Севрюки или северские казаки

 Севрюки (сиврюки, реже севруки) — потомки северян (восточные славяне, входившие в Древнерусское государство). В Русском государстве с конца XVI века считались служилым сословием из Северской земли.


 Проживали в бассейнах рек Десна, Сейм, Сула, Оскол, Северного Донца. Это территория современных Курской, Белгородской, Брянской областей России, Гомельской области Белоруссии, Харьковской, Полтавской и Черниговской областей Украины. Упоминаются в письменных источниках в XIV–XVII веках. К Северщине в разное время (географически и этнически) относились города Чернигов, Новгород-Северский, Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Курск, Гомель. В различное время территории, населяемые севрюками, входили в состав Черниговского, Новгород-Северского и Курского княжества. Существует несколько гипотез происхождения казаков:
1)славянская,
2) севрюки — потомки гуннов (Соловьев С. Ю., гунны — народ, пришедший с Ямала. Атилла, каган гуннов, из рода Вельсунгов).
3) тюрко-славянская гипотеза Гумилёва.
4) тюркская (татарская) гипотеза (княжество Мансура).
5) казачья и другие версии. Всего различных версий происхождения казачества свыше 15.


 Дореволюционный историк казачества Е. Савельев писал: «При Василии III в 1515 году Азовские и Белгородские (Днестровские) казаки, прежние "беловежцы", в первой половине XVI века после долгих скитаний переселились (по приглашению Василия III) в Северские земли, где стали известны под именем путивльских или белгородских "станичников" и под общим названием Северских казаков или Севрюков». Царь их пригласил для охраны и обороны Северской земли, которая в результате Русско-Литовской войны 1500-1503 годов отошла к Русскому государству. Судя по тому, что население не противилось появлению этих казаков (ордынских) и казаки мечетей не строили, они были славяне и христиане. Произошла ассимиляция азовских и белгородских казаков Севрюками, а часть атрибутов казачьей жизни была принята Севрюками.

 Некоторые историки считают, что у севрюков существовал территориально-общинный строй, как у хоперских казаков, что в принципе подтверждает гипотезу Е. Савельева. Князей и дворянского сословия среди казаков не было, и крепостных на тот момент не имелось. Численность севрюков была больше, чем пришедших казаков (азовских и белгородских), но благодаря казачьему элементу их считали казаками. Есть косвенное подтверждение этого. В период Смоленской войны 1632–34 годов в исторических документах упоминаются ещё воевавшие в составе московского войска «даточные казаки Комарицкой волости», «казаки Северской походной рати» и «охочие люди Комарицкой волости», среди которых выделяются сотник Гришка Дядин и есаул Найденка Харламов. Должность есаул была только у казаков и служилых татар. Но имена у перечисленных воинов славянские.

 Запорожские казаки также считали севрюков казаками, из севрюков были сформированы Черниговский и Стародубский казачьи полки. А также сотня Недригайловская Харьковского слободского казачьего полка и сотня Деркачевская Сумского слободского казачьего полка.


 Из Севрюков Московское государство набирало городовых и станичных казаков. Они несли службу на западных и юго-западных границах Русского государства.

 Севрюки, как и все казаки тех времен, занимались и грабежами: татарских, ногайских купцов, караваны которых шли на Москву или в Европу (видимо, и московских грабили).

 В 1549 году ногайский мурза (князь) Юсуф жаловался Ивану Грозному: «Наши люди ходили в Москву с торгом, и, как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили».

 Севрюки поддержали Лжедмитрия I в 1605–1606 годах. Приняли участие в бунте Болотникова в 1606–1607 годах, и благодаря их поддержке Лжедмитрий II победил под Путивлем. За участие в поддержке «лжедмитриев» севрюки подверглись разгрому после окончания Смуты.

 Часть из них ушла на Дон к донским казакам, часть к запорожским казакам, часть казаков стали городовыми и служилыми станичными казаками, а часть осталась и стала однодворцами или государственными крестьянами. В XVIII веке о севрюках пропали какие-либо упоминания в документах.


Рецензии