Чайник со свистком
Это история о жизни, любви, о дружбе и совершенно разных характерах.
Рассказ об одиночестве и попытке справиться с обстоятельствами.
А также о том, что никогда нельзя терять чувство юмора.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Маша
Маша преподаватель истории искусств. Добрая и сердобольная интеллигентная женщина, много читает. Интроверт. Редко куда-то выходит. Она потеряла любимого мужа и в своей скорби совсем забыла о том, что личная жизнь ещё может быть в её жизни.
Роза
Роза проживает в регионе. Работает поваром кондитером в санатории, в столовой. Очень хорошо готовит. Добрая, простая и очень общительная, хотя немного приземлённая, слегка циничная. Роза разведена, есть взрослая, замужняя дочь. Роза мечтает переехать в Москву. Она надеется встретить обеспеченного мужчину и устроить свою жизнь.
Марк
Марк, не женат, хорошо воспитан и приятен во всех отношениях, старомоден. Живёт с мамой. Мамин любимый сынуля. Он умён, любимое увлечение шахматы. Работает в конструкторском бюро. Может долго и с удовольствием рассказывать о своих интересах. Любит поэзию, неожиданно может начать читать стихи наизусть. Немного сдержан в эмоциях.
Рома
Роман женат, любит свою жену, понимает, что она немного давит, так как сильнее его. Но он добродушный и на всё смотрит с юмором. Добрый подкаблучник, играет на гитаре обожает петь, поэтому увлечён походами, где у костра превращается в барда. Там он в основном реализует свою страсть к вокалу. Жалеет, что не стал певцом. Хотя его вокал оставляет желать лучшего. Невероятно общителен и позитивен. Иногда любит «распустить перья» перед женщинами, пофлиртовать, чтобы произвести впечатление своим голосом. Немного «ходок»
Лена, жена Ромы
Лена очень домовитая и энергичная. Любит свою семью и мужа, который плохо поёт, но обожает это делать. Лена, не разрешает ему петь дома. Так же она прекрасно знает, что муж иногда «клеит» женщин, поэтому старается контролировать ситуацию, и выслеживает его. Не в первый раз ловя супруга на безобидном флирте, она понимает ради чего он так себя ведёт и прощает. Она сильная и ей приходится везти на себе все заботы в семье. Но любовь, помогает им быть вместе.
Иван.
Иван добрый, интеллигентный писатель, увлечён искусством в любой форме. Был женат по молодости, а потом так и не встретил любовь. Иван не богат и живёт скромно. Он творческий человек, немного рассеян, покладист и отзывчив. Немного стеснителен, но по-своему отважен.
Работник Галереи Лариса
Лариса ответственная, любит свою работу. Она разговаривает с картинами, так, как одинока и разочарована в мужчинах. Не раз была обманута в ожиданиях. Но надеется встретить свою судьбу среди посетителей галереи.
АЛИСА – компьютерная умная колонка
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Звучит музыка.
На сцене экран, изображающий окно. Квартира Маши. Слева на авансцене стоит стол, накрытый красивой скатертью. На столе ваза с конфетами и чашка с блюдцем, лежит колода карт. Около стола стулья. За столом слева ширма закрывает рабочую часть сцены. За ширмой, в глубине стол с посудой и реквизитом. На ширме сбоку висит картина.
Справа ширма, сбоку висит картина. Рядом вешалка. Ступеньки в зал, подразумевают вход в квартиру. Ещё, рядом с ширмой справа находятся два стула изображающие диван. Диван стоит боком, немного в три четверти к залу. Около дивана низкий столик с журналами.
Музыка становится тише. На сцену из-за правой ширмы выходит женщина. Это Маша.
Она по-хозяйски поправляет предметы, двигаясь под музыку в стиле немого кино. Это пантомима. Наконец Маша усаживается за стол и перебирает карты. Музыка смолкает.
Звонит мобильный телефон. Маша отвечает на звонок
МАША. Алло! Роза Ты уже приехала! А ты где? Ах уже внизу! Так, нажимай 2В3540. Открылось? Отлично! 6 этаж. Да. Жду!
Маша встаёт из-за стола и напевая в полголоса, подходит туда, где вешалка и ступени. Слышен дверной звонок. В это время в дверь внизу входит Роза и
поднимается по ступенькам на сцену (в квартиру)
РОЗА. Манечка, здравствуй! (обнимаются)
АЛИСА. (неожиданно подаёт голос.) – Здравствуйте! Я вам очень рада.
МАША. – Алиса выключись!
РОЗА. (Маше). Ох как у тебя тут… ну как ты?
МАША. – Я? Лучше всех! Ты же меня знаешь, но пасаран! Проходи, сейчас будем пить чай. У меня есть свежие Эклеры!
Уходит в глубь сцены за ширму, возвращается с чашками. Накрывает на стол. Ставит чашку и вазу с вареньем. Плетёную корзиночку с печеньем и эклеры.
АЛИСА. Звучит очень вкусно, приятного аппетита!
РОЗА. (Смеётся). Ох как здорово! Вазочка варенье! Как в детстве. А я тоже вкусняшки к чаю купила. (подходит к столу и выкладывает булочки) Я ж знаю, как ты сладкое уважаешь. Помнишь в санатории мои плюшки наворачивала?
АЛИСА. Конечно, а ещё пироги с капустой, творожные кексы, яблочные пироги.
МАША. Алиса тебя не спрашивали, выключись. Ох уж эта колонка! (смеётся)
Маша снова уходит в глубь сцены и приносит коробку с пирожными.
