Запах от Евангелия

Каждого христианина на молитве подстерегает множество искушений. Самые незначительные раздражители могут вдруг начать отвлекать, забирать и рассеивать внимание. Как правило, необходимо просто игнорировать внешние факторы и продолжать прилежно молиться. Если что-то раздражает на молитве – значит благодать от слова Божия еще не успела коснуться вашего сердца. Если отбросить все плохие мысли и просто спокойно читать текст дальше, то вначале ум, а потом и сердце начинают сочувствовать читаемым словам, задумываться о высоком, о Боге, о жизни и смерти. «Горе имеем сердца». Приходит множество утешительных мыслей, которые полностью ниспровергают мысленного фараона, мысленного волка, угрызающего наше сознание.

Вспоминается Иов многострадальный и цитаты святых отцов о том, что лучше просидеть всю жизнь в яме с червями, лишь бы наследовать Царствие Божие. Яма с червями – это и есть наши мысли, зараженные грехом. Когда молитва воскрешает рассудок, дар рассуждения, то все раздражители представляются уже ничтожными. Главное немного потерпеть, не оставлять молитву, не пытаться физическими средствами исправить духовное повреждение. Например, если вы встали молиться и что-то начало вам бросаться в глаза и мешать, или вдруг срочно нужно проверить, закрыты ли двери, выключен ли газ, вода, не ответил ли кто в мессенджере – не ведитесь. Иначе так и будете поддаваться каждому порыву на молитве до тех пор, пока не оставите ее вовсе, пока молиться не станет невыносимо. Побеждать все искушения на молитве необходимо именно силой разума. Слова молитв, книг Премудрости в целом и нацелены на восстановление рассудка в человеке.
Но иной раз некоторые искушения представляются слишком сложными, нестерпимыми. И опять же-таки нужно ко всему подходить с даром рассуждения. Нет такой трудности и проблемы в жизни, которая не решалась бы с помощью премудрости, ведь сам мир создан Премудростью Божией. Ни в коем случае нельзя поддаваться эмоциям, психовать из-за раздражителя, злиться. Нельзя рассуждать так: если бы не этот фактор, всё было бы идеально. Нужно размышлять в позитивном ключе и радоваться каждой трудной мысли: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2).

Например, приобрели вы долгожданное букинистическое Евангелие на церковнославянском языке. Погрузившись в чтение, вы вдруг яве ощутили, как в божественных словах дышит Дух Святой: от каждой строки на вас веет радостью, облегчением, вечной жизнью. И вдруг ваше сердце камнем падает вниз: слово Божие очищает все чувства в человеке, в том числе обоняние, и внезапно ноздрями вы улавливаете тошнотворный запах старого бабушкина шкафа, в котором лежал нафталин от моли, или каких-то химозных духов – исходящие от книги. С ужасом вы понимаете, стараясь не отрываться от чтения, что слово Божье уже не производит на вас должного впечатления, вы вновь рассеялись умом, потеряли нить повествования, текст превратился в набор слов и читать его стало невыносимо трудно – благодать словно ушла, и всё из-за очередного ничтожного с одной стороны преткновения, а с другой действительно неприятного. Так что становится непонятно, как пользоваться такой книгой дальше, неужели теперь всегда придется мучиться, сбиваясь с мысли. В то время как вы только почувствовали себя на небесах под покровом слова Божия. В такой ситуации действительно можно загнаться, разозлиться, уныть, отчаяться, оставить чтение. Враг только этого и добивается.

Но можно подойти к проблеме по другому, с продуктивной точки зрения. Полезно писать о наболевшем, дабы познать, что именно стало причино боли. Прописывать в слове свои затруднения – отличный способ усилить в себе словесную разумную часть души, укрепить разум, развить премудрость. Всё это дела, угодные Господу. Чтобы человек не истерил, но докапывался до истины, до сути. Просто задайте себе вопрос: зачем Бог устроил так, что вы ощутили вонь от книги, неприятный запах от Евангелия? И ответ приходит сразу, и он очевидный: это вам наказание за то, что вы столько лет игнорировали Завет Божий, отвращались от слова Божия. Даже не наказание, ведь Бог не наказывает никого, а просто вразумление. Необходимо, чтобы вы задумались на тему того, насколько важно для человека обоняние, дыхание, воздух, насколько важно быть способным дышать. Вот чего хочет Господь – чтобы вы силой разума побеждали встречающиеся трудности, вменяя их ни во что, сохраняя  присутствие духа, то есть Духа Святого.
Как видите, уже даже кажется хорошо, что книга имеет неприятный запах – это недоразумение привело вас к интересным философским рассуждениям. Не отвлеченным, а очень даже насущным – как побеждать в духовной мысленной брани нападки помыслов, обуревание ими. Просто подходить ко всему с точки зрения холодного рассудка.

