Во сне и наяву

               
                Порою сны свои я вижу явью,
                А явь, увы, была бы лучше сном
          Продолжение. Начало в № 76 -80    

                Мои Учителя

Частенько, написав стихотворение, я испытываю чувство неловкости, угрызения совести, сознавая то, что я, автор, далеко не так религиозна или патриотична, как изложено в моём сочинении. Неужели это обман, желание выглядеть лучше, чем я есть на самом деле?! Долго донимала меня такая мысль, не давала покоя, пока на одном из занятий, профессор Балашов Эдуард Владимирович, не произнёс странное напутствие пишущей братии: «Пишите лучше себя!»
Не знаю, кому как, а для меня это изречение стало спасительным кругом, откровением. И действительно, если призадуматься, владение словом – это «талант», дарованный Богом, который я должна приумножить и вернуть. По Святому Писанию от Иоанна: Глава1
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2  Оно было в начале у Бога
3  Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало   
    быть.
4  В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
 Слово – это Бог. И Человек, в самом себе, несёт этот Божественный Свет – Дар Божий. И своей Поэзией я, должна нести этот Свет в Народ, как просвещение, как Истину. И естественно, Поэзия должна быть лучше меня, плотского, греховного человека, который сам, через Слово, преображается. Слово должно учить поэта, а не наоборот. Поэт – это хорошо настроенный инструмент, избранный свыше, через который происходит процесс «стихотворения». Сам стихотворец не может толком объяснить этого чудесного процесса. У Анны Ахматовой есть такое признание:
                Когда б вы знали, из какого сора
                Растут стихи, не ведая стыда,
                Как жёлтый одуванчик у забора,
                Как лопухи и лебеда.
                Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
                Таинственная плесень на стене…
                И стих уже звучит, задорен, нежен,
                На радость вам и мне.
Это стихотворение входит в цикл «Тайны ремесла».
Уверена, что каждый поэт по своему пытался объяснить эту тайну.
Борис Пастернак, например, так описывает начало обретения и осознания в себе поэтического дара, утверждая в конце стихотворения, что это и есть – его путь, его судьба
О, знал бы я, что так бывает…

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплёкой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз.
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Не знаю, удовлетворит ли читателя моё видение предмета:

       В конце – начало
Чем голова моя прельщает
Идеи, что, как птицы вьются?
Их хаос рифмой укрощаю,
Пока в стихи не соберутся.
Давно оставили сомненья –
Не я творю, а Кто-то свыше
Одушевит стихотворенье,
Оно рождается и дышит.
Инстинкт мой материнский глупый –
Вожусь и нянькаюсь ночами:
Тот, Кто-то, будто перепутал,
В конце даруя мне начало!
И действительно – моя прежняя жизнь изменилась в корне, и началась другая, наполненная смыслом – служением Слову. Сказано высокопарно, но, по большому счёту, так оно и есть. Хотя никакой своей значимости, заслуги в этом не вижу. Так, видимо, должно было случиться.
Кому то могут показаться противоречивыми написанные мною такие строчки:     Не кажитесь лучше, чем вы есть –
                Всё равно всё вылезет наружу,
                И куда страшнее станет весть,
                Что каким казался, стал не нужен!
Выше речь шла не о том, чтобы казаться «хорошим», а о стремлении стать лучше себя на самом деле, благодаря внутреннему процессу – духовному созреванию.
«Да даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит»
Псалтирь 19:5
Но какая огромная ответственность лежит на сочинителях – страшно представить! Осознание ответственности пришло ко мне давно.  И я написала стихотворение, в котором, чудесным образом, моя девичья фамилия совпала, по смыслу, с мужней. По отцу я – Овчинникова (в школе дразнили овцой), по мужу – Назаренко (Назарет – город, где согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа). 
Я – овца из Назарета,               
Пастырь мой – Иисус Христос,
Натолкнул меня на это,
Дав ответ на мой вопрос:
Кто я, что я и откуда,
И как душу защитить,
Чтоб себя, не как верблюда,
В Божье Царство протащить.
Я – овца из Назарета,
Хоть не сразу, поняла:
Больше грешников Поэты
Отвечают за Дела!

