГТГ после моей смерти – картина «Ранний снег» передается мною в дар ГТГ прижизненно в связи с преждевременной смертью моего сына и в знак памяти о нем. Это обстоятельство должно найти свое неброское отражение в каталогах, альбомах и репродукциях ГТГ и непосредственно гравированной пластинкой внизу рамы с надписью: Дар Г.П. Белякова – памяти сына, – учёного, педагога Бориса Григорьевича Белякова (1936 – 1989).
Мне верится, что «Ранний снег» по своим художественным достоинствам, величию, красоте и духу русской природы, воплощённой художником, найдёт дорогу к сердцу каждого посетителя ГТГ и, может быть, глянув на эти строки, будут помянуты добрым словом люди, сохранившие этот шедевр от гибели и вывоза за рубеж»…
Специалисты Третьяковки написали в своём экспертном заключении: «Необходимо отметить исключительно высокие художественные достоинства подаренной картины, благодаря которым она сразу может занять достойное место в экспозиции Третьяковской галереи».
Всего было 8 копий
Следы первого авторского варианта «Раннего снега» удалось отыскать во Франции с помощью внука Поленова Александра Александровича Ламина, живущего в Париже. По его словам, картина действительно находится в кабинете директора «Комеди Франсез». В 1994 году ему удалось уговорить администрацию театра представить картину для выставки в музее Тургенева во французском городке Бужеваль.
Однако ему пока так и не удалось исполнить свою мечту: выставить шедевр деда в крупном музее, где им могли бы наслаждаться тысячи людей.
Вообще, по свидетельству сына художника, Дмитрия Васильевича Поленова, отец написал восемь копий картины «Ранний снег».
Ещё одна картина («Ранний снег. Бёхово», 1891) находилась в коллекции Фёдора Терещенко и стала частью собрания Киевского музея русского искусства. Другое полотно под тем же названием находится в Ярославском художественном музее. Судьба остальных копий не известна.
Свидетельство о публикации №225121901232