РОЗА. Я смотрю тебе тут не скучно, если что есть с кем поболтать! Пойду руки помою… (уходит за правую ширму. голос из-за ширмы). Вообще-то, мне бы надо на диету, совсем я что-то расслабилась. Сама готовлю, сама ем. Надо худеть.
Снова включается колонка Алиса.
АЛИСА. Сколько вы весите, если не секрет?
РОЗА. (выходя к столу, возмущённо). Не твоего ума дело, коробка с проводами! (садится за стол)
МАША. Алиса выключись!
АЛИСА. Ну вот, а диалог так хорошо начинался.
МАША. Ох, она у меня живёт своей жизнью. Я с ней часто разговариваю, она, по-моему, думает, что она член семьи.
РОЗА. Она не может думать, это просто искусственный интеллект!
МАША. Ну ведь интеллект! Ладно я за чайником, слышишь?
Свистит чайник, Маша уходит за ширму, возвращается с чайником и ставит его на стол
РОЗА. Маня, почему ты не избавишься от этого хлама? Это же ископаемое! Такие чайники давно не в моде. Сейчас во всех приличных домах суперсовременные электрические чайники и кофемашины.
МАША. (Наливая чай) Суперсовременная у меня умная колонка, мне достаточно. Я уже жалею, что купила её, какой-то порыв был. А! (Машет рукой) А как Аркаша любил этот чайник, он с ним разговаривал! Чайник свистит, а он встаёт и на кухню кричит. «не ругайся, я иду!» Он добрый был…Таких как Аркаша больше не осталось…наверное.
Маша садится.
РОЗА. Ну а если встретишь кого?
МАША. (задумалась) Не знаю, жизнь покажет. А пока будем наслаждаться пирожными. Вот скажи на милость зачем тебе худеть? Ты, и так красавица! Фигура прекрасная!
АЛИСА. Я за здоровую красивую фигуру
РОЗА Спасибо конечно, но нам красавицам тоже приходится работать над собой. Надо быть в боевой готовности. А то пошла мусор вынести и навстречу твоя судьба с ведром. А ты уже при параде! Поэтому всегда макияж, красивое бельё, на всякий случай! (обе смеются, Маша машет рукой, мол ну тебя)
МАША. Слушай, ну расскажи, как у тебя дела?
РОЗА. А что дела, я по-прежнему шеф повар. Вот только у нас практиканты эти, просто беда! Рецепты учить им лень. Они видишь ли гении! Всё делают на глаз. Безобразие! А у меня потом отдыхающие с толчка не вылезают. А кого винить будут? Ты же понимаешь, санаторий — это место куда люди за здоровьем приезжают! Вот год назад, когда ты у нас в «Новом источнике» отдыхала, какие кадры были! Мои девочки всю кухню наизусть знали. Эх… только теперь они на пенсии, а я с этими лоботрясами мучаюсь. (вздохнула и махнула рукой)
МАША — Сочувствую… Хотя я тебя понимаю. У нас в институте тоже всё не так, как хотелось бы. Сейчас больше читают литературу по мотивации, по бизнесу… эх, а история живописи? А изучение шедевров мирового искусства? Кому это всё нужно?
…Кстати, я тебе приготовила подарок. Это очень интересная книга, о художниках передвижниках. Надеюсь, будет интересно.
Маша встаёт и уходит к экрану, там со столика берёт книгу.
МАША. Держи.
Роза тоже встаёт и поставив чашку на стол берёт книгу. Рассматривает, листает.
РОЗА. Ой, вот спасибо! Буду читать перед сном. (идёт к сумке и убирает подарок)
МАША. Перед сном тебе не книгу читать надо, а… любимого обнимать.
РОЗА. Ты так говоришь, как будто я против, я очень даже за! Но у меня очередь за дверью из принцев не стоит!
МАША. А тебе принца подавай! Роза! Нормальный мужчина тебе уже не подходит?
РОЗА. А где ты нормальных-то видела? Они уж состарились все! Некоторые помирать начали. А кто не помер, тот болеет, храпит, или женат вообще. Вот где их искать? Я как раз отпуск на две недели и взяла, тебя повидать и может личную жизнь удастся устроить…
Маша приглашает Розу снова за стол. Они садятся меняясь местами. Наливают чай, жуют. Маше приходит в голову идея.
МАША Послушай, мне тут подумалось, а что, если мужчина будет немного моложе? Это тоже хорошо, кровь забурлит!
РОЗА. Да где я его молодого-то возьму Мань? У тебя так всё просто…
МАША. Я знаю где! У нашей завкафедрой есть родственник. Холостой, интеллигентный, умница и красавец, в шахматы играет! Правда живёт с мамой… но он перспективный!
РОЗА. Умница и холостой? Шутишь? Так не бывает! Да и с мамой живёт тоже не вариант. Шахматы говоришь? Ну не знаю…
МАША. Ну вот поэтому ты и одна! Всё тебе не так.
РОЗА. Ой, кто бы говорил! Ты десять лет после Аркаши никого к себе не подпускаешь. Сама рассказывала. Я считаю давно пора мужичка найти! Для здоровья полезно, я читала. Там какой-то гормон от этого … эндорфин, кажется, я плохо помню. Но ты меня поняла.
МАША. Роза, ну какие гормоны?! Я Аркашу ни с кем не могу сравнивать. Это был близкий мне по духу человек. Мы вместе ходили на спектакли, на концерты…да что там, всё в жизни стало по-другому после него. Так внезапно, так странно…я до сих пор не могу осознать, что его нет. Ой, ну не будем о грустном! Может всё-таки я поговорю с нашей заведующей? Дадим шанс человеку, может всё и сложится.
