Рецензия к фильму Мелинда И Мелинда

"Мелинда И Мелинда" 2004
Ну, это американская трагедийно-комедийная мелодрама, снятая одним из величайших мастеров кинематографа Вуди Алленом. Что это значит? А это значит, что с девяностопроцентной вероятностью мы получим картину в духе театральных постановок с пятью миллиардами действующих лиц, в которой довольно утрированно, образно и уходя в крайности люди будут разбираться в вполне обычных бытовых проблемах и жизненных ситуациях. Собственно, так оно и получилось. И не зря я назвал кино не трагикомедией, а именно трагедийно-комедийным. Ибо благодаря хитрости маэстро мы получаем, как бы, две истории. Даже не две истории, а два варианта развития событий, вытекающие из одной конкретной ситуации. Один вариант развивается в миноре, а второй, соответственно, в мажоре. Хотя всё это условно. Нет такого, что вот тут надо лишь слёзы лить литрами, а тут живот рвать от хохота. Ход, конечно, замечательный. Показать, в принципе, одну и ту же драму, но с двух ракурсов, это здорово. Главное, не запутаться в Мелиндах.)) Их две, но она одна.)) Надо просто запомнить изначальные составы двух компаний и пристраститься к перепрыгам из, так называемых, минора в мажор. Я, если честно, в какой-то момент забыл у какой из Мелинд какой бэкграунд.)) Но гениальность Вуди Аллена как драматурга всё сглаживает. Потому что Мелинды хоть и главные, но они, скорей, камни преткновения. Важней то, что происходит с другими персонажами. И то, как мастерски режиссёр-сценарист держит смысловую гармонию в разветвлениях. Они ведь должны совпадать по многим параметрам. Это не две разные истории, а одна! Но в разных альтернативных реальностях. И мне кажется, это очень сложное по структуре кино. Возможно, не самое лучшее у старины Вуди, но одно из самых сложных. Ну и оказаться мне в мире, где всех девочек, женщин и бабушек зовут Мелиндами, если не пора перейти к сути.

Где-то в Америки в небольшой кафешке сидели за столиком четыре человека и демагогили риторикой о чём-то близком к поиску смысла жизни. Основной спор проходил между двумя драматургами. Один комедиант, а другой, соответственно, трагедиант. А вопрос спора поставлен ребром: наша жизнь – комедия или трагедия? Комедиант заявлял, что трагедия. Трагедиант уверял, что комедия. Это не парадокс. Каждый пишет о том, чего, по его мнению, не хватает жизни. В общем, это бесполезный спор оптимиста и пессимиста, чахнущих над полтишком водки в стомиллилитровом стакане. Тогда третий член беседы образно опустошил объект дискуссии и предложил поработать фантазией. Как будут развиваться в контекстах жанров события истории, в которой некая женщина поздним вечером постучала в дверь квартиры, где проходил дружеский ужин. Женщину зовут Валентина Семёновна. Нет! Пусть лучше её зовут Мелинда. Трагедиант тут же погнал в драму. Во-первых, хозяева квартиры. Супруга с постоянно слегка печальными глазами. Подала к столу изысканную вкуснятину. Добросовестная домохозяйка, дающая по воскресеньям с семи до восьми утра уроки музыки зевающим мимо нот детишкам. Её муж то ли сценарист, то ли артист, то ли постановщик. Это не так важно, ибо он всё равно не очень успешный. И этот ужин для него – шанс произвести впечатление на влиятельного продюсера, пришедшего с женой в гости. Ну и парочка друзей для массовки. "Ах вот ты вы как, сударь!" – зловеще ухмыльнулся Комедиант. И предложил своих хозяев. Супруга – успешная и перспективная помощница режиссёра, таранящая амбициями стены Голливуда. Хочет снять свой фильм, который завоюет двадцать семь с половиной Оскаров. Но ей не хватает два миллиона денег. Пять уже лежат в шкатулке под подушкой, а эти два надеется выдавить из продюсера, пришедшего с женой в гости. Муж, наоборот, нелепо-беспечный простачок. Снимается в рекламе зубной пасты, чудо-йогурта, шнурков и, в принципе, доволен. Готовит для праздничного стола морского окуня. То есть фартук на нём. Ну и парочка друзей для массовки. Пришло время выкладывать козырь. Мелинда. У Трагедианта -  это опустошённая тяжёлой судьбой женщина. Изменяла мужу, из-за чего тот теперь не позволяет ей общаться с двумя их детьми. Хотела покончить жизнь самоубийством, но приехала чёрт знает откуда к старым друзьям в надежде, что дадут ночлег. Хотя бы на пару месяцев. Комедиант не заставил себя ждать. Его Мелинда – соседка, снимающая квартиру этажом ниже. А постучалась к старосёлам, потому что обожралась снотворными таблетками и ей теперь хреново. Выгонять её нельзя, ибо ща сдохнет посреди пятой ступеньки, и негостеприимные всю жизнь будут с камнем на совести ходить. Таким образом хозяева квартиры с ней и подружились. Ну а дальше спорщики в кафешке погнали развивать сюжеты. Единомясля в одном направлении. Обеим Мелиндам нужен мужик. Чтоб были не так обезоруживающе одиноки…

