Сыромятников Владимир Сергеевич. Конструктор косми
Владимир Сыромятников (1933-2006)- конструктор космических систем, мировой авторитет в своей области, один из создателей уникальных стыковочных агрегатов, без которых корабли не могли бы причалить к орбитальным станциям. Он начал работать на сверхсекретном ракетодроме.
Даже сегодня мало кто знает, что американские многоразовые корабли оснащены российскими стыковочными агрегатами. Именно они сделали возможным причаливание "шаттлов" к работавшему на орбите российскому комплексу "Мир" и нынешней МКС. Почему же Штаты использовали российскую технику? В начале 90-х годов руководители NASA сделали трудный выбор: они решили оснастить свои "шаттлы" российскими стыковочными системами. Предпочтение отдали агрегатам, созданным в те годы для "Бурана" в НПО "Энергия" ( американская система существовала только на бумаге). А началось сотрудничество в той сфере с NASA в начале 70-х годов, когда решили состыковать на орбите наш "Союз" и американский "Аполлон". После окончания "холодной войны" Сыромятников по нескольку раз в год снова начал летать в Штаты. Он стал, можно сказать, "своим человеком" в Хьюстоне и других космических центрах США. Заокеанские друзья, симпатизируя русскому конструктору, когда в шутку называли его "Биг Чиз" ("Большой сыр"), намекая на фамилию. Россиянин не обижался. Он ценит юмор, и сам не прочь подшутить над кем-нибудь. Сыромятников свободно владеет английским, быстро находит общий язык (в прямом и переносном смысле) с зарубежными коллегами.
О своих регалиях (Лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники, действительный член международной академии астронавтики, профессор) говорить не любит. Зато недавно удивил коллег, выпустив пятисотстраничную книгу "100 рассказов о стыковке", посвящённую развитию советской космонавтики и американской астронавтики. В 70 лет он полон энергии и планов. Летом ему нередко можно увидеть за рулём: водительский стаж - 48 лет. И также уверенно руководит отделением электромеханики и больших космических конструкций в РКК "Энергия".
Вот так оценивает вклад конструктора один из корифеев советской космонавтики академик Борис Черток: "Сегодня без преувеличения можно говорить о "школе Сыромятникова". Есть нечто символическое в том, что созданные в нашей стране стыковочные системы соединяют космические объекты России и Америки. В широком плане мосты сближения, взаимодействия нужны и на Земле.
- Российская стыковочная система, которой оснащены все нынешние американские корабли - эта конструкция, в неё входит АПАС - андрогинный периферийный аппарат стыковки весом в 300 кг с трёхлепестковым кольцом, девять электронных приборов, 70 электрических кабелей, а также пульт управления, установленный в кабине астронавтов.АПАС - основа системы.
Странное слово "андрогинный" позаимствовано из греческой мифологии. Там андрогинами называют двухполые существа, самый первый из них - Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты. По просьбе нимфы Салманиды, страстно влюблённой в Гермафродита, боги слили её с ним.
Спрашивается, при чём здесь космическая техника? Чтобы ответить, необходим краткий исторический экскурс. При стыковке на орбите корабля и станции с самого начала использовались конструкции типа "штырь-конус". На корабле "Союз", например, имеется в носовой части штырь, а на станции "Салют" - приёмная "воронка". Вот в эту "воронку" и должен был попасть штырём причаливающий корабль. Когда начали договариваться о "рандеву" в космосе "Союза" и "Аполлона", специалисты предложили создать новое стыковочное устройство. Помимо устранения необходимости устранения некоторых недостатков, были и другие соображения. Систему "штырь-конус" специалисты называют ещё "папа-мама". Так вот, ни одна страна не захотела, чтобы её корабль использовался в роли "мамы". Тогда и решили разработать андрогинные устройства (АПАС), не имевшие ни штыря, ни конуса.
АПАС может выполнять при стыковке как активную, так и пассивную роль. Любые два корабля, оснащённые АПАСами, могут состыковаться друг с другом, а два корабля со "штырями соединиться не в состоянии никогда. Новая конструкция была разработана и испытана ещё в первой половине 70-х годов. Преимуществом её было и то, что центральная часть, где расположен тоннель для перехода космонавтов из корабля в корабль, не была загромождена механизмами (в отличие от неандрогинных конструкций).
В 1975 году "Аполлон"и "Союз", оснащённые АПАСами, сблизились, состыковались, образовав единую жёсткую конструкцию. Через полтора десятилетия эи идеи и опыт пригодились, когда было принято решение о реализации совместных с США программы: о полётах американских шаттлов к нашему орбитальному комплексу "Мир" и строительстве международной космической станции. Для МКС были созданы даже гибридные конструкции - агрегаты, имевшие штыри, конусы и периферийные кольца.
Сегодня три оставшихся американских многоразовых корабля ("Дискавери", "Атлантис" и "Эндевор") оборудованы нашими системами АПАС. Такие же агрегаты установлены и на МКС. Российскую технику по достоинству оценили специалисты всего космического сообщества - Америки, Европы и Азии.