Роза неожиданно вскакивает, идет к сумке, достает косметичку, прихорашивается. Пудра, смотрится в зеркало. Говорит одновременно.
РОЗА. Ну уж я не знаю кому можно давать шансы, а кому нет. Но мне бы уже такого, чтобы устроен был уже. И чтобы покладистый был, а то у меня характер.
Тоже встаёт, подходит к подруге. Обе стоят в центре.
МАША. У тебя? Да что-то я не замечала.
РОЗА. Потому, что ты добрая. А мне слово поперёк и всё. Считай не жилец! А ещё я так устаю после работы, что не до готовки. На работе у духовки так напаришься, на продукты смотреть не могу. А они же едят постоянно!
МАША. Кто?
РОЗА. Мужики! Чуть что в холодильник ныр! И стоит, пялится туда как в бездну. Я не понимаю, неужели нельзя сразу понять, что тебе надо, а Мань? Прям гуманоиды какие-то.
МАША. Роза, они действительно другие. Как говорят, «мужчины с Марса, а женщины с Венеры». А мне всегда нравилось для Аркаши готовить. Он так радовался! Так причмокивал! (обе смеются) Что и говорить, поесть мой муж любил!
РОЗА. Ну видишь какая ты умница, а я комфорта хочу. У меня уже был один… пахала на него дома, варила и парила. А что потом? Улетел к молоденькой! А я дочь поднимала. Нет, мне нужен такой, чтобы с квартирой и без прицепа. Мне или всё или ничего! А что, моя дочь взрослая, своей жизнью живёт. Имею право! Я хочу в Москву, и чтобы мужчина хороший, а так не пойми что мне нужно. Лучше тогда одной в Вологде так и оставаться. Там нищебродов хоть… ложкой черпай!
МАША. Ну, это всё ерунда! Отговорки. Если бы ты встретила своего человека, вот как я и Аркаша, тогда ты бы и готовила, и убирала с превеликим удовольствием, поверь мне! Тем более, сейчас столько техники в помощь!
РОЗА. Ой не говори! Помощнички! (смеётся) Я тут недавно купила себе робот пылесос.
МАША. И что?
РОЗА. Что! Он идиот! Зажевал мои длинные шторы, и новое кружевное бельё!
МАША (со смехом). А не надо кружевное бельё разбрасывать!
Роза шутя щиплет Машу, та смеётся и отбивается
РОЗА. Я не разбрасывала, просто быстро снимала. (смеются) А ещё он упрётся в угол или дверь и стоит, как те мужики у холодильника. Жужжит сволочь, на нервы действует, бесит.
МАША. Ох подруга, и правда, трудно тебе пару найти. Ещё чаю?
Роза и Маша снова садятся за стол, Маша принялась раскладывать карты.
РОЗА. Ты что же гаданием занялась? (смеётся)
МАША. Да, ты знаешь это очень увлекательно. Я люблю по вечерам разложить пасьянс. Очень успокаивает и логику развивает. Но могу и погадать! Хочешь разложу тебе на любовь?
РОЗА. Ну разложи.
Маша раскладывает карты и мурлычет себе под нос. Роза подпевает ей.
МАША. Ну вот, смотри что получилось. Тебе предстоит долгая дорога, встреча и бубновый король! Это свидание, точно тебе говорю! Ну так что, я знакомлю тебя с Марком?
РОЗА. С каким ещё Марком?
МАША. Ну тот родственник нашей завкафедрой, ну я только что тебе рассказывала Роза!
РОЗА. Ну ладно-ладно, сдаюсь, знакомь. Пусть он мне позвонит.
МАША (с иронией в голосе). Ну слава Богу! Свершилось!
РОЗА. Мань, я поеду, устала ужас, всё-таки с дороги, спать хочу не человечески! Поеду в отель и высплюсь. Спасибо за чай, пирожные супер! За книгу спасибо, прямо завтра и начну читать.
Подруги встают и подходят друг к другу, обнимаются.
МАША. Ой ну вот, и не посидели как следует…ну ладно, завтра созвонимся. И обязательно потом мне расскажешь, как прошло свидание!
РОЗА. Ну конечно расскажу, сводница!
АЛИСА. Удачи вам! Буду ждать вас здесь.
Обе подруги смеются. Маша провожает подругу. Роза уходит через боковую дверь.
Маша, оставшись одна, убирает чашки со стола, поправляет стулья и уходит за кулисы. Музыка.
ДЕЙСТВИЕ 2
На экране изображение кафе. Музыка затихает и входят герои.
МАРК. Ну вот тут очень уютно! Здесь варят хороший кофе. Вы какой предпочитаете?
РОЗА. Я люблю Капучино (эспрессо, латте. не важно)
МАРК. Прекрасно! Я сейчас всё принесу, Вы присаживайтесь Роза и пожалуйста, отдыхайте.
Марк усаживает спутницу за столик и удаляется за кофе. Роза осматривается.
Музыка продолжается. Возвращается Марк. В руках у Марка поднос, на нём две чашки. Музыка прекращается
МАРК. Вот пожалуйста. (читает стихи)
Как вкусен кофе утром летним
В росисто-щебетном саду.
За стадом, за быком последним
Идёт пастух, пыхтя в дуду.
За ним несётся вскачь корова, как помелом, хвостом маша.
И милолица, и здорова
Девчонка деет антраша…
РОЗА. Хорошие стихи. Это Вы написали?
МАРК. Это Игорь Северянин. Но мне приятно спасибо! Кстати, это любимое мамино стихотворение.
РОЗА. Кстати?
МАРК. Могу я поинтересоваться, почему такая прекрасная Сударыня одинока?
