Возвращение к Кафке

Чтение Кафки — это уникальный и парадоксальный опыт.
Его проза, особенно роман «Замок», действует на читателя как гипноз: она невероятно тяжела, но от нее невозможно оторваться.

Сила и источник этой прозы, как верно отмечают исследователи, коренится не в отвлеченной философии, а в глубоко личном, физиологическом переживании страдания.
 Описание боли «как гвоздь под глазом» — это не метафора, а ключ к пониманию его вселенной.
 Кафка сумел переплавить интимную пытку кластерной головной боли в универсальный язык абсурда и тревоги. Его герои живут в состоянии перманентной «духовной мигрени»: отчужденные, дезориентированные, бессильные.

«Замок» — это кульминация такого подхода.
Если «Процесс» — это острая драма с кульминацией, то «Замок» — это фоновая, тлеющая агония, растянутая на вечность. Сюжет здесь не движется к развязке, а «раскручивается, ни к чему не ведя». Попытки землемера К. добиться признания похожи на решение сложнейшей логической задачи в состоянии гриппа или после бессонной ночи. Замок, видимый и недостижимый, — идеальный образ самой боли: ее источник ясен, ее власть абсолютна, но договориться с ней или отменить ее — невозможно.

Личное впечатление от чтения:

Тяжело из-за витиеватых, увязающих в деталях объяснений, мыслей и диалогов. Это погружает в то самое состояние спутанности сознания, в котором пребывает герой.
Легко и гипнотически потому, что мир сконструирован с безупречной, почти математической логикой абсурда.
 Хочется следить за этой бесконечной, безнадежной цепочкой событий.
Противоречиво: некоторые главы — как вязкая трясина, другие — поразительно смешны благодаря детально выписанной нелепости бюрократии и человеческих отношений.
Незавершенность романа feels like its final genius stroke.
 Замок так и остается недосягаемым не только для К., но и для читателя.
Нет инструкций, нет ответов — только чистая, совершенная форма переживания тупика.

В итоге, Кафка не дает ответов, потому что в контексте описанного им страдания ответов не существует.
Его гениальность — в безупречно точной транскрипции этого состояния в литературу.
 Читать его — значит согласиться на прогулку по туманной деревне собственного недоумения и признать, что его «замки» и «процессы» — это карты территорий, которые мы все в той или иной степени населяем, сталкиваясь с абсурдом, бесправием и тихим ужасом бытия.

Это изматывающее, но необходимое и завораживающее чтение.


Рецензии