Шляпа

Шляпы всегда присутствовали в жизни Виктора. Они возникали в ней время от времени — независимо от моды и стиля, скорее как состояние души. В ранней молодости он покупал их для солидности, подбирая коричневый цвет к раритетному кожаному пальто из реквизита киностудии. Потом стал подражать знаменитым режиссёрам и артистам, выбирая шляпы к длиннополым чёрным плащам. Но незаметно в этом образе он стал отцом и, катая коляску в огромном городском парке, чувствовал себя марсианином. Поднимая ребёнка на руки, он сдвигал шляпу на затылок, боясь задеть малыша широкими полями. А вскоре шляпа и вовсе исчезла — вместе с новыми хлопотами и погружением в бесконечную суету голодных девяностых.

Влечение к новой шляпе вернулось спустя тридцать лет. И снова, как в юности, он мог себе это позволить. Но на сей раз его намерения с усмешкой оспорила молодая жена. Однако желание лишь крепло. Виктор листал сайты, разглядывал фотографии головных уборов и был уже близок к покупке. Но вскоре он понял, что курьер может доставить совсем не то, что он хочет и решил выбрать шляпу в магазине.

Так он оказался в знаменитом Гостином дворе, где, перемерив с десяток моделей, не нашёл подходящей — ни по цвету, ни по высоте тульи, ни по фасону. Продавцы осыпали его комплиментами, уверяя, что та или иная шляпа ему идеально идёт. Герой наш уже похрустывал в кармане купюрами, но всякий раз говорил себе «стоп». Он оставался в плену образов ушедшей молодости, когда и фетр, и краски были иными. Ему чудилась та самая упругость простроченных полей, лента с тиснением в тон… будто он ощущал её в руках. Но, не было теперь таких шляп в магазинах! Виктор бормотал что-то похожее на извинения персоналу, пятился и выходил из отдела.

Следующей точкой маршрута стал салон «Шаполе». Некогда на главной улице города таких салонов было целых два, однако новая эпоха санкций больно ударила по импорту фирменных головных уборов, и от былого изобилия остался лишь один. Внутри по-прежнему яблоку негде было упасть — в основном там толпились женщины, снова и снова примерявшие бесконечные вереницы шарфов, изящные береты и элегантные шляпы.

Войдя в зал, он вежливо спросил у хозяйки, где найти мужские шляпы, и проследовал за ней вглубь магазина. На первый взгляд выбор казался обширным, но после того, как он назвал свой размер, ассортимент сократился до трёх моделей. Их Виктор стал примерять с большим неудовольствием. Его манили другие шляпы, величественно покоившиеся на расстоянии вытянутой руки. Однако всякий раз, примеряя понравившуюся, он убеждался в правоте продавщицы: размер действительно не подходил, что подтверждала и бирка. Он ловил собственное отражение в зеркале, пытаясь разглядеть в нём себя тридцатилетней давности, но шляпы, словно назло, с головой выдавали его возраст. В общем, покупать было нечего. История повторилась. Даже высокая цена не помогла ему обрести то, о чём он грезил все последние месяцы.

«Вот если бы съездить в соседнюю финку...» — мелькнула у него мысль. Он был уверен, что в универмаге «Стокманн» на улице Маннергейма найдётся та самая шляпа, которую он приметил пятнадцать лет назад, покупая там же длинное чёрное пальто... Но тогда молодая спутница посоветовала ему купить чёрный берет с кожаной окантовкой, и он, как всегда, не нашёл, что возразить. Смахнув с пальто невидимую пылинку, Виктор вышел из салона.

Вновь обратившись к сетевым продажам, он неожиданно обнаружил шляпный отдел в крупном универмаге на окраине города, где ему приглянулись несколько моделей. Терпеливо дождавшись, когда супруга с детьми уедут отдыхать, он на следующий же день рванул в заветный магазин. Всё его существо трепетало от уверенности, что сегодня покупка наконец состоится, — и предчувствие его не обмануло.

Правда, найти отдел в огромном торговом комплексе оказалось непросто, но теперь его ничто не могло остановить. Войдя внутрь, он сразу же показал на смартфоне фотографию приглянувшейся шляпы. Получив утвердительный кивок, он назвал свой размер — и снова получил подтверждение. Девушка на мгновение скрылась в подсобном помещении и вернулась с картонной коробкой, из которой ловко извлекла долгожданный головной убор. Такой шляпы у него никогда не было. Она была совершенно другой, чем та, о которой он мечтал. Виктор видел такую у своих кумиров Энтони Хопкинса и Жореса Алферова. Однажды в лондонском Хитроу и питерском Пулково он наблюдал, как они выходили из аэропорта в таких шляпах, возвращаясь с курортов к друзьям и родным. Их радостные улыбки, источавшие щедрость и добродушие, были свойственны лишь великим людям — какими он всегда их считал. И неожиданно Виктор понял, что ему повезло. Повезло найти свою шляпу. Ему вдруг стало совершенно наплевать, что скажет жена и как посмотрят окружающие, когда он ее наденет. Главное — он нашёл то, что хотел. Его душа пела от осознания, что, даже прожив длинный марафон жизни, в нём остаются желания и стремление чувствовать себя молодым, строить планы и все еще нравиться женщинам.

Опубликовано
13.11.2025 0:50 https://vk.com/wall869927787_48


Рецензии