И ещё одно, уже нематериальное признание, как напутствие, я получила в виде невероятного сна, который накрепко сохранился в моей памяти.
Вижу: в аудитории Литературного института идёт выпускной экзамен.
Студенты сидят за ученическими столами, перед каждым из них большой разграфлённый лист с перечнем экзаменуемых предметов, по знанию которых должна быть выставлена оценка.
Среди студентов нахожусь и я. Сижу и смотрю на этот лист, как «баран на новые ворота» так, как в этом институте я не обучалась, совершенно не в курсе, что по этим, многочисленным предметам надо отвечать. Короче, с приближением экзаменатора, мной овладевает смертельный ужас.
Мелькает отчаянная мысль: просто рассказать своё, самое удачное, стихотворение, в надежде, что это «прокатит».
Момент позора неотвратимо приближается ко мне в виде женщины, экзаменатора…
Она подходит, ничего не спрашивая, молча, склоняется надо мной и наискосок, вдоль всего разграфлённого, но не заполненного мною листа,
размашисто пишет огненно красным карандашом: ЗАЧЁТ!!!
Именно – с тремя восклицательными знаками.
На этом моменте я просыпаюсь, видимо, потеряв сознание во сне.
Позже, поразивший меня сон, я попыталась объяснить, себе же, такими строками:
              Зачёт!!!
Что на Земле оценка мне,
Когда Господь «Зачёт» поставил.
Хоть и явившийся во сне,
Он плакать радостно заставил по пробуждении…
И теперь – горит кровавою строкою: Зачёт!!!
Но пыл свой поумерь –
Аванс Он дал не для покоя!