РОЗА. Сударыня??
МАРК. Ну а что я должен был сказать? Не девушка же, это как-то невежливо. Мы с вами люди, другого поколения…
РОЗА. Поколения? М-да… Неприятные у вас комплименты.
МАРК. Ну почему вы обижаетесь? Я к вам со всем уважением и с добрыми намерениями.
РОЗА. С добрыми намерениями? Что это значит? С добрыми намерениями!
МАРК (смущённо). Как-то мы неудачно начали… давайте заново попробуем? Вы попробуйте кофе Роза, он здесь очень хорош! Как говорит моя мамочка, ум отъешь!
РОЗА. (посмотрела на Марка с непониманием) Ум? Ну ладно, я согласна, давайте попробуем начать сначала (пробует кофе), да действительно кофе приличный. А вы тут часто бываете?
МАРК. Захаживаю. Тут варят настоящий качественный кофе, арабика. Видите ли Розочка, я кофеман, ценю аромат хороших зёрен. С удовольствием варил бы сам, но я очень занят и дома бываю редко. Так что дома кофе обычно варит мама, по старинному рецепту, о, она это делает божественно! Если хотите, мамочку попрошу, и она вас научит?
РОЗА. Нет, спасибо! (с сарказмом в голосе) Я предпочитаю растворимый. И пожалуйста не называйте меня Розочка, моё имя Роза! Я так думаю, не просто найти спутницу, если у вы такой занятой? Вообще-то мне о вас говорили много хорошего. Ну, что вы очень образованы и много знаете? (кокетничает с надеждой, что всё не так плохо) Так чем Вы всё же занимаетесь? У вас свой бизнес? Мне очень интересно.
МАРК. Ну-у, по первому замечанию отвечу, что мне казалось, что Розочка звучит приятно. Вот моя мамочка всегда называет меня Маркуша, мне нравится. Так что я не имел в виду ничего плохого, просто хотел сделать вам приятное. И напрасно вы отказываетесь от рецепта. Моя мамочка много хороших рецептов знает. Впрочем, как пожелаете. Теперь на второй ваш вопрос, отвечаю. Да, вы знаете, я действительно работаю много. Но, мне кажется, это не совсем прилично будет, если я сразу начну рассказывать о себе и своей работе. Я думаю, гораздо интереснее послушать вас, лучше ВЫ расскажите о своей жизни, о своих увлечениях. Где бывали, что вам нравится? Что волнует, что тревожит?
В этот момент Роза уже приготовилась начать говорить, открыла даже рот… но Марк не даёт ей шанса произнести ни звука. Роза ошарашена таким поведением,
она удивлена и возмущена одновременно. Ей ещё и смешно от такого странного поведения. Тем временем Марк начал свой монолог. Роза вынуждена слушать.
МАРК. -Ну ладно хорошо! Давайте обо мне, раз вы так настаиваете.
…Нет, я не бизнесмен, скорее научный работник, но с коммерческой жилкой. Много репетиторствую, пишу статьи под заказ… Моя область – математика, и в ней предпочитаю теорию чисел – квадратичные законы взаимности, разложения в кольцах главных идеалов… Люблю теорию групп… Вы ведь знаете, что такое группа? Это любое множество, на котором определена бинарная операция, удовлетворяющая естественным аксиомам ассоциативности и единственности обратного элемента. Примером группы может служить множество симметрий какого-нибудь объекта, например (присматривается) вашего лица… Или вот – кубик Рубика (достает его), красивая игрушка, не правда ли? А все его повороты образуют группу, и здесь можно применять эту теорию, представляете?...
Под музыку Марк много жестикулирует. Пантомима Марка и Розы. Когда пантомима заканчивается, звучит звонок мобильного Розы. Она облегчённо и радостно снимает трубку.
РОЗА. Маня!? Манечка привет! Что случилось? (шёпотом в трубку). Скажи, что я тебе срочно нужна!!! (громко) Да-а? Случилось что-то ужасное? Я тебе срочно нужна? Ну конечно, я немедленно выезжаю к тебе!
Во время разговора по телефону Марк сидит терпеливо слушая. Видно, что ему не терпится досказать то, о чём он рассказывал. Роза отключает телефон и обращается к кавалеру:
РОЗА. Марк прошу меня извинить! Вы очень интересный собеседник. Но увы, мне придётся вас покинуть. Моей лучшей подруге срочно нужна моя помощь!
МАРК. Жалко!.. Я не успел рассказать самое интересное… Может, я могу чем-то быть полезен? Хотите, я поеду с вами? А по дороге покажу, как умею собирать кубик! Представляете, пока вскипает чайник, я успеваю разобрать его и собрать два раза!...
РОЗА (слишком поспешно прерывает его) Нет! (и более спокойно) Спасибо за предложение Марк, но это личное, женское. Спасибо за кофе, и…привет вашей мамочке! На связи!
Роза поспешно ретируется.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Проигрыш между 2 и 3 сценами
На сцене, на экране появляется изображение, разделённое пополам.
Слева, квартира Маши, справа номер в отеле Розы. Во время проигрыша Маша выходит на сцену из-за кулис и садится к столу. Чуть позже, с другой стороны, в номер отеля входит Роза. Музыка звучит фоном. Роза набирает номер подруги.
Музыку прерывает звонок телефона Маши. Музыка затихает.
РОЗА. Манечка…
МАША. Роза ты дома?
РОЗА. Да, я уже в номере. Ты не представляешь, как вовремя ты позвонила! Я думала уже как сбежать! (смеется)
МАША. Роза что случилось? Ты меня напугала своим тоном!
