З. К. Пряхина. - Разговор с учителем

       Воспоминания Гаввы Михаила Михайловича о своем учителе - Пряхиной Зое Кузьминичне, Герое Социалистического Труда. 

       Вначале было Слово - и это действительно так! Если бы наши далёкие прапра ... пращуры не стали обмениваться  звуками,  затем и набором слов - мы, вероятно, так и продолжали  скакать по деревьям. А так – в дальнейшем  появились  предложения и даже  -  рифмы. И возникает на первых этапах устная поэзия,  потом и современная литература.
       Удивительно богатой оказалась атмосфера родного образования в Мокроусской средней школе, где  умом и сердцем нас вела с седьмого по одиннадцатый выпускной класс учительница русского языка и литературы - Пряхина Зоя Кузьминична.
       Родителей мы не выбираем, каких Бог дал. Школу порой  тоже, идём в ту,
 какая есть  рядом с домом,  с  учителями, которые иногда  являются соседями.  Детство, педагоги  - только первые этапы на длинном жизненном пути.  Как  в любом захватывающем  путешествии, многое зависит от попутчиков, которых  выбрал в дороге, хорошие или плохие люди оказалось рядом. Встретил  равнодушных - не повезло.  С искрой таланта в глазах - глядишь, чему- то  достойному  научат. Полезное и сам освоишь. Таким  ярким человеком  в эпоху юношества и стала для меня Зоя Кузьминична. Посчастливилось -  возможно. Но скорее - так звезды сошлись.
       1959 год - первая встреча. Она и  "предметник", и  классный наставник. Гадали, какая  будет эта «новенькая»? Увидели - обыкновенная внешность, короткая причёска, чёрные вьющиеся волосы, аккуратная.  Ничего, в общем-то, сверх ординарного,  но какой же основательной оказалась при первых  контактах! Именно её предмет -  самое главное в школе и в окружающем Мире! Это как физики утверждают, что «их наука - соль, остальное всё ноль!», филологи до такого не додумались.
       У нашей «литераторши» главный образовательный смысл  сводился к четкому постулату:  для думающего человека не нормально, если пишешь безобразно и  отсутствует готовность словами выразить свои мысли вслух у доски или в сочинении!
       Вскоре  началось: диктанты, изложения, морфология, работа над ошибками. Да-да, оказывается, если ты их сделал  в письменной  виде,  обязан вернуться к правилам! И  обязательно требовала выполнять ненавистную, казалось бы, «бестолковщину», знала  «грехи правописания» каждого, напоминая об этом постоянно,  Приходилось методично подчиняться, порой не понимая основной мотивации.
        Кстати, о «работе над ошибками». По роду своей профессии, которую я избрал после окончания школы,  пришлось снова учиться, на этот раз  летать.  Первый мой инструктор не навязчиво сказал:  « Если  не хочешь погибнуть,  по окончании  полёта должен анализировать  его ход, искать свои промахи по пунктам и этапам, намечать пути и методы их устранения, чтобы в другой раз  подобного  больше не допускать. А далее - нужно составить план, в котором определить уязвимые места и как их предотвратить.   И в очередной раз  почувствуешь себя увереннее в воздухе. Поверь - всё будет хорошо».
        Вспомнил  Зою Кузьминичну, - ну чем  не основа, хоть и не сочинения, а летного дела. И смысл работы над ошибками совершенно тот же, что и  в школе.  Вы же  подготовили меня к подобному ещё четыре года назад?! Потом служба  двадцать пять лет и остался жив: двоечников в авиации списывают уже в училище, в процессе  - хоронят троечников, погибших в катастрофах, ударники уходят сами, остаются же только ... Так что поздравьте, моя учительница, я всё-таки стал отличником и благодаря именно Вам!
        Любопытно, что правило «плана» и «работы над ошибками» справедливо для любого вида успешной человеческой деятельности, кто этим не занимается, тот многого не сможет достигнуть.
        И о тезисе «синтаксис - соль...».  Думаю, в этом есть какая-то, как иногда говорила  Зоя Кузьминична, «сермяжная правда». Дело в том, что, приобщившись мало-мальски грамотно писать и более-менее разбираться, что есть важное в книжном мире, а что нет,  всегда станешь придерживаться «академических» правил. По крайней мере,  никогда  не буду читать ни Маринину, ни Донцову, ни Бушкова. В моём понятии  подобные «бренды» - «макулатура», которая годится только на то, чтобы заворачивать в неё селёдку на базаре.  «Мыльные оперы» тоже  не смотрел - пустая трата времени,  можно найти что-нибудь более интересное.  «Классическим» образованием я обязан именно своему любимому Учителю, благодаря которой удалось сохранить массу  времени, не размениваясь на всякие мелочи и научившись понимать   духовное, а не созерцательное.
        Действительно, как говорила наша наставница, «можно освоить школьный курс русской словесности в сапогах, иногда в сандалиях, но лучше - босиком, чтобы кожей своих подошв ощутить всю тонкость и прелесть авторов, которые прошли испытание временем и действительно стали апофеозом литературы».
