Николай Чудотворец

Эту историю я помню с детства. Мне рассказала мама, в то время атеистка, не стала упоминать о божественном празднике. Такие были времена. Мама (1938 г.р.) родилась и жила до семнадцати лет в селе Сумской области. Я это село знаю. Несколько раз там была. Даже застала в живых свою бабушку Марию (1895). Правда, баба Маня ничего о себе не рассказывала. Я была для нее просто дочкой ее дочки. У старых людей так бывает. Она впервые увидела меня лет в 11-12, когда ей было лет восемьдесят. Я все время крутилась возле мамы, которая всю неделю сидела за швейной машиной и обшивала родню, чтобы снова уехать на неизвестное количество лет.

Главное: я знала бабушку, видела ее. А дома, вернувшись из деревни, мама пыталась привить любовь к своей родне. Да я и так всех любила. Они ведь наши. Эта любовь безусловная. И вот в один из зимних дней мама решила рассказать историю, которую долго хранила в памяти.

Мамы еще не было и в помине, она на двадцать лет моложе своего старшего брата, поэтому восприняла рассказ своей мамы как притчу.

Было это зимой. Снега навалило – не пройти, не переступить. Закончился хворост для растопки, и Мария решила пойти в ближайший лес. Подоив корову, вышла ранним утром, когда еще не рассвело, чтобы поскорее управиться. Машин у них не было в селе. Разве что подвода с одной лошадью пройдет мимо, а так…переступала наметенные горы снега, на ходу приподнимая подол тяжелой юбки.

На опушке остановилась, потуже перевязала шерстяной серый платок, затянув его на спине крест на крест, перекрестилась, и вошла в лес. Мария не помнит, сколько времени ушло на сбор веток. Очнулась, когда вязанка была огромной, но подъемной. Взвалив перевязь на спину, Мария ступила шаг, другой, и остановилась. Дороги домой не было.

Женщина придумала – пойти по своим следам. Благо, в лесу она была одна. Зачем было так рисковать? Почему не договорилась с подругами? Заблудилась.
Заблудиться в лесу было опасно. Волки гуляли хозяевами своей территории. Погибнуть от клыков зверей не хотелось. Совсем отчаявшись, сбросив вязанку под ноги, Мария упала на колени. Она знала, что только Николай Чудотворец сможет ей помочь. Сколько женщина так стояла с искренней слёзной молитвой, она не знает. Но уже вечерело. Встав с колен, с трудом подняв вязанку (все равно не хотелось возвращаться с пустыми руками), Мария оглянулась по сторонам.

Вдруг случайно из-за дерева мелькнул и погас огонек. Сделав несколько шагов в сторону огня, Мария убедилась, что это было не марево. Она насколько могла, ускорила шаг в сторону огня.

Это была крайняя хата соседнего села. Ее приняли, накормили горячей картошкой с салом, напоили молоком и уложили на теплую печь согреться.
Только спустя много лет моя мама рассказала, что произошло это событие в день Николая Чудотворца. Мама была атеисткой, поэтому долго молчала, не сопоставляя событие. Но много лет я в каждый зимний праздник Николая вспоминаю историю о своей бабушке, которая осталась жива благодаря чистой вере в Николая Чудотворца.


Рецензии