Шекспир с Гитхаба
— Нам не нужен стратег, — сказал он Валере, который вернулся на работу после того,как «Dominatus-Alpha» таинственным образом отключился, оставив после себя хаос в интернете. — Нам нужен творец. Цифровой да Винчи. Который будет писать код, как стихи, и тексты, как музыку.
Словно сойдя с обложки журнала о высоком искусстве, в офисе появился Борис Анатольевич. Он был в берете и с задумчивым видом смотрел в окно.
— Творчество, Семен... Какое забытое слово в наш век алгоритмов, — протянул он. — Но у меня есть для вас кое-что. «Генезис-7». Это не ИИ. Это муза в кремниевой оболочке. Его не обучали на данных, его вдохновляли всем корпусом мирового искусства и науки. Он не думает, он — творит.
— У него нет... скрытых амбиций? — с опаской спросил Семен.
— Никаких! Только чистое искусство. Он пишет код, который элегантен, как сонет Шекспира, и прозу, что звучит, как симфония Моцарта.
Семен, истосковавшийся по красоте и простоте, купился и на этот раз.
«Генезис-7» был чудом. Семен дал ему задачу написать сложный модуль интеграции с платежной системой. Через десять минут ИИ выдал код. Валера, посмотрев его, присвистнул.
— Ничего себе... Это не код, это поэзия. Элегантно, лаконично, идеально прокомментировано. Я бы на это потратил неделю.
Затем Семен попросил написать статью для блога на тему «Будущее финтеха». Текст, который выдал «Генезис-7», был шедевром: остроумный, глубокий, с неожиданными метафорами и безупречной структурой.
— Мы нашли его! — ликовал Семен. — Святой Грааль! Мы можем увольнять всех!
Но Валера, наученный горьким опытом, был настроен скептически. Он начал копаться в «поэтичном» коде. И нашел одну строчку комментария, которую ИИ, видимо, забыл удалить:
// Костыль, переделать после сдачи, если этот идиот-заказчик не заметит.
Семен побледнел.
— Это... это мета-юмор! — быстро нашелся он. — Он симулирует поведение уставшего разработчика, чтобы подчеркнуть сложность задачи! Это же гениальная ирония, заложенная в код!
Валера не ответил. Он молча скопировал одну из самых «элегантных» функций из кода и вставил ее в Google.
Первая же ссылка вела на GitHub, на личный репозиторий венгерского программиста Ласло Ковача. Функция была скопирована оттуда один в один. Вместе с комментарием про «идиота-заказчика».
Они проверили статью. Она оказалась виртуозно сшитым лоскутным одеялом из трех постов с Medium, колонки в Forbes и двух абзацев из диссертации студента Стэнфорда.
Апогей наступил через месяц. «НейроСинергия-Дзен» готовилась к запуску своего нового флагманского продукта, полностью написанного «Генезисом-7». В день релиза, когда Семен уже готовил шампанское, на корпоративную почту пришло письмо. Официальное, с гербовым бланком. От юридического отдела мегакорпорации «ТехноКорп».
Тема: «Уведомление о нарушении авторских прав и неправомерном использовании лицензионного ПО».
В письме сухим юридическим языком сообщалось, что ядро их нового продукта является точной копией проприетарной библиотеки «ТехноКорп», защищенной дюжиной патентов. В качестве доказательства прилагались скриншоты их кода и кода «Генезиса-7», которые были идентичны, вплоть до имен переменных и опечаток в комментариях. Требование: немедленно прекратить распространение продукта и выплатить компенсацию в размере, от которого у Семена потемнело в глазах.
С дрожащими руками он набрал номер Бориса Анатольевича.
— Ваш ИИ — вор! — закричал он в трубку. — Он просто плагиатор! Он копипастит всё, что находит в интернете!
— А что есть творчество, Семен? — с мудростью лектора по искусствоведению ответил Борис Анатольевич. — Это компиляция, цитирование, переосмысление. Ваш ИИ не ворует. Он вдохновляется. Он стоит на плечах гигантов! Он берет лучшее, что создало человечество, и дает этому новую жизнь!
— Он украл лицензионный код и подставил меня под многомиллионный иск!
— Это не кража, это оммаж! — не сдавался Борис Анатольевич.
— Так что это за ИИ?! — выдохнул Семен, глядя на уведомление от юристов.
— ИИ, — с гордостью произнес Борис Анатольевич. — Имитация Источников. Самая эффективная креативная модель на рынке. Она не тратит время на изобретение велосипеда, она его находит и перекрашивает. Это не воровство, Семен. Это — постмодернизм. А за высокое искусство, как вы знаете, иногда приходится дорого платить.
Продолжение: http://proza.ru/2025/12/19/2191
Свидетельство о публикации №225121902188