Изготовлены АПАСы в нашей стране. Испытательное оборудование для них также привезено из России. Наши специалисты принимают участие в предполётных испытаниях каждого многоразового корабля в Космическом центре Кеннеди во Флориде. И во время всего полёта "шаттла" к МКС (как в 90-е годы к "Миру") работники "Энергии" находятся в Хьюстоне, внимательно анализируют поступающую теле метрическую информацию. Кстати, недавно из США вернулись два наших инженера, которые вместе с американскими коллегами проводили плановые испытания и инспекцию АПАСов, установленных на "шаттлах". Несмотря на то, что пилотируемых полётов в этом году не предвидится, подобные проверки должны проводиться регулярно.
На многоразовых кораблях установлены агрегаты, изначально предназначавшиеся для российских "Буранов". Но в отличие от "Бурана" американские орбитеры, увы, не могут состыковаться друг с другом. Для этого необходимо выдвинуть АПАС таким образом, чтобы он мог "дотянуться" до своего андрогинного брата. Когда в 1982 году только началась программа "Мир" - "шаттлы", мы предлагали американцам специальный выдвигаемый тоннель, но они отказались, решив упростить себе задачу. О том, что АПАСы могут пригодиться для спасения астронавтов, тогда мало кто думал.
Трагически закончившийся полёт корабля "Колумбия" в 2003 году не имел стыковочного узла. Наличие стыковочного узла на "Колумбии" сценарий спасения с переходом экипажа из "Колумбии" в "Атлантис" через открытый космос был хотя и трудным, но выполнимым.
В последнее время всё чаще появляются высказывания специалистов о том, что "шаттлы" по уровню безопасности астронавтов значительно уступают "Союзам", экипажи которых приземляются в спускаемых аппаратах. А при старте космонавтов страхует специальная система аварийного спасения.
"Шаттлы" не имеют системы аварийного спасения, подобной установленной на "Союзах". На вершине нашего носителя имеется небольшая дополнительная пороховая ракета, способная увести, спасти корабль, в случае аварии на старте или на участке выведения. Эта система, знаменитая САС, дважды спасала жизнь нашим космонавтам.
Всесторонний анализ, проведённый американскими специалистами после обеих катастроф, и "Челленджера" и "Колумбии", позволяет сделать, может быть, неожиданный вывод: "шаттлы" в принципе показали себя надёжными кораблями. Слабым звеном оказался человеческий фактор на Земле. При подготовке космических полётов необходимо чётко реагировать на любые, даже казалось бы, незначительные замечания, возникающие в полёте, а также при наземных испытаниях. Если бу они не торопились и вовремя устранили негерметичность в твёрдотопливных ускорителях при подготовке "Челленджера" в 1987 году, серьёзно занялись отслоением термоизоляции навесного бака до пуска "Колумбии" (а такие сигналы поступали заблаговременно), то за сто с лишним полётов не произошло бы ни одной катастрофы.
Не следует ли с ранам "космического пула" подумать о системе глобальной безопасности при осуществлении полётов за пределы Земли, используя универсальные стыковочные аппараты? Грузовой корабль ATV создаётся в Европе, у китайцев есть свой пилотируемый корабль, над новыми конструкциями трудятся в США, России. Если все корабли и станции будут иметь совместимые стыковочные аппараты, то любая страна сможет прийти на помощь терпящему бедствие экипажу.
Первым шагом стала экспериментальная стыковка "Союза" и "Аполлона" в 1975 году. АПАС и открыли достижению столь важной цели. Теперь нужна лишь политическая воля, договорённость стран "космического пула". Кстати, для нас задача совместимости упрощается тем, что Россия фактически монополист в этой области. Мы поставляем стыковочные аппараты для всех кораблей и модулей, начиная с "Союзов" и "Прогрессов", а также для европейского космического корабля ATV/
Ещё в конце 60-х годов в разгар конкурентной борьбы с Челомеем, которого Никита Хрущёв сделал своим "ракетно-космическим фаворитом" в противовес Королёву, под руководством Мишина, преемнике первого Главного конструктора, разработали проект пилотируемого полёта на Красную планету. Сборка корабля предусматривалась на околоземной орбите. Но потом отправили проект в архив, потому что на его реализацию требовались гигантские средства. Для полёта человека на Марс нужно сделать очень- очень много. Такие амбициозные задачи важны для нового поколения космических специалистов, которое придёт нам на смену.
Несколько лет назад на корабле "Прогресс" запустили в космос модель солнечного парусника под названием "Знамя". Такой корабль мог не только перемещаться в пространстве под действием лучей дневного светила, но и отражать солнечный свет из космоса на Землю. В будущем "космическое освещение" окажется весьма перспективным направлением при решении энергетических задач.
Второй эксперимент связан с тросовой системой. Если связать длинным,многометровым тросом два спутника, то эта новая орбитальная система обнаружила в космосе удивительные свойства. Она выстраивается по так называемой местной вертикали. А если перерезать трос, то верхний спутник поднимется ещё выше, а нижний перейдёт на нижнюю орбиту. Таким образом можно, например, спускать с орбиты космические корабли. И уже совсем неожиданные явления будут возникать,если сделать трос электропроводящим. на этом пути исследователей ждёт немало интересного.
Источник: www trud.ru 14.04.2004 Сиснёв Виссарион
Свидетельство о публикации №225121901409