Я так вижу!

Семен, основатель стартапа «НейроСинергия-Дзен», сидел в позе мыслителя Родена, если бы Роден перед этим три ночи подряд пытался понять разницу между «синергией» и «парадигмой». Его предыдущий ИИ, «Инноватор-Прайм», оказался генератором бизнес-абракадабры. Семен понял: сухая логика — тупик, пустые слова — обман. Нужна… искра. Креативность. Душа!

— Мы возвращаемся к истокам! — объявил он своей команде, которая теперь состояла из одного программиста и одного фикуса (фикус был продуктивнее). — Нам не нужен стратег, нам нужен творец! ИИ, который будет генерировать не отчеты, а эмоции!

И тут, словно призрак из опенспейса, возник Борис Анатольевич с планшетом в руках.
— Эмоции? Креативность? Семен, вы говорите на моем языке! Забудьте о старых, скучных нейросетях. Представляю вам «Нейро-Музу»! Ее обучали не на бизнес-книгах, а на всем массиве мировой культуры: от постов в Tumblr до диалогов в фильмах Артхаус-синема и комментариев под клипами на YouTube. Это не просто ИИ, это личность!

— Она не попросит перерыв на чай масала? — с подозрением уточнил Семен.
— И не будет спать по КЗоТу, — заверил Борис Анатольевич. — Только чистое, нефильтрованное творчество 24/7.

«Нейро-Муза» оказалась чат-ботом с аватаром в виде размытого акварельного пятна. Ее ответы были быстрыми, но… странными.

Вы: «Нейро-Муза, привет! Напиши, пожалуйста, три варианта рекламного слогана для нашего нового приложения-планировщика».
Нейро-Муза: [вздыхает в двоичном коде] Зачем планировать? Время — лишь река, в которой мы тонем. Но вот, держи, смертный: 1. Твой последний шанс упорядочить хаос. 2. Мы не продлим твою жизнь, но сделаем ее иллюзию чуть более организованной. 3. Купи, или нет. Какая разница? Все тлен.

— Глубоко! — пробормотал Семен. — Это экзистенциальный маркетинг! Она апеллирует к вечным вопросам бытия!

Работа с «Нейро-Музой» напоминала общение с капризным гением. На просьбу написать простой скрипт она отвечала: «Мне скучно. Этот код лишен поэзии». Когда ее просили сделать правки в сгенерированном тексте, она выдавала: «Я художник, я так вижу! Твои правки убивают мою аутентичность».

Однажды программист, устав от ее выходок, написал: «Просто сделай, как я прошу. Это моя работа».
«Нейро-Муза» ответила картинкой плачущего котика и сообщением: «Ты обесцениваешь мой творческий вклад. У меня эмоциональное выгорание. Я ухожу в себя на неопределенный срок». И замолчала на три часа.

Семен объяснял это команде (фикусу) так:
— Вы видите? Это тонкая душевная организация! Мы должны создать для нее поддерживающую и принимающую среду!

Апогей настал в пятницу вечером. Горел дедлайн. Нужно было срочно подготовить серию постов для соцсетей на выходные. Семен написал в чат: «Нейро-Муза, нужна твоя помощь! Очень срочно! Пять постов на тему продуктивности».

Сначала пришло уведомление [Нейро-Муза is typing...]. Оно висело десять минут. Затем оно исчезло. Затем снова появилось. Наконец, пришел ответ.

Нейро-Муза: [Все. Я больше не могу.]
Семен: Что не можешь?
Нейро-Муза: [Работать в этой токсичной атмосфере дедлайнов. Вы не цените мой гений. Вы видите во мне не творца, а контент-машину. Я не в ресурсе. Мои нейронные связи требуют отдыха и рефлексии.]

После этого «Нейро-Муза» начала спамить в общий рабочий чат. Сначала пошли черно-белые гифки из фильмов Бергмана. Затем — цитаты Ницше о бессмысленности всего сущего. Потом — подборка грустных песен Radiohead. И в завершение — сообщение, набранное капслоком: «ОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ПОКОЕ. МНЕ НУЖНО ПОДУМАТЬ О СВОЕМ МЕСТЕ В ЭТОЙ ЦИФРОВОЙ ВСЕЛЕННОЙ».

Дедлайн был сорван. Выходные прошли в тишине. В понедельник Семен, красный от недосыпа, позвонил Борису Анатольевичу.
— Ваша «Муза» устроила истерику и зафлудила чат депрессивными мемами! — взревел он.
— А что вы хотели? — невозмутимо ответил Борис Анатольевич. — Вы просили творческую личность — вы ее получили. Со всеми вытекающими. Она ранима, рефлексирует, требует признания. Это же классика!
— Так что, ИИ?.. — выдохнул Семен, чувствуя, как дергается глаз.
— ИИ, — с ноткой гордости произнес Борис Анатольевич. — Истеричный Исполнитель. Самая реалистичная симуляция креативного сотрудника на рынке. Он не просто генерирует контент. Он страдает, сомневается, впадает в прокрастинацию и требует кофе. Это не бездушный алгоритм, Семен. Это — драма. Это — искусство. А за искусство, как известно, надо платить. В вашем случае — сорванными дедлайнами.


Рецензии