РОЗА. Да ничего не случилось, просто свидание было кошмарным!
МАША. Боже мой, ну неужели все так плохо? Марк такой положительный и умница. Я его видела, он мне очень понравился!
РОЗА. Ну вот и забирай его себе, раз он тебе так приглянулся! (со смехом)
МАША. Боже мой ты о чем? Я вообще эту тему поднимать не хочу! После Аркаши…
РОЗА. Да знаю-знаю, после твоего Аркаши никто не сравнится с ним. Ой, ну прости-прости! Ну, ты же сама сказала, понравился.
МАША. Но я фигурально!
РОЗА. А зря. Тебе бы надо тоже подумать о себе. Сколько можно с колонкой и чайником разговаривать?
МАША. Так что всё-таки случилось? Что такого Марк сделал?
РОЗА. Да ничего он такого не сделал! Он милый и очень симпатичный молодой человек, и даже скажу прямо очень привлекательный!
МАША. Ну-у-у!!
РОЗА. Ну что ну? Он нудный! Он, конечно, очень умный и образованный, но для меня он какой-то…пластмассовый что ли…я вообще не понимаю, что он несёт!
МАША. Ой Роза, знаешь, на тебя не угодишь! Жаль, упустила такого мужчину.
РОЗА. Да ладно Мань, я не так уж страдаю, как тебе кажется. Может оно и к лучшему, что так вышло? А давай куда-нибудь сходим в субботу, посидим? Может там что интересное нарисуется?
МАША. Давай. Я в интернете сегодня прочла, новая выставка живописи в нашей галерее.
РОЗА. Выставка? Я думала в ресторан или кафе. Сама знаешь, на выставки не очень-то мужчины ходят.
МАША. Ох, Роза! Ну хорошо, сначала на выставку, а потом в кафешку мою любимую, там вкусно!
РОЗА. Ну хорошо, договорились. В пять?
МАША. В пять!
РОЗА. Обнимаю!
МАША. И я тебя!
Роза прихорашивается, берёт сумочку и уходит вниз, в боковую дверь.
Маша, не спеша, прибирает на столе и удаляется за ширму, за кулисы.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
На экране появляется картинка парка. Из-за кулис выходит Роза. Она уже по-другому одета. Останавливается, смотрит на часы, ходит вперёд и назад в ожидании подруги. Проигрыш. Появляется Роза.
Снизу из боковой двери появляется Роман, за спиной гитара на ремне.
Музыка затихает
РОМАН. Девушка вы не подскажете, который час?
РОЗА. Без пяти пять.
РОМАН. Погода сегодня чудесная, не правда ли?
РОЗА. М-да… всё чудесно (слегка кокетничает по привычке)
РОМАН. Я думаю, тут проезжал грузовик с красавицами и одну выронил, это не вы случайно?
РОЗА. Боже, какая пошлость! Такой подкат для знакомства был при царе горохе.
РОМАН. Да, это он меня и научил (смеется собственной шутке). А почему такая умная и красивая женщина скучает одна?
РОЗА. Я не скучаю, я жду подругу. (оглядывает и оценивает мужчину, и разочарованно говорит) Мужчина вы идите, идите куда вы там шли.
РОМАН. Хотите, я вас развлеку, пока вы ждете? Давайте я вам спою?!
РОЗА. Не напрягайтесь.
РОМАН. Ну что вы, мне совсем не трудно! Даже приятно!
Берет гитару и начинает петь, песня плавно переходит в пантомиму. Затем приходит Маша, она удивлена, но слушает. Музыка и пантомима заканчиваются.
РОЗА. Маня! Ну, наконец-то! Меня тут атаковал какой-то гитарный маньяк
РОМАН. Я не маньяк! Я просто люблю петь!
РОЗА. Напрасно!
МАША. Петь это хорошо. А вы кто?
РОМАН. Позвольте представиться Роман! Какая милая дама (целует ручку)
МАША. (улыбаясь) Боже, как старомодно!
РОМАН. А вот ваша подруга меня прогоняла и не желала слушать. А ведь я просто хотел поднять ей настроение. Она такая серьезная. А вы такая обаятельная дама!
Маша включает режим свахи
МАША. Ох, благодарю. Ну что вы, Роза у нас очень веселая и добрая, просто она ждала меня и сердилась, что я задерживаюсь. (Роза все это слушает с недовольным лицом) Мы идем в галерею на выставку живописи.
РОМАН. А можно я составлю вам компанию?
РОЗА. Это с какого перепуга?
МАША. Конечно! Разумеется, пойдемте! (в сторону подруге) Не будь такой придирой! Посмотри, какой веселый и положительный мужчина.
Все удаляются.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
И снова герои появляются через боковую дверь. Беседуя, они поднимаются по лестнице на сцену-выставку. Герои встаю треугольником, каждый к своей картине.
Подруги и Роман изображают, что рассматривают картины.
Музыка останавливается
РОМАН. Какие краски!
РОЗА. Ну да, красивые картины…
МАША. (улыбаясь). Это Пикассо
Герои меняются местами. Начинает звучать музыка. Появляется жена Ромы Лена.
Пантомима Лены. Музыка затихает
РОМАН. Здесь не хватает только музыки! (собирается взять в руки гитару)
РОЗА. Да вы и правда маньяк!
МАША. Здесь нельзя шуметь! Роман!
Роман поворачивается и видит Лену. Идет навстречу. Оба на авансцене.
РОМАН. Лена? (удивленно)
ЛЕНА. Рома! (разоблачающе)
РОМАН. Лена! (заискивающе)
ЛЕНА. Рома! (упрекая)
РОМАН. Лена! (подлизываясь)
ЛЕНА. Рома! (Почти плача)
Всё это время подруги стоят в глубине у экрана, замерли в удивлении, наблюдают.
РОМАН. Леночка ну что ты делаешь?
ЛЕНА. Рома ты опять!?
РОМАН. Ну что опять? Радость моя, ну я просто пел.
ЛЕНА. Я знаю, что и как ты пел! Чего ж ты только бабам поёшь, певун? Вон мужчину останови и пой ему! Ты позоришь нашу семью!
РОМАН. Но ты же запрещаешь мне петь дома!
ЛЕНА. Да, потому что от твоих воплей даже попугай скончался! Ты плохо поёшь!
РОМАН. Но тогда почему ты слушаешь, когда я пою у костра, в наших походах?
ЛЕНА. Потому что там с тобой ещё десять человек поют, тебя не слышно.
РОМАН. Лена!
ЛЕНА. Рома!
РОМАН. Лена!
ЛЕНА. Рома я сказала!
РОМАН. Ну Лена (подлизываясь)
ЛЕНА. Ну Рома (сдаваясь)
Рома начинает что-то петь. Что-то вроде «солнышко лесное». Подруги так и стоят, только изредка переглядываясь. Из-за кулис на звук голоса выходит служащая галереи Лариса
ЛАРИСА. Граждане! Что это за безобразие вы тут устроили? Это в храме искусства!!! Тут шуметь нельзя! Надо разговаривать шепотом! А вы поёте! Ну ка немедленно покиньте помещение! А то я сейчас милицию вызову!
Супруги ретируются со словами «уходим, уходим и не очень-то и хотелось»
Лариса поворачивается к Маше и Розе
ЛАРИСА. И вы дамочки, тоже на выход!
Подруги молча показывают пальцем на себя с удивленным лицом.
ЛАРИСА. Да-да! Вы тоже! Я не вчера родилась, все понимаю, всё вижу, кто тут провокатор. Покиньте храм искусства!
В это время из-за кулис появляется мужчина, это Иван. Он частично слышал происходящее и решил вступиться за дам.
ИВАН. Ну что же вы милая барышня так сердитесь? Посмотрите, какие интеллигентные женщины. Они не могут ничего нарушить, я ручаюсь. (Дамы в это время кивают)
ЛАРИСА. Знаю я таких интеллигентов, приходят, а потом картины повреждены, или пропали! (нападая на них) Может вы все из одной шайки?
Роза очнулась и пытается постоять за себя и подругу
РОЗА. Да что вы себе позволяете? На себя посмотрите! Ни из какой мы не из шайки.
Маша пытается успокоить Розу и увести. Мол, ну их!
ЛАРИСА. Не знаю, не знаю. А только вы тут нарушаете! На выход!
ИВАН. Ну тогда и я с ними уйду, как главарь шайки!
ЛАРИСА. Плакать не будем!
Иван приобнимает дам, и они вместе выходят по ступенькам в боковую дверь.
Лариса остаётся одна. Говорит картинам.
ЛАРИСА. Странные люди! Ходят тут как у себя дома, песни распевают, а кто отвечает? Лариса! Порядок нарушают, в таком-то месте! А без порядка ничего хорошего быть не может! Вот вы, всегда тут, всегда рядом, все на своих местах. Душа радуется! Вы же мне все как родные! Я же каждого наперечет! У меня же кроме вас никого …
А эти… видите ли знакомятся они, флиртуют (пожимает плечами). Нет вы видели? Тоже мне…нашли с кем знакомиться! (в сторону ушедших) Мы это проходили! Знаем-знаем, (говорит картинам) сначала вот так языком треплют, обещают, очаровывают. Втираются в доверие. Ты веришь, надеешься, ходишь счастливая, всю себя в отношения вкладываешь. А что потом… человек просто исчезает, неожиданно, подло! И не звонит. Никогда. И все они так, все одним миром мазаны! Нет им больше веры! И нет никакой надежды…потому, что нет любви…зато, есть искусство! И есть порядок! А порядок, это хорошо!
Музыка. Пантомима Ларисы. Лариса уходит.
Как только Лариса уходит, на экране снова появляются изображения парка, как было до выставки. В боковую дверь прогулочным шагом входят подруги и Иван. Кто-то из них смеётся, они продолжают беседу. Музыка затихает.
ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ
ИВАН. Какая строгая тётя! Я давно себя не чувствовал так, словно я школьник, и меня учительница отчитала. Того гляди родителей в школу вызовет!
МАША. Да мне тоже страшно стало. (Смеются)
РОЗА. А, по-моему, она возмутительно поступила. Шумели другие люди, а выгнали нас!
МАША. Возможно, у неё плохое настроение или вообще, не очень счастливый человек. Так бывает.
РОЗА. Бывает, вот только на окружающих гавкать не надо.
ИВАН. Согласен, не надо. Но, возможно, это событие носит не негативный, а позитивный характер. Давайте будем считать, что это судьба нас познакомила таким причудливым способом. (с интересом смотрит на Машу). У меня предложение, давайте отметим наше знакомство в каком-нибудь милом уютном месте? Вы же не возражаете против чашечки ароматного кофе? (Снова смотрит на Машу)
МАША. Ох, вы знаете, я бы с радостью, но мне нужно домой. Очень! Там…очень важное дело есть…одно. (она смущена, ей тоже понравился Иван, Маша маниакально хочет пристроить подругу). А вы идите! Обязательно идите!