И всё-таки, чудеса случаются. Не только во сне, а наяву мне посчастливилось попасть в стены того самого Литературного института, о чём даже мечтать не смела. Мало того – попасть, а непосредственно участвовать в дискуссиях уже состоявшихся, признанных поэтов, писателей. Организатор и руководитель Литературного клуба имени Н.К.Рериха – Эдуард Балашов, добился разрешения проводить там наши занятия, встречи. Нам выделили просторную аудиторию, с большим овальным столом под зелёным сукном.
По стенам висели портреты известных классиков художественного слова.
Само здание института – это старинная усадьба, когда-то принадлежавшая семейству Александра Ивановича Герцена, здесь он и родился 25 марта (6 апр.) 1812 года. Во дворе института ему установлен памятник, как русскому писателю, публицисту, педагогу, философу, критику самодержавной монархии, одному из наиболее значимых российских исследователей социализма.
В 1933 году в Москве на Тверском бульваре, 25, в здании бывшей усадьбы,
было открыто высшее учебное заведение для подготовки литературных работников.
С 1936 года заведение получило современное название – Литературный институт имени А.М. Горького.
Переступив порог этого института, я до сих пор ношу в себе состояние нереальности, священного трепета. Словами трудно передать, как этот, старинный особняк, до сих пор сохраняет в себе Дух творчества.
Ведь многие известные писатели, поэты вынашивали и оттачивали здесь, в седых стенах, свой писательский талант. Это, своего рода, по моему представлению, самая настоящая Кузница Слова!
Немного попривыкнув к своему восторженному состоянию, я неожиданно обнаружила – насколько всё внутреннее обустройство института было сверх скромным, запущенным и даже, увы, убогим.
Потёртые, блеклые полы, допотопная казённая мебель, облезлые стены, стоптанные ступени, мутные, непромытые окна…
Всё, казалось, «дышало на ладан». «Неужели не нашлось спонсоров, привести в порядок этот Храм Слова Божьего?!»
На вопрос к нашему, обожаемому, учителю Эдуарду Балашову, я получила не очень, тогда понятый мною, ответ: мол, лучше держаться подальше ото всех этих «спонсоров», а то с ремонтом и самого помещения можем лишиться. Лучше будет для института оставаться незамеченными: такой лакомый кусок, да ещё в центре Москвы, денежные дельцы быстро к рукам приберут.
Позже я убедилась в правоте его доводов и опасений на примере старинного особняка в Лианозово, где Анатолием Дорониным был обустроен художественный музей имени Константина Васильева. В творчество этого художника я была влюблена с юности. Не один раз посещала выставки с его работами, хранила репродукции, знала его биографию вплоть до трагического конца.  И когда его картины, наконец-то, обрели постоянное пристанище, да ещё рядом с местом моего жительства, в достойной парковой зоне, радости моей не было предела! Но – «недолго музыка играла»!
Кому-то, из богатеньких, а возможно ещё, с чьей-то влиятельной подачи, особнячок приглянулся: начались интриги, поджоги, рейдерский захват картин… 
Короче, эта вопиющая, детективная история подробно освещена в интернете, в Википедии, жаль, нет теперь с нами нашего друга Виктора Пронина, он бы, со знанием дела, взялся за этот материал и, возможно, довёл его до самого кинематографического сценария. 
Тем более, что ещё живы участники и очевидцы этих событий.
Три года после поджога восстанавливали бывший особняк промышленника Степана Лианозова, который был построен им для своей возлюбленной в 1903 году.
Благодаря Анатолию Доронину дом удалось сохранить. В 1998 году был произведён капитальный ремонт помещений на частные пожертвования.
В 2008 году работы из коллекции К.Васильева стали предметом спора между музеем и наследницей Валентиной Васильевой.
В результате поджога был полностью уничтожен третий этаж.
И только в 2012 году экспозиция была открыта уже в реорганизованном музее под вывеской: Музей славянкой культуры имени Константина Васильева.
Более тридцати судебных исков пришлось пережить организатору музея Анатолию Доронину.
Вот такая печальная история произошла у меня под носом.
Художник писал для своего народа, а завладела народным достоянием сестра, наследница, многие бесценные полотна попали в частные руки…
Недавно, гуляя в Лианозовском парке, я зашла в этот Музей. Подлинников картин Васильва почти не осталось, теперь народ любуется копией и работами других мастеров, пишущих на славянскую тематику.
Мельком увидела Доронина, когда-то красавца мужчину – крепкого, энергичного в полном рассвете сил. А теперь увидела пожилого человека с палочкой, прихрамывающего, но всё так же находящегося  на «боевом посту».
С негодованием и болью подумалось: сколько сил, нервов пришлось потратить этому человеку в борьбе с негодяями, с дельцами от искусства, почуявшими наживу и ради неё готовыми на любые криминальные деяния.
Считай, всю жизнь Анатолий Доронин посвятил тому, чтобы познакомить людей с замечательным художником Константином Васильевым. Он переиздал  не одну книгу, подробно повествующую о жизни, о становлении личности художника, вплоть до его трагической кончины.
И дай Бог этому Человеку здоровья за его мужество, стойкость, за честное отношение к Делу, которому он служит.
Но вернусь к своему учителю Эдуарду Балашову, который невольно заставил меня погрузиться в больной вопрос современности: «Кто смел, тот и съел!»
Учитель же учил нас совсем другому: не останавливаться на достигнутом, так как знание, творчество – процесс бесконечный и предполагает эволюцию.
