Памяти Муравьёва-Амурского

     Стихотворение-память на смерть Муравьёва-Амурского - так указано в "Краткая история Амурского казачьего войска" Р.Иванова, 1912 г. Однако, автором стихотворения стал сотник АКВ Леонид Волков, родившийся в 1870 г., тогда как граф Муравьёв-Амурский умер в 1871 г. Но поэт по тексту говорит о "свидетелях живых" и "ещё не все сошли в могилы", и "ещё живут в глухих углах". Возникает вопрос: о свидетелях каких событий говорит Леонид Волков? Бесспорно, конечно, что о свидетелях лет первых сплавов по Амуру совместно с Муравьёвым-Амурским, но в первой части стихотворения говорится о том, что Муравьёв-Амурский умер и схоронен на чужбине, а во второй части, что на месте его шатра зеленеет сад и белеет монумент. Речь идёт об открытии памятника Муравьёву-Амурскому в 1891 г, хотя он сам оставался захороненным во Франции. Памятник изначально хотели воздвигнуть в г.Благовещенске (на Амуре)- в городе, основанном Муравьёвым-Амурским, как казачий Усть-Зейский пост. Но губернатор Приамурья XIX в.Корф настоял, чтоб памятник был открыт в г.Хабаровске. На открытие памятника были приглашены участники первых походов по Амуру. О них и говорит поэт и сотник АКВ Леонид Волков: не все сошли в могилы, живые свидетели, живут в глухих углах - от первых походов прошло около 40 лет, а в период походов казакам было от 25 до 40 лет, и к 1891 это уже были старики, ко всему, обременённые телесными недугами из-за заболеваний и травм, полученных в походах и позже, при заселении Амура, жившие в амурских станицах без  особенных привилегий. Поэт погиб в 1900 г. под Колушанами при подавлении восстания ихэтуаней.
     Прах графа Муравьёва-Амурского был перевезён из Франции в Россию в 1991 г. Останки перезахоронены в г.Владивостоке. Возможно, это перезахоронение носило символический характер - Россия вошла на Дальнем Востоке в открытый океан в XIX в., пресекая притязания англо-французов на господство в морях и Тихом океане (события в Петропавловске-Камчатском и заливе Де-Кастри). Но, на мой взгляд, перезахоронение именно во Владивостоке праха Муравьёва-Амурского сыграло злую шутку над восстановлением исторической справедливости: Муравьёва-Амурского "оторвали" от Амурского казачества, а Уссурийскому казачеству и его представителям несподручно посещать памятное местно, расположенное не в Уссурийске. Поэтому в памятные, Муравьёвские, дни в почётном карауле возле памятника стоят "орлята" - кадеты Росгвардии, а не представители казачества. Поэтому возникают вопросы типа: а что было на месте Усть-Зейского казачьего поста до его возникновения, и почему именно благовещенцы должны особо почитать имя графа Муравьёва-Амурского? Ответы на эти вопросы очевидны, как очевидна и необходимость придания более серьёзного отношения казаков к памяти о Муравьёве-Амурском в дни его рождения, кончины и в дни победы в Де-Кастри, да и не только казаков. Нужно более серьёзное отношение всего нашего общества, включая военно-исторические общественные организации, РГО субъектов, и т.п. к личности, умом и усилиями которого крепостное право в Сибири и Забайкалье было отменено на 10 лет раньше, чем в остальной части России, и усилиями которого было собрано Забайкальское казачье войско из потомков первых землеходцев, из потомков потомственных служилых, пришедших в Сибирь и на ДВ по Указам первых царей из Романовых, и никогда не состоявших в Донском или ином казачьем войске.Об этом же должны помнить и потомки служилых людей из тунгусских, бурятских, мунгальких казачьих полков. 
     Стихотворение Леонида Волкова перекликается с творчеством дальневосточного поэта Петра Комарова, жившего в Амурской области много лет спустя от даты стихотворения Волкова. Мысль и того и другого одинакова: и Китай, и Корея ждали от России помощи, и они её получали в разное время, разной ценой - от финансовых средств и развития территорий до жизни и крови воинов России. И не Россия в долгу у этих государств. Это нам возвращают долг в виде различного вида помощи, а мы с благодарностью и уважением принимаем эту помощь. И неправы те, кто считает, что принимая эту помощь Россия может или должна стать зависимой от таких действий - такое мнение негосударственное, а мелко-частное.

Автор: сотник АКВ Волков, 1891г.

Под небом Франции далёкой
Средь католических крестов
На старом кладбище Ла-Шеза
Зарыт в могилу Муравьёв.
Вдали любимой им отчизны
Скончался он, судьбой гоним,
В Париже шумном русской тризны
Друзья не справили над ним.
Несутся годы, мчится время,
Стирая прошлого следы,
Но в землю брошенное семя
Дало обильные плоды.
Мы твёрдо стали на Амуре,
Вошли в открытый океан,
Флаг русский поднят в Порт-Артуре
И отдан нам Талиеван.
Здесь помнят графа Муравьёва!..
Ещё недавно жил Сизой,
Носитель истинного слова
И первый пастырь городской.
Ещё не все сошли в могилы,
Ещё живут в глухих углах
Борцы, растратившие силы
На бесприютных берегах.
И здесь я вижу между нами,
Когда-то мощной силы цвет,
Давно покрыты сединами,
Стоят свидетели тех лет.
Да! Труден был их путь тернистый!
Прошла тяжёлая пора,
Теперь разросся сад тенистый
На месте графского шатра.
Шумят деревья, зеленея,
Желанный мир царит кругом
И монумент стоит, белея,
Напоминая о былом,
Что в вечность канули те годы,
Сбылися смелые мечты: -
Амур волнуют пароходы,
Горят над городом кресты!
Везде раскинуты селенья,
Могучей жизнью дышит край
И смотрит полный уваженья,
На нас с надеждою Китай.

Прим.муз.обработка: https://vk.com/wall122648380_751


Рецензии