Из опыта работы со студентами и курсантами

Мне всегда нравилось работать с людьми. Не только лечить, но и делится с коллегами тем, что узнал, чем овладел. Еще на скорой помощи, работая кардиологом и уже имея опыт в оказании неотложной помощи я никогда не отказывался от студентов, хотя, чего греха таить, они нарушали налаженный быт и работу бригады. Да, и как лишние руки, не всегда были полезны. Ну, разве что носилки нести, или аппаратуру до квартиры.
Я и сейчас, имея за плечами полвека работы в неотложной медицине уверен, что тех ребят, кто собирается посвятить свою жизнь неотложке надо обязательно посылать на «скорую» и не помощником, а первым номером, естественно под присмотром. Я так и делал. Съездив со студентом на пару вызовов,  и поняв ему цену,  я говорил: «Следующий вызов твой. Меня нет!». Как было интересно наблюдать за студентом - кто-то растерянно и испуганно смотрел на тебя, как бы ожидая услышать: « Это шутка!», а кто-то спокойно говорил: «Хорошо». А однажды я услышал уверенное: «Только вы не мешайте!». Этот студент, впоследствии стал кстати, настоящим врачом. Я оценил это на вызовах, куда он вызывал кардиологов.
Я всегда говорил ребятам, что врачу «скорой» диагноз надо ставить с порога. Первое впечатление в этом плане почти всегда правильное.
Врач неотложки должен быть настроен на то, чтобы экстренно снять то состояние, которое угрожает жизни больного.  Войдя в квартиру врач должен оценить все разом и обстановку и запах и вид больного,наличие таблеток и приборов у постели. Так, тяжелый запах мочи говорит о тяжелом, скорее неврологическом больном. Запах ацетона и шприцы с инсулином - о сахарном диабете. Запах сырого мяса о патологии легких, или печени. Обязательно внимание на вид больного. Его сознание, его положение – сидит, или лежит, или бегает по квартире. Цвет кожи, ногтей, видимых слизистых.  Первое впечатление о диагнозе, как правило, самое верное, но всегда должна оставаться доля сомнения и вот здесь надо подключать и знания и проводить дифференциальный диагноз. Так - если одышка с трудным вдохом плюс другие признаки, то это наверняка патология сердца, если свист на выдохе, то легкие. И так по всем системам. Но тратить на это надо мгновения.
 Много позже и занимаясь с категориями не медиков я любил ставить практические задачи с секундомером в руках. Так, однажды, проводя занятия с ребятами, отъезжающими в горячую точку, я видел, что внимание их рассеяно. Они даже перешептывались, показывая своим видом «Сами все знаем, бывали!». Я выбрал пару курсантов видимо друзей и держа секундомер в руках сказал:«Даю вводную! Вы идете рядом, взрыв. Вот ты хватаешься за шею, откуда хлещет кровь. Обращаясь к напарнику и включая секундомер: «Ваши действия? Время пошло!». Растерянность! Что делать? Шепот подсказок.
Я говорю, щелкая секундомером: «Стоп! Время вышло. Друг мертв. А теперь подумайте- что вы скажете родным? Наверное, то, что я не смог ему помочь, потому что не слушал правила оказания помощи при ранениях шеи? А надо было всего лишь, сделать вот так!». Показываю на нем же
Надо ли говорить, что продолжение занятия прошло в полной тишине и с абсолютным вниманием. С последующей лавиной вопросов, по существу.
Если примерять оказание помощи к себе родному, или своим близким, то усвоение материала и отработка навыков пройдут на порядки лучше. Этим приемом, при занятиях я пользуюсь до сих пор.


Рецензии