Действие, действие, действие – это путь труда земли, не упускать ни одного мгновения, не дать огню духа угаснуть, здесь и сейчас…
Как у Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться – душа обязана трудиться…»
Он не давал нам академических знаний, а давал чисто практические советы, над которыми надо было ещё и самим поразмышлять. За ним надо было записывать каждую мысль – это, к сожалению, поняла слишком поздно…
   Ты кидал мне жемчуг – я не понимала,
   А затем осколки жадно подбирала…
 «А не поздно?» – скажешь.
  Нет, теперь уж знаю,
  Если не откажешь – их дособираю.
                «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»
Но некоторые наставления Учителя я всё же записала. Они мне очень пригодились и до сих пор, при написании стихов, они служат мне неким «маяком».
Знания надо передавать другим – это я уяснила для себя чётко. Потому, поделюсь теми осколками жемчуга, что «дособирала». Может, кому-то из поэтов, тоже пригодятся.
1 Не пишите умных стихов – их все знают. (Поэзия безумна, т.е. – без ума)
2 Из Поэзии берётся жизненная энергия и при написании стихов надо её             
  давать.
3 Писать только тогда, когда «приспичило», (а не высасывать из пальца).
5 В процессе творчества поэт хаос превращает в космос (порядок).
6 Стих – неизбежность его написания – искренность+вдохновение.
7 С самого начала написания стиха – «брать быка за рога».
8 Каждое слово должно быть убедительным.
9  Обращать внимание на язык – он должен соответствовать эпохе, (о    
    которой пишешь).
10 Писать сердцем – чтобы мысль зародилась в сердце.
11 Внутреннее пространство (в человеке) больше внешнего.
12 Всё тянется к свету (так и к человеку, который знает больше – к знаниям).
13 Поэту аскетизм нужен больше эпитетов (избегать излишней красивости).
14 Писать лучше себя (выделено автором)
15 Утончение ( связано с расширением сознания) Качество – есть утончение.
И ещё одно, главное, качество, которым обладает настоящий Поэт:
Умение вдохнуть жизнь в своё создание – оно и отличает истинного художника от простого ремесленника!
Считаю, что мне необыкновенно повезло встретить Человека, который был не только прирождённым учителем, педагогом, но и настоящим мудрецом, ведущим, наставником по любым жизненным вопросам. К нему, как к солнечному свету и теплу, магнитом притягивались люди. Не зря, близкие друзья доверительно называли его «избушка». Его лучезарная улыбка и большое доброе сердце вполне соответствовали этому безобидному прозвищу. Он был настоящим философом, с ним можно было побеседовать на любую тему, всему он находил объяснение. Правда, не все его понимали.
Горжусь тем, что он дарил мне свои книги и подписывал их – «Поэту Ларисе
Назаренко растить творческий кристалл сознания. Удачи!»
И ещё тем, что я, ученица, печаталась в одном сборнике со своим Учителем.
Это было главным признанием меня в качестве состоявшегося поэта.
Кто бы сказал мне о предстоящем крутом вираже в моей жизни, лет так в сорок, я бы просто рассмеялась: никакого намёка даже не было на сочинительство. Обычный обыватель – с авоськой, стиркой, уборкой, работой, всякими бытовыми заботами… Конечно я утрирую – посещала и театры, и картинные галереи, читала, любила лес, природу, короче, жила, как многие нормальные люди, не хватая «с неба звёзд». 
Но, чтобы уже через десять, двенадцать лет я стала членом Союза Писателей,
выпустила три сборника своих стихов, находясь среди профессоров в Литературном институте… Господи, может, я вижу затянувшийся сон?!   
Хорошо, что Сергеев Леонид Анатольевич, видимо, по приказу «свыше», настоял на том, чтобы я начала писать прозу. Иначе, я бы так и не поняла, что, несмотря на трагические моменты своей жизни, я проживаю счастливую жизнь, полную необычных перемен. Что тут можно добавить?!
«Лишь благодарны слёзы лить» – как сказал в поэме «Бог» Гавриил Романович Державин.
В заключение очередного «пазла» моей биографической повести или моих мемуаров, кому как больше нравится, в знак памяти и благодарности своему Учителю, Балашову Эдуарду Владимировичу, покажу два стихотворения. Одно я написала ещё при Его жизни, а второе, проводив Его  с Земной юдоли в Вечность.            
                Преображение
                Э.В. Балашову
Дорогой мой Человек,
Мой Учитель, мой Ведущий,
Древа Божьего побег,
Плод созревший отдающий.
Не угнаться за тобой –
Вечный странник от рожденья,
Уготовано Судьбой
Ткать покров Преображенья.
Пусть меж нами целый век
Дух не знает расстоянья,
Срок, пока что, не истек
Совершиться покаянью
В том, что медленно плелась,
Сторонами озиралась,
И беспечно Божья Власть
Своевольем подменялась.
Только твой остался след
На ступенях восхожденья:
Неземной Фаворский свет
Бескорыстного служенья.

               

          Незримый фронт
                Посвящается Э.В. Балашову

                «Я Есмь путь и истина и жизнь»
                – Евангелие от Иоанна

Слабела плоть, а дух его крепчал.
И стало Слово Мастера алмазом.
Идти дорогой правды научал,
Держась и сам Высокого Приказа.*
Ушёл с Земли, шагнув за горизонт,
В бездонное небесное безбрежье,
Где далеко, увы, не безмятежье –
Добра со Злом там развернулся фронт.
Ни кто кого? – решается вопрос,
А посерьёзней – быть или не быть?!
Созревших духом брали  на «покос» –
Зерно от плевел вражьих отделить.
Учил Господь «талант» приумножать,
Да только как? – не каждый понял Бога…
С Земли, спасаясь, некуда бежать,
Ну, а к Отцу одна ведёт дорога!
*«Приказ Учителя» – В.М. Сидоров      

                Лариса Назаренко.

                17. 11.2022 год.


                Продолжение следует               


Рецензии