        А Ваша шуточная проверка на грамотность на основе одного предложения из пятнадцати слов?  Знаменитый короткий диктант «На дощатой террасе близ конопляника коллежский асессор Аполлон Савич потчевал веснушчатую дочь подьячего Агриппину Аполлинарьевну винегретом в «комбинезоне». Помню его до сих пор, с удовольствием тестировал полюбившейся  фразой  на «грамотность» и своих детей, чтобы  не слишком задирали нос и знали - совершенствоваться всегда есть над чем.  Кстати  больше ни разу не пришлось встретиться с этим выражением, вероятно, оно - чисто  личная «домашняя заготовка».
       Великолепным оказался  замысел учителя создать в школьном коридоре картинную галерею из цветных вставок в журнале «Огонёк». С тех пор  не могу сказать, что стал экспертом в изобразительном искусстве, но всегда  трепетно знакомлюсь  с художественными полотнами, при удобном случае попадая в музеи.
       А Ваша идея в 1961 далеком году заработать деньги на экскурсию  в Москву колкой дров для школы на зиму.   Предполагаю, никто до нас не пробовал организовывать подобную поездку. Сейчас - просто,  тогда – нет.  Сколько же сил и энергии  пришлось приложить, чтобы всё-таки воплотить замысел ?! Да, смогли собраться не все,  с нами оказались и представители некоторых других классов, но 75 процентов -  её воспитанники.
       Прошло 43 года, как  покинули свою «альма-матер», время от времени оказываемся вместе, если удается  оповестить друг друга.  В памяти все  двадцать шесть, молодых, задорных, стремящихся найти свою дорогу, с кем пришлось  вмести обретать радость познания.
       Часто приходится  слышать по телевидению очередную «страшилку» из передач «Вне закона».  Их теперь показывают перед каждым выпуском новостей. Создается мнение, будто сегодня  все журналисты специализируются в поиске самого мерзкого в окружающем пространстве, доказывая: «Вот, смотрите, какие вы на самом деле...».
       Мы умудрились  ни спиться, ни попасть в «места отдалённые» за какое-либо преступление, ни стать наркоманами.  Даже процент разводов среди ее выпускников  минимален, во всяком случае, намного меньше относительно среднего показателя по  стране. Вероятно, диспуты «О любви и дружбе» обсуждались со всей страстью юности. И ещё - моральный укор тем, которые поднимались на  собраниях нашими старостами, что-то оставили в  душе, и  «зерно упало на благодатную почву». Если говорить торжественным слогом, класс «дал стране две семейные пары», проживших вместе  почти 40 лет, и это кое-что значит!
       Как тонко Вы давали рекомендации нашим девчонкам, с кем дружить  и  с кем нет,  чисто по-женски понимая, что мальчишкам такие советы преждевременны.
       Последний раз я видел своего Учителя на двадцатилетнем юбилее выпуска  класса в 1984 году. Казалось, что мы не изменились, оставаясь такими же, спустя многие годы.  Зоя Кузьминична  удивила меня, похвалив за активность, проявленную при ведении торжественной встречи. Значит,  стал другим,  лучше, способен развиваться  и дальше, но уже самостоятельно. Честное слово,  как желанны оказались Ваши добрые слова. Может, кто-то  скажет -  просто «ностальгия» по школьным временам и  далёкой юности. Ну  что же, всё равно приятно слышать светлое напутствие от человека, которому когда-то изрядно «портил нервы и пил кровь бидонами». Если по правде,  труд не пропал даром, уроки литературы смогли  сделать из меня приличного человека.
        Дорогая Зоя Кузьминична!  Вы всегда требовали, чтобы сочинение состояло из трёх листов, предварительно изложив идею  вступления, основной части и заключения.  Написал статью не на  бумаге шестидесятых годов, а в  формате А-4. Времена изменились, сейчас и обыкновенную ручку используем редко,  стучим по клавиатуре,  общаемся  по «мобильнику».
         Вот с планом я «схимичил», не оказалось его. В мыслях - длинная жизнь, годы которой как тетрадные линии, а отдельные её отрезки - скромный конспект. Вступление - осталось в школе, основная часть – военное училище  и служба в армии, которая завершилась выходом на пенсию. Сейчас уже в  стадии глубокого осмысления  вернулся в Мокроус заканчивать  повесть судьбы.
         Грусть обжигает сердце - больше не увидимся. Уверен, Вы бы поняли, что во всех пунктах своего пути, всегда помнил  своего единственного Учителя.
         Благодарен судьбе за многое, за самое важное.
      

                2007г.

                ИСТОЧНИКИ:

- Газета «Вперед»(Мокроус, Саратовская обл. - №88 от 02.11.2007г..)
- Личный архив.
- На снимке: З.К.Пряхина со своим классом выпуска 1964г.
Фото 1963г. Личный архив.

                КОММЕНТАРИЙ:

- Гавва Михаил Михайлович(1945, Мокроус - 2024, Усть- Каменногорск, Свердловская обл.), ученик З.К.Пряхиной, выпускник 1964г.,  военный летчик, автор книги «История авиации в Первую Мировую войну».
- Пряхина Зоя Кузьминична( 04.11.1927, с.Романовка АССР НП - 05.12.1994, Мокроус Саратовская обл.) - учитель Мокроусской средней школы Саратовской области(1951-1986 гг.), Герой Социалистического Труда(1978 г.).


Рецензии