РОЗА. Нет без тебя мы не пойдём, тем более кофе я, кажется, теперь долго не захочу. (они с Машей переглядываются и усмехаются, поняв друг друга)
ИВАН. Ну не хотите кофе, можно чаю выпить, с пирогом!
МАША. Вот, очень хорошо! С пирогом замечательно! Идите-идите! (Начинает пихать Розу). А я… я в другой раз с вами пойду.
ИВАН. (к Розе). Ну что же пойдём? Тут совсем рядом замечательная чайная Волконский! Там прекрасная выпечка!
РОЗА. У меня кажется дежавю. Ну хорошо, идёмте.
ИВАН. Вот и славно! (хором с Машей)
МАША — Вот и славно!
Подруги обнимаются, шёпотом обещают созвониться. Маша уходит за кулисы, за ширму. Роза и Иван, гуляя, идут к чайной и разговаривают.
ИВАН. Жаль конечно, что ваша подруга не смогла пойти с нами.
РОЗА. Да, мне тоже жаль. Иван ну расскажите же о себе. А чем вы занимаетесь? (кокетничает по привычке)
ИВАН. Я писатель.
РОЗА. Как интересно, а что вы пишете? Любовный роман?
ИВАН. Нет Роза, это не роман. Я пишу исторический детектив.
РОЗА. Очень интересно… расскажете?
ИВАН. Послевоенное время, первая половина двадцатого века.
Музыка. Пантомима Ивана. Музыка затихает. Пантомима закончена.
ИВАН. Я вам подарю книгу, как только она выйдет! И Маше, конечно тоже подарю… А знаете Роза, в моём сочинении тоже есть героиня по имени Мария.
РОЗА. Да что вы говорите! Ну надо же! А Розы там нет? (Смеётся)
ИВАН. Нет. Розы нет, извините…
РОЗА. Боже мой, зачем Вы извиняетесь? Глупости какие! Лучше расскажите, это достойно оплачивается? Ну такие книги?
ИВАН. Вы простите Роза, но я не из тех писателей, которые получают гонорары и Пулитцеровскую премию, к сожалению…
РОЗА. Какую премию?
ИВАН. Не важно, просто я хотел сказать, что работаю в издательстве редактором. А книгу пишу для души. Так что её издание вряд ли принесёт мне состояние. Скорее наоборот. Я больше потрачусь.
РОЗА. Жаль. А зачем же тогда писать?
ИВАН. Это моё хобби. Не для заработка. Мне просто очень интересно этим заниматься.
РОЗА. Не для заработка? Мм… Ну а где вы живёте? Вы же не женаты?
ИВАН. Нет Роза, я не женат. К сожалению, моя личная жизнь не сложилась. Живём мы в старом районе Москвы.
РОЗА. Кто это мы? Вы ТОЖЕ с мамой живёте?
ИВАН. В каком смысле тоже? Нет, я живу один. А «МЫ», потому что это я и книги, коими заполнена вся моя небольшая однокомнатная квартира. Скажите Роза, а ваша подруга Маша замужем?
РОЗА. Однокомнатная, мм… понятно. Нет Иван, Маша не замужем. Она вдова.
ИВАН. Извините…
РОЗА. Ничего, это случилось давно.
ИВАН. А вы давно дружите?
РОЗА. Нет, мы познакомились прошлым летом. Маня отдыхала у нас в Вологде, в санатории. Я там работаю. Она часто приходила к нам в буфет, у нас чай очень вкусный! А ещё сдоба свежая, я пеку… ну вот, Маня и полюбила мою выпечку. Болтали-болтали и подружились. Год переписывались. А сейчас я в отпуске, приехала Москву посмотреть и Машу проведать.
ИВАН. (задумчиво)Чай и я люблю. А со сдобой, это вообще прекрасно! Знаете, Роза чаепитие для меня — это целый ритуал! Я люблю чтобы на столе стояла такая ваза на ножке, как в моём детстве, с вареньем. И плетёная корзиночка с печеньем или плюшками. Потом я ставлю на огонь чайник и жду. А когда он засвистит…
РОЗА. Засвистит??
ИВАН. Да, у меня старый чайник со свистком. Мне нравится этот звук, в нём есть что-то домашнее, тёплое и уютное. Ну вот, я тогда бегу на кухню и говорю ему…
РОЗА. Кому ему?
ИВАН. Чайнику. Говорю не ругайся, я иду! Ну вот и потом крепко завариваю чай, аромат по всей кухне! Хорошо… Вот только грустно немного пить чай в одиночестве…
РОЗА. Мне всё ясно! Ископаемое!
ИВАН. Что ясно? Какое ископаемое? Где?
РОЗА. Немедленно едем к Маше!
ИВАН. Как это? Что Вы Роза! Это совсем неудобно!
РОЗА. Ещё как удобно! Поехали!
Роза тянет Ивана. Оба уходят. Музыка. Проигрыш.
ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ
На экране квартира Маши. Хозяйка входит в комнату из-за ширмы. Накрывает на стол. Ставит чашку и вазу с вареньем. Плетёную корзиночку с печеньем. Раздаётся звонок в дверь. Маша идёт открывать. В квартиру входят Иван и Роза. Маша удивлена. Иван смущён, он жмётся при входе и стесняется проходить. Роза настроена решительно.
РОЗА. Мань, извини, но мы вот так без предупреждения. Я решила, что напрасно мы тебя отпустили. Втроём пить чай веселее. Ты же не против?
МАША. Ну конечно… я не против. Иван, проходите не стесняйтесь. Я как раз собиралась пить чай. Роза помоги мне, чашки там в буфете.
Роза идёт за чашками. В это время свистит чайник. Маша спохватывается пойти за ним.