Ну и что мне делать с такой прекрасностью? Правильно. Пойти на…придумывать смыслы и посылы. А здесь ведь столько плодородного на порассуждать. Чем Вуди Аллен и прекрасен. Он довольно простые вещи доводит до крайности, делает их неправдоподобно-правдоподобными и радуется. Но вопрос-то остаётся открытым.)) Так что у нас жизнью то? Комедия она или трагедия? Как по мне, ответ очевиден и прост как трижды три. Не дважды два, а трижды три. Больше того. Этот фильм вообще не отвечает на этот вопрос. Не потому, что вымысел двух мыслителей. Тут сильно проще. Чем минорная ветка отличается от мажорной (условные минор с мажором)? Только одним. Одним персонажем! В мажоре персонаж сильно беспечный, сильно забавный и сильно недраматичный. Всё! Он тоже пипец как переживает, мучается и страдает, но он делает это не так самоубивательно и меланхолично-рояльно. И вывод логичен. Жизнь – трагедия или комедия – целиком и полностью зависит от её восприятия. От твоих собственных характеристик. Можно быть полным расп***здяем, но ты так же будешь страдать от одиночества, невостребованности, потери доверия и разрушенной любви. Только вести себя будешь в это время не так хандря, как ведёт себя тот, кто выражает те же бяки, но в другой, более минорной манере. Одни и те же проблемы, но у разных по душевно-этическому строению внутреннего мира людей. Кто-то юмором, но, скорей, смиренной саркастикой относится к драмам жизни. Кто-то мучается более правдоподобно. И те, и те мучаются равноценно! Вот что важно понять. И тут не комедия и трагедия. Это всегда трагедия. Всё зависит от того, как человек реагирует и показывает свою реакцию. Так что наливаем полно-неполные рюмки и продолжаем говорить о всякой ерунде.)) А вот состав совсем не ерунда! Суперзвёздный. Мелинд сыграла Рада Митчелл. Я не видел особой разницы между Мелиндами. Но она и не должна была быть. Она тут, как бы, одна и основополагающая. Раде я рад. Классная. Хлои Севиньи очень люблю. Тут она как раз за драму. Причём целиком. Аманда Пит энергичная. Брук Смит – советующая подружка. Джонни Ли Миллер хорош. Ровненько так всё. Без эмоций. Как нужно было. Чивител Эджиофор романтичный. Джош Бролин неромантичный. Винесса Шоу забавная, кстати, на удивление. Стив Карелл не забавный, на удивление.)) Но лучший, конечно, Уилл Феррелл. И это, как мне кажется, тоже гениальный ход Вуди Аллена. Феррелл – это идиотская комедия чаще всего. И именно его маэстро взял на роль, где минор должен контрастировать с мажором. Феррелл для этого идеален. Он и чудной, и может нормально себя вести, если надо.)) Он тут многое тащит, вот так даже скажу. Лучшее, когда он герою Бролина мешал, говоря хрень. Я поставлю семь. "Я не знаю, как вытаскивать клеща! Я вырос в Бронксе! Там были только мыши…"


Рецензии