Тайна австралийского Титаника
В далёкой Австралии, в штате Нового Южного Уэльса растёт кустарник семейства протейных. Его прекрасные красно – пурпурные цветы носят название «waratah» или по – латински «Telopea speciosissima». Растение – эндемик, встречается только в Австралии, является символом штата. За свой роскошный вид цветок приобрёл в стране необычайную популярность. Это название носят многие организации и фирмы.
В 1908 году, построенный судостроительной компанией «Clyde Shipbuilders Barclay Curcle & Co», грузо – пассажирский пароход получил название этого прекрасного цветка - «Waratah». Предназначался он для судоходной линии «Blue Anchor» «Голубой якорь» для перевозок Лондон - Сидней.
Корабль, как и «Титаник» оснастили современным для того времени оборудованием. Он имел корпус особой конструкции ( восемь водонепроницаемых отсеков с автоматическими переборочными дверями ). Это гарантировало безопасность дальних переходов по морям и океанам.
Первый рейс из Лондона «Waratah» совершил в ноябре 1908 года и прибыл в Сидней 8 января 1909 года, доставив 689 пассажиров третьего класса и 67 - первого. 27 апреля 1909 года «Waratah» снова покинул Лондон, отправившись в свой второй рейс. Повёл судно опытный капитан Джошуа Эдвард Илбери. В Аделаиде он принял на борт более 800 тонн свинцовой руды, дополнительно загрузившись в Сиднее ( в составе грузов были продукты, слитки золота и тяжёлые железнодорожные материалы ), направился обратно, пересекая Индийский океан к восточному побережью Африки, в порт Дурбан, куда и прибыл 25 июля.
Одним из пассажиров «Waratah», направлявшихся в Лондон, был Клод Сойер - путешественник и инженер. Во время плавания его постоянно беспокоила сильная качка судна, тревога ещё больше усиливалась при штормовом волнении моря. К этому прибавились странные сновидения. Сойеру постоянно снился один и тот же человек с длинным мечом в одной руке, а в другой, державший окровавленную тряпку. Посчитав это зловещим предупреждением, Клод решил покинуть судно во время стоянки в Дурбане, что и спасло ему жизнь в дальнейшем.
«Waratah» с грузами и 211 пассажирами и членами команды вышел из Дурбана 26 июля 1909 года. Спустя несколько часов он был замечен с парохода «Clan MacIntyre». Капитан этого судна позднее отмечал о ужасной штормовой погоде. С другого парохода «Harlow» заметили дым и огни судна по размерам схожего с «Waratah». После двух ярких вспышек дым и огни быстро исчезли. Позже пароход «Guelpf», следовавший с мыса Доброй Надежды в Дурбан, повстречался с судном, на борту которого вследствие ненастной погоды удалось различить только три буквы «tah». Прибытие «Waratah» в Кейптаун ожидалось 29 июля 1909 года, но он туда так и не пришёл, стало ясно, что с ним что – то случилось. Вскоре были организованы поиски, длившиеся месяц, к сожалению, они не принесли результата. «Waratah» исчез.
Тайна исчезновения парохода «Waratah» так и не разгадана по сей день. Как и почему он исчез? Версий выдвигалось много.
Более 20 лет посвятил разгадке этой тайны исследователь Эмлин Браун. Проведено 14 поисковых экспедиций. Сам Эмлин изучал архивы, участвовал в экспедициях, общался с родственниками тех, кто исчез вместе с судном. В Дурбане он нашёл дерево авокадо, посаженное ещё Клодом Сойером, который был на судне и вёз семена, их он планировал посадить в Кейптауне.
Так что же случилось с этим пароходом, исчезнувшим без каких – либо сигналов бедствия, без следов крушения и без выживших, находившихся на борту?
Предполагалось, что дело в неудачном названии парохода. В период с 1848 по 1897 годы ещё четыре судна, носившие название «Waratah», постигла трагическая участь.
Неразгаданная тайна до сих пор оставляет в недоумении исследователей и морских экспертов.
18 декабря 2025 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №225121900769