Куда мы пришли и что нам делать дальше?

Предлагаю вашему вниманию несколько моих мыслей о возрождении казачества.

Я вырос в казачьей семье, и, естественно, из разговоров моих родственников и знакомых у меня сложилось особое мнение о казачестве. Часто слышал слово "казак" в адрес других людей, и это слово звучало по-разному: иногда как похвала, иногда с иронией, сарказмом и с множеством других интонаций.

В начале 90-х годов началось возрождение казачества. Мой отец и его ровесники негативно восприняли новых казаков, тогда как народ в целом отнесся к ним с надеждой, полагая, что с их помощью в стране будет наведен порядок. Когда я пришел работать в храм, я столкнулся с новыми казаками очень близко. Я наблюдал, как настоятель пытался вразумить их, убедить ходить в храм и жить по православным канонам. К чему это приводило, думаю, всем известно, и не буду углубляться в эти детали. Мое представление о казаках, сложившееся за десятки лет жизни, радикально отличалось от реальности, которую я видел.

Реальность оказалась крайне парадоксальной. Героями считались прямо противоположные люди, а отношение к религии оставляло желать лучшего. Наряду с православными традициями возрождалось и махровое язычество, причем с формальным отношением к обоим аспектам.

Впоследствии, начав изучать историю казачества, я заметил несколько важных моментов:

1. Разнообразие казачества: Казаки никогда не были едины ни в социальном, ни в религиозном, ни в культурном плане. Были казаки на службе России, сопредельных стран и просто те, кто не желал никому подчиняться.

2. Религиозное разнообразие: У казаков не было религиозного единства. Те, кто имел разные религиозные корни, сильно отличались друг от друга.

3. Этническое разнообразие: Даже среди тех, кого принято считать классическими казаками (например, Донскими), верховые, срединные и низовые казаки сильно отличались внешне. В 19 и начале 20 века целые населенные пункты приграничных областей причисляли к казакам, не обращая внимания на их национальность, культуру и религию.

4. Отсутствие анализа прошлого: Не было даже попытки проанализировать свое прошлое и понять причины трагедии начала прошлого века.

5. Фрагментарное знание истории: Знание истории оказывалось фрагментарным. Брали удобные факты из истории и традиций, не осознавая, что ситуация изменилась, и старая традиция сейчас либо не работает, либо ведет к противоположным результатам.

6. Постулаты возрождения: Возрождение строилось на постулатах, что казаки — это единый народ, которому нужен свой этнический статус. Однако на основе исторических фактов следует неутешительный вывод: единства на основе этноса не удалось достичь. Примеры налицо. В моей станице три атамана, каждый из которых считает себя представителем казачьего народа, и каждый отстаивает свою версию казачества. В Ставрополе, например, их шесть. Я уверен, что этот список можно продолжать.

Казаки разбегаются. Только у нас в Ростове за время возрождения казаков стало почти в сто раз меньше. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, и, слава Богу, у нас не так уж трудно блеснуть своими знаниями.

Может, все же стоит задуматься: куда мы пришли и что нам делать дальше?


Рецензии
Уважаемый Григорий Петрович! Ваша тревога по поводу возрождения казачества мне понятна. Не хочу Вас разочаровать, но самовозрождения казачества ожидать не стоит. Казачество, как служилый класс может возродиться только по воле и потребности государства. Посчитает государство, что ему нужны казаки, их создадут и наделят всеми правами, как того требует действительность. Бог должен быть в душе казака, а не напоказ. Казаки в России были многоконфессиональны и интернациональны, а служба царю - батюшке делала их монолитом. С этого и нужно начинать возрождение, а не с выбора атаманов.
С уважением,

Николай Панов   19.12.2025 18:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.