Тайна австралийского Титаника

                ТАЙНА   «АВСТРАЛИЙСКОГО   ТИТАНИКА»

В  далёкой  Австралии, в  штате  Нового  Южного  Уэльса  растёт  кустарник  семейства  протейных. Его  прекрасные  красно – пурпурные  цветы  носят  название  «waratah»  или  по – латински  «Telopea  speciosissima». Растение – эндемик, встречается  только  в  Австралии, является  символом  штата. За  свой  роскошный  вид  цветок  приобрёл  в  стране  необычайную  популярность. Это  название  носят  многие  организации  и  фирмы.

В  1908  году, построенный  судостроительной  компанией  «Clyde  Shipbuilders  Barclay Curcle  &  Co», грузо – пассажирский  пароход  получил  название  этого  прекрасного  цветка  -  «Waratah». Предназначался  он  для  судоходной  линии  «Blue  Anchor»  «Голубой  якорь»  для  перевозок  Лондон  - Сидней.
Корабль, как  и  «Титаник»  оснастили  современным  для  того  времени  оборудованием. Он  имел  корпус  особой  конструкции  ( восемь  водонепроницаемых  отсеков  с  автоматическими  переборочными  дверями ). Это  гарантировало  безопасность  дальних  переходов  по  морям  и  океанам.

Первый  рейс  из  Лондона  «Waratah»  совершил  в  ноябре  1908  года  и  прибыл  в  Сидней  8  января  1909  года,  доставив  689  пассажиров  третьего  класса  и  67  - первого. 27  апреля  1909  года  «Waratah»  снова  покинул  Лондон, отправившись  в  свой  второй  рейс. Повёл  судно  опытный  капитан  Джошуа  Эдвард  Илбери.  В  Аделаиде  он  принял  на  борт  более  800  тонн  свинцовой  руды, дополнительно  загрузившись  в  Сиднее  ( в  составе  грузов  были  продукты,  слитки  золота  и  тяжёлые  железнодорожные  материалы ), направился  обратно, пересекая  Индийский  океан  к  восточному  побережью  Африки, в  порт  Дурбан, куда  и  прибыл  25  июля.

Одним  из  пассажиров  «Waratah», направлявшихся  в  Лондон, был  Клод  Сойер  - путешественник  и  инженер. Во  время  плавания  его  постоянно  беспокоила  сильная  качка  судна, тревога  ещё  больше  усиливалась  при  штормовом  волнении  моря. К  этому  прибавились  странные  сновидения. Сойеру  постоянно  снился  один  и  тот  же  человек  с  длинным  мечом  в  одной  руке, а  в  другой, державший  окровавленную  тряпку. Посчитав  это  зловещим  предупреждением, Клод  решил  покинуть  судно  во  время  стоянки  в  Дурбане, что  и  спасло  ему  жизнь  в  дальнейшем.
«Waratah»  с  грузами  и  211  пассажирами  и  членами  команды  вышел  из  Дурбана  26  июля  1909  года. Спустя  несколько  часов  он  был  замечен  с  парохода  «Clan  MacIntyre». Капитан  этого  судна  позднее  отмечал  о  ужасной  штормовой  погоде. С  другого  парохода  «Harlow»  заметили  дым  и  огни  судна  по  размерам  схожего  с  «Waratah». После  двух  ярких  вспышек  дым  и  огни  быстро  исчезли. Позже  пароход  «Guelpf», следовавший с  мыса  Доброй  Надежды  в  Дурбан, повстречался  с  судном, на  борту  которого  вследствие  ненастной  погоды  удалось  различить  только  три  буквы  «tah». Прибытие  «Waratah»  в  Кейптаун  ожидалось  29  июля  1909  года, но  он  туда  так  и  не  пришёл, стало  ясно, что  с  ним  что – то  случилось. Вскоре  были  организованы  поиски, длившиеся  месяц, к  сожалению, они не  принесли  результата. «Waratah»  исчез.

Тайна  исчезновения  парохода  «Waratah»  так  и  не  разгадана  по  сей  день. Как  и  почему  он  исчез? Версий  выдвигалось  много.
Более  20  лет  посвятил  разгадке  этой  тайны  исследователь  Эмлин  Браун. Проведено  14  поисковых  экспедиций. Сам  Эмлин  изучал  архивы, участвовал  в  экспедициях, общался  с  родственниками  тех, кто  исчез  вместе  с  судном. В  Дурбане  он  нашёл  дерево  авокадо, посаженное  ещё  Клодом  Сойером, который  был  на  судне  и  вёз  семена, их  он  планировал  посадить  в  Кейптауне.

Так  что  же  случилось  с  этим  пароходом, исчезнувшим  без  каких – либо  сигналов  бедствия, без  следов  крушения  и  без  выживших, находившихся  на  борту?
Предполагалось, что  дело  в  неудачном  названии  парохода. В  период  с  1848  по  1897  годы  ещё  четыре  судна, носившие  название  «Waratah», постигла  трагическая  участь.
Неразгаданная  тайна  до  сих  пор  оставляет  в  недоумении  исследователей  и  морских  экспертов.

18  декабря  2025  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии