Интеллектуальная безопасность Беларуси
Глава белорусского правительства первым приоритетом назвал национальную демографическую безопасность. Речь идет про сохранение укрепление здоровья нации и поддержки семьи. Второй приоритет состоит в развитии человеческого потенциала, качественного образования, а также воспитание гармоничной и патриотичной личности.
Турчин третьим приоритетом назвал создание качественной и удобной среды для жизни. По его словам, четвертый приоритет — цифровая трансформация, рост конкурентоспособности, ускорение технологического развития.
Пятый приоритет — это сильные регионы страны, а шестой — укрепление обороноспособности государства и развитие оборонного сектора экономики.
Премьер седьмым приоритетом озвучил реализацию туристического потенциала.
Спорить с премьер министром по поводу приоритетов не стоит, все они обозначены верно, однако следует добавить, какими средствами и кем будет осуществляться выполнение поставленных целей.
Безусловно есть у нас соответствующие министерства и ведомства, однако не следует забывать и о новаторах, изобретателях и рационализаторах, которых остается все меньше, тем не менее предлагаемые ими инновации всегда носят конструктивный характер.
Изобретения и прочие объекты интеллектуальной собственности это те гвозди, на которых держится государственное здание, чем их больше, тем прочнее строение,
если же их недостаточно, то труд многих поколений может пойти на смарку при малейшем ветерке.
Сегодня наблюдается и другая крайность, патенты на изобретения и полезные модели распределяются по отраслям знаний весьма неравномерно, на оружие например, их очень много, а вот на производство фанеры по разделу международной патентной классификации В27, за всю историю национального патентного ведомства не было выдано ни одного патента, и за исключением трех моих заявок (две на изобретения и одна на полезную модель) не было зарегистрировано ни одной заявки ни на изобретения ни на полезные модели.
В результате качественная, но выпускаемая по еще советским технологиям фанера импортируется фактически по бросовым ценам и в недостаточных количествах. Это в свою очередь сказывается и на бюджете страны и на заработках работников лесной отрасли.
За тридцать с лишним лет моего пребывания в Республике Беларусь, я создал немало инноваций практически по всем направлениям обозначенным в докладе премьер министра, однако, за исключением отдельных объектов, внедрения они пока не нашли.
Ну ладно я, "человек ниоткуда", так ведь и уважаемые отраслевые институты и даже крупные научно - производственные предприятия на интеллектуальном фронте совсем не блещут, к чему это может привести, наглядно показала история с американским автоконцерном Крайслер, который недавно обанкротился, и в первую очередь из за того, что ничего инновационного он давно не производил.
Откуда взяться сильным регионам, если даже в столичном Минске, на порог Государственного комитета по науке и технологиям изобретателей с их идеями не пускают и на пушечный выстрел. В результате город спутник Минска Фаниполь, при массовом жилищном строительстве все больше превращается в "спальный район".
Это я к тому, что самое современное предприятие Штадлер давно не работает, а ведь оно могло наполнять полноценной валютой и рублями не только республиканский, но и местный бюджет и даже карманы горожан.
Думаю следует привлечь к решению поставленных Всебелорусским народным собранием задач "интеллектуальное народное ополчение", патриотически настроенные добровольцы - новаторы, если их немного поощрять материально наверняка найдутся.
Андрей Владимирович Бухаров, изобретатель, лауреат ВДНХ СССР, капитан запаса.
Фаниполь 19 декабря 2025 года
Свидетельство о публикации №225121901385