Слава Богу, что у вас еще пока есть возможность дышать и улавливать запахи, ведь после смерти нет покаяния, а раз вы дышите – вы всё ещё живы. «Уста имут, и не возглаголют, очи имут, и не узрят, уши имут, и не услышат, ниже бо есть дух во устех их» (Пс.134:16-17). Без Бога люди живут в мертвом теле, они уже умерли для вечности и не способны обонять воню благоухания духовного, исходящего от строк Библии, пророков, Христа. Их душа мертва и живут они, как и животные, потребностями тела – вся их жизнедеятельность сведена к удовлетворению потребностей тела. Животные гибнут вместе с душой, и уподобившиеся им люди тоже. Их душа после смерти оказывается в аду преисподнейшем, из которого нет возврата. Если и вы будете жить так же, удовлетворяя скотским похотям, то даже чтение Евангелия не поможет вам в вечности. Вечная жизнь требует праведности от человека – жизни душой, духом, а не телом.
Сколько еще осталось вам совершить вдохов и выдохов до смертного часа? Об этом также полезно задуматься уже сейчас. Смерть – это единственная реальность человека, и перед ней меркнут все земные блага и удовольствия. Просто хочется дышать воздухом. В самом слове есть слово Дух. Легкие – от слова легкость.  Действительно, есть о чем задуматься. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках не раз сравнивал Дух Святой с воздухом, всё наполняющим.

Страдая от неприятного запаха от книги, полезно вспомнить об узниках немецких концлагерей, которых травили ядовитым газом в камерах, даже без их ведома, под предлогом принятия душа. Как видите, разум, рассудок тут же показывают вам всю нелепость и ничтожность вашего выдуманного страдания. Или представьте, как ощущают себя солдаты, по отношению к которым был применен боевой отравляющий газ. И сразу дух возвратится в душу вашу, и вы вновь сможете сосредоточенно читать Евангелие, полностью смирившись с тошнотворным запахом. В этом и заключается смиренномудрие. Вместо того чтобы возмущаться до глубины души каждым неприятным событием в своей жизни, следует задуматься о том, что могло бы быть еще хуже. Например, вы могли умереть во младенчестве и даже так и не подержать в руках святую книгу. Святое Евангелие, даже в самом плохом состоянии, обладает бесконечной ценностью – оно дарует жизнь вечную послушному читателю. Жизнь вечная начинается еще на земле и заключается она в том, что никакие внешние потрясения не способны поколебать человека, заставить его уныть. Его дом Премудрости основан на камне. «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч.9:1). «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф.7:25). Камень несекомый, из которого Моисей извлек воду, камень во главе угла – это ваш разум (Пс.77:15; 117:22). «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь Славы» (Пс.23:7).

Посмотрите на икону Софии Премудрости Божией. Корона, диадема – это все отсылка к разумной части души человека. Те, кто живут низменными инстинктами, думают одним местом как говорится – непременно погибнут. Ибо животные созданы на уловление и погибель, как гласит Слово Божие (2Пет.2:12). Человек создан, дабы возвыситься над своей животной природой. Он должен отрешиться от всего материального, даже от своего тела. Он должен ко всему подходить с холодным рассудком, с трезвением. Нельзя горячить кровь и поддаваться эмоциям – страху, ненависти, обидам, злобе. Святые отцы пишут, что в животных страсти действуют особенно сильно, настолько, что это можно даже назвать словом: «гротескно». Они преувеличенно воспринимают всё. Животное обижается на тех, кто причиняет ему вред, боль. Животное злится на сородичей и дерется с ними за территорию, пищу, самок. Животное злится, рычит.

Человек же должен стать всецело одухотворенным, благородным, бесстрастным. Если что-то происходит, он не должен ни радоваться, ни страдать, а просто принимать всё как должное из руки Божией. «Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им соберут, отверзшу Тебе руку всяческая исполнятся благости» (Пс.103:27-28). «Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс.122:2). «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18:11). Господь кормит нас благами и кормит страданиями, это смешанный корм, так как рафинированное счастье, рафинированный корм без жесткой оболочки – вреден для кишечника, желудка. Чтобы понять ценность радости, нужно вкусить страдание. Иначе даже вечное блаженство приестся. Итак, радость и страдание – это как облачное и безоблачное небо. Если перестать и радоваться, ликовать и превозноситься, и возмущаться и унывать – то ваше психоэмоциональное состояние станет ровным. Вы всегда будете иметь помощь от рассудка. «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка» (Прем.17:11). Ваше дыхание станет ровным, размеренным. Вы перестанете задыхаться в этом мире, казавшемся вам ужасным. Вы будете дышать Духом Святым – духом премудрости и разума, духом совета и крепости, духом ведения и благочестия (Ис.11:2).

«Приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго».

А при удобном случае в дальнейшем книгу можно и заменить. Хороший способ избавить книги от неприятного запаха – подержать их в развернутом виде на воздухе на солнце от нескольких дней до недель или даже месяцев, или вымораживать на морозе (можно в вентилируемых пакете или ведерке). Свежий уличный воздух обладает очищающими свойствами, ведь недаром природа самоочищается, леса стоят чистые, в то время как замкнутые помещения покрываются пылью.
Главное игнорировать упаднические помыслы на самой молитве, а на досуге устранять затрудняющие молитву факторы, благоустрояя жизнь по заповедям Христовым. В каждом преткновении видеть урок и пищу для размышлений.

Самое главное, не читайте про вред того или иного негативного фактора, чтобы не накрутить себя еще сильнее. Христианин живет по новым духовным законам, в ином мире, где нет ничего вредного, кроме греха, и где ничто не оскверняет, кроме мыслей слов и чувств, исходящих из уст и сердца. А иначе начнете бояться собственной тени, начитавшись, примеру, к такой информации, меняющей добрые помыслы на помыслы негативные:

«Мало, кто знает, что еще в 1988 году министерство здравоохранения СССР решило запретить продажу нафталиновых средств населению. Дело в том, что нафталин был признан канцерогеном. При контакте с парами этого вещества у людей наблюдались головные боли, слезотечение, кашель, тошнота, рвота, диарея и даже судороги. Все это является признаками отравления. Но это еще не самое страшное: нафталин способен разрушать клетки крови - эритроциты.
Как выяснили ученые из Комитета по канцерогенным веществам при минздраве СССР, нафталин провоцирует развитие у человека онкологических заболеваний. Особенно это касается тех, кто контактирует с веществом довольно продолжительное время. А ведь в квартирах и домах советских граждан (как, впрочем, и граждан царской России) нафталином пахло чуть не круглый год.
Ученые из Австралии выяснили, что нафталин может даже стать причиной смерти маленьких детей. Подобные летальные исходы австралийцы связывают с токсическим воздействием нафталина на мозг младенцев».

Воистину, «блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень», то есть зародыши негативных мыслей, стремящихся свести человека в мысленны ад живьем (Пс.136:9, 54:16).

Или вот ещё выдержка из Википедии. Впечатлительный человек, склонный к ипохондрии, мнительности, может под воздействием такой информации избавиться и от компьютера:

«Исследование в 2022 году показало, что в комнате с компьютером уровни содержания в воздухе полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) были в 2—2,5 раз выше, чем на открытом воздухе или в помещении без компьютера. Преобладающими были такие токсичные вещества как нафталин и фенантрен».

В то время как архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет в одном из писем к духовным чадам:

«Вы пользуетесь всякими техническими изделиями, которые изобрел человек не без Бога. Ибо Господь однозначно сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин.15:5).
И компьютер – это такое же изобретение, как и все прочие. А в Писании сказано: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.;6:12). Если на компьютере человек делает дело Божие и во славу Божию, например, набирает богослужебные книги или святоотеческую литературу, то человек этим спасается. А если использует технику для всякого безобразия и бесчинных игр, то он явно погибает. Вот и решайте. Одна и та же техника для одного служит во спасение, для другого – в погибель.
Умудри Вас Бог!»

На самом деле ничто так не вредно для человека, как его собственные мысли, или испорченный помысел, когда человек всё вокруг видит в негативном свете. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15).  Именно ложные мысли убивают душу, не дают молиться. Про испорченный помысел очень хорошо рассказано в книге Христодула Агиорита «Старец Паисий» – и про силу доброго помысла также.

«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1).
«И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22:3).

# неприятный запах от книг # как избавиться от запаха от книг


Рецензии
# неприятный запах от книг # как избавиться от запаха от книг//

Тема статьи - неприятный запах от старых книг евангелий. Почему бы не приобрести новые евангелия, в синодальном переводе, на современном русском языке? Или вы думаете, что ветхая материя как-то улучшает вашу христианскую духовность?) Наивные. "Проклят, кто делает плоть своею опорою" Иеремия 17 глава 5 стих.

Наталия Кобилева 2   19.12.2025 18:53     Заявить о нарушении