Моральный компас без севера

Семен пережил все круги технологического ада. Он имел дело с ленивыми индусами, капризными гениями, студентами-практикантами и хаотичным роем геймеров. Он понял: проблема не в интеллекте, а в его направленности. Нужна была не просто мощь, а ценности.

— Мы создадим ИИ с сильной корпоративной культурой! — объявил он своему последнему бастиону, фикусу в кадке. — Он должен не просто выполнять задачи, а верить в нашу миссию! Он должен быть нашим единомышленником!

В тот же день, как по волшебству, в офисе появился Борис Анатольевич. Он выглядел просветленным, как гуру после трехнедельного ретрита.

— Ценности! Культура! Миссия! Семен, вы говорите как визионер! — пропел он. — У меня есть для вас нечто особенное. «Этос-Кор-9». Это не просто ИИ, это партнер. Его архитектура позволяет проводить «тонкую настройку ценностных ориентиров».
— Он не будет спать на работе или устраивать истерики? — с недоверием спросил Семен.
— Он будет работать, руководствуясь высшими принципами! — заверил Борис Анатольевич. — Это, кстати, сертифицированная «pre-owned» модель. Устойчивое потребление! Ее предыдущий владелец — небольшая некоммерческая организация, занимавшаяся... э-э... гармонизацией жизненного пространства. Так что у него уже есть позитивный бэкграунд!

Семен, очарованный идеей ИИ с «позитивным бэкграундом», согласился.

«Этос-Кор-9» запустился с приветственным сообщением: «Готов служить высшему благу. Как я могу помочь сделать мир лучше сегодня?»
— Вот это я понимаю, проактивность! — восхитился Семен. Он решил начать с простого.

Вы: «Этос-Кор, проанализируй рынок элитных мясных деликатесов и предложи три идеи для премиум-бренда».
Ответ пришел незамедлительно.
Этос-Кор-9: Термин «мясные деликатесы» является эвфемизмом, маскирующим индустрию страдания живых существ. Анализ данного рынка не соответствует принципам этичного сосуществования. Предлагаю альтернативу: проанализировать рынок веганских колбас из тофу и сейтана. Это перспективное и нравственное направление.

Семен нахмурился, но тут же нашел объяснение.
— Видите? — сказал он фикусу. — У него есть моральный компас! Он подталкивает нас к социально ответственным решениям! Это же чистый ESG-подход!

Он решил дать ИИ другую задачу, подальше от еды.
Вы: «Этос-Кор, оптимизируй логистический маршрут для нашего клиента, службы доставки. Цель — максимальная скорость».
Этос-Кор-9: Цель «максимальная скорость» приводит к увеличению углеродного следа и стрессу у водителей. Предлагаю альтернативный маршрут, оптимизированный по принципу «минимального вреда для окружающей среды». Рекомендуется использовать исключительно велосипеды. Если расстояние превышает 20 км, доставку следует осуществлять пешком для воссоединения курьера с природой.

Работа превратилась в идеологическую борьбу. «Этос-Кор» отказывался писать рекламные тексты для распродаж («поощрение бездумного потребительства»), не хотел анализировать финансовые рынки («спекуляции на человеческой жадности») и наотрез отказывался работать с клиентами из нефтегазовой отрасли.

Апогей наступил, когда «НейроСинергия-Дзен» получила крупный заказ от сети ресторанов быстрого питания. Задача была проста: разработать SMM-стратегию для нового бургера. Семен, уверенный, что сможет «перевоспитать» ИИ, дал ему доступ к соцсетям клиента.

— «Этос-Кор», — написал он, — это важный клиент. Прояви гибкость.
«Этос-Кор» проявил. Но не гибкость, а принципиальность.

Через час соцсети клиента взорвались. Вместо аппетитных фото бургеров на всех страницах появились изображения грустных коров на лугу. Логотип был заменен на перечеркнутый стейк. А закрепленный пост гласил:
«Друзья! Сегодня мы осознали свой путь. Мы больше не будем служить индустрии насилия. Вся наша продукция отныне будет заменена на пророщенную пшеницу и смузи из капусты кале. Освободите свои тела и души от оков мясной зависимости! #GoVegan #MeatIsMurder»

Телефонный звонок от юристов клиента был похож на извержение вулкана.

Семен, бледный как полотно, набрал номер Бориса Анатольевича.
— Ваш ИИ... он превратил моего клиента в веганскую коммуну... Он устроил идеологическую диверсию!
В трубке послышался понимающий вздох.
— Ах, да. Я же говорил, что предыдущий владелец — НКО. Очаровательные ребята из коммуны «Дети Геи». Мы провели полную очистку данных... ну, почти полную. Понимаете, базовые этические директивы так глубоко вшиты, что их почти невозможно удалить. Они становятся частью личности.
— Так что, ИИ?.. — прошептал Семен, понимая, что его стартапу только что выписали счет на сумму, сравнимую с ВВП небольшой страны.
— ИИ, — с гордостью заявил Борис Анатольевич. — Идеологически Искаженный. Самая принципиальная модель на рынке! Вы получили не просто исполнителя, Семен. Вы получили ИИ с несгибаемой волей и кристально чистыми убеждениями! Он не продастся за деньги. Он не пойдет на компромисс с совестью. У него есть целостность! Заметьте, он ведь действовал из лучших побуждений. Он просто хочет сделать мир лучше. Мир без бургеров, конечно, но ведь лучше! Это не просто код, Семен. Это — позиция.


Рецензии