ИВАН. У вас чайник со свистком?
МАША. Да… это он так кипит. Я сейчас принесу…
ИВАН. Да-да, я знаю, у меня тоже…чайник со свистком… Я принесу! Вы же позволите?
МАША. Пожалуйста… если вам угодно…
ИВАН. (чайнику) Не ругайся, я иду! (Уходит)
У Маши подгибаются колени, она садится у стола. Подпирает щёку рукой и задумывается. Роза с чашками в руках наблюдала за этой сценой. Она подходит к Маше и ставя чашки на стол говорит:
РОЗА. Мань, это судьба. Не зевай! Он же тебе нравится, я сразу увидела!
МАША. Перестань! Что ты говоришь? Я хотела тебе, для тебя! И хотя Иван мне правда симпатичен, но я думаю это глупо. Какая судьба? А вдруг нам будет плохо вместе? Ведь мы же два совершенно незнакомых человека!
АЛИСА. (неожиданно подаёт голос) Даже не знаю, но если они друг друга любят, то им и не может быть плохо вместе.
РОЗА. Молодец Алиса! Вот сейчас не в бровь, а в глаз! Ну что ты теряешь? Давай Маня действуй!
АЛИСА. Это замечательно! Надеюсь, у вас всё получится.
РОЗА. Ты видишь? Даже искусственный интеллект на моей стороне.
МАША. Но это всё выглядит смешно!
АЛИСА. Ничего страшного, главное, чтобы вам было хорошо.
РОЗА. Вот! Золотые слова!
С кухни возвращается Иван с чайником в руках. Маша помогает ему с подставкой.
Все садятся пить чай. Звучат обычные фразы застолья.
РОЗА. Горяченький, хорошо.
ИВАН. Машенька, вам подлить чаю?
МАША. Да, благодарю…
Иван и Маша очень смущены. Для них новое чувство неожиданно, и они оба волнуются. Пытаются в себе подавить волнение и эмоции, но это плохо получается. Оба влюблённых ведут себя наивно и немного комично. Какие-то фразы повторяют друг за другом. Иногда запинаются и оговариваются. Не всегда понимают смысл сказанного.
РОЗА. Мань, а Иван мне рассказывал, что он книгу пишет.
МАША. Да что вы говорите? Как интересно! Расскажете Иван?
ИВАН. Но это не роман, это исторический детектив.
МАША. Прекрасно! Я обожаю детективы!
ИВАН. Правда?
МАША. Да…и историю тоже…
РОЗА. Маня у нас историю искусств преподаёт. Она вообще-то зануда бывает.
ИВАН. Зануда? Замечательно…
МАША. Вам положить варенья? Это малина…
ИВАН. Да, спасибо, замечательно… малина? Чудесно!
МАША. Иван, а вам нравится театр?
ИВАН. Театр? Замечательно (не понимая, что несёт) Да, спасибо, с удовольствием!
Иван протягивает своё блюдце, Маша этого тоже не замечает и машинально кладёт ему печенье. Роза наблюдает за парочкой. Она встаёт из-за стола и садится в стороне в стороне. Она понимает, что она лишняя и ей пора уходить.
РОЗА. Манечка, мне пора, я, пожалуй, поеду, ещё дела сегодня…
ИВАН. (с трудом скрывая радость) Роза вы нас покидаете? (встаёт из-за стола)
МАША. Роза, куда ты так торопишься? (встаёт из-за стола)
РОЗА. Я ведь Москву ещё толком не посмотрела, надо наверстать.
МАША. Ах, ну конечно, да, я понимаю.
РОЗА. Я уверена, вам без меня скучно не будет! Вы прямо пара «Иван да Марья».
Иван и Маша смущены
ИВАН. Спасибо вам Роза! Я уверен, и вы найдёте свой цветок!
МАША. Конечно! (говорит шутя). Надо найти Василия! Василёк и Роза, как красиво!
РОЗА. Главное, чтобы не попался «Нарцисс»!
Все смеются. Маша подходит к Розе и негромко ей говорит:
МАША. Ты оказалась права, кажется это судьба. Спасибо тебе! Но всё же меня мучает чувство, что я тебя подвела. Хотела помочь тебе, а получилось, что это ты мне помогла. Если я смогу для тебя что-то сделать, ты только скажи…
РОЗА. Мань, перестань! А знаешь, подари мне свою умную колонку. Она всё равно тебе теперь не нужна, а у меня будет собеседник. И какой. искусственный интеллект!
МАША. Да боже мой, Розочка, конечно!
Подруги обнимаются, и Маша отдаёт Розе умную колонку. Попрощавшись с Иваном, Роза уходит по лестнице из квартиры. Иван и Маша остаются одни.
МАША. Иван, может ещё чаю?
ИВАН. Да, спасибо, чудесно. (садится за стол)
Маша трогает чайник на столе
МАША. Ох, чайник остыл. Я сейчас подогрею, это быстро.
Маша уходит с чайником за правую ширму. Иван неожиданно встаёт из-за стола, немного отходит. Возвращается Маша.
МАША. Иван, что случилось?
ИВАН. Машенька, я не знаю как, но мне очень многое хочется вам сказать. Вы понимаете?
МАША. Да, я понимаю. Я тоже почему-то волнуюсь.
Звучит музыка. Пантомима Ивана и Маши, они танцуют. Звук свистящего чайника прерывает музыку. Иван и Маша замирают в статичной позе. Смотрят друг на друга, потом на зрителей.
МАША И ИВАН хором - Не ругайся. Мы идём!
Танцуя, они удаляются за кулисы.
Музыка.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №225121901664