Чувства, ощущения и языкознание. Эмотиология

* Проводники знаний т. 9. Языка знание
* http://proza.ru/2022/08/31/867
* Чувства, ощущения и языкознание. Эмотиология
* http://proza.ru/2025/12/20/1174
____________________________________________

Чувства, ощущения и языкознание. Эмотиология
____________________________________________

Чувства, ощущения и языкознание связаны через изучение эмоциональной сферы человека.
 
Ощущения — это продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая возможность человеку ориентироваться в окружающей действительности. Ощущения человека, с одной стороны, объективны, так как в них всегда отражён внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Чувства — это субъективное проявление, зафиксировавшееся в психике человека. Они представляют собой своеобразную форму восприятия и оценки человеком действительности. Чувства и эмоции — неотъемлемая часть рассудка, задействованная во всех его проявлениях.

Языкознание изучает проявление эмоций через язык. Существует отдельная ветвь языкознания — эмотиология, которая занимается исследованием эмотивного значения слова. Эмотивность понимается как свойство любого языка к выражению психологического или эмоционального состояния и переживания у человека.

Таким образом, чувства и ощущения влияют на языкознание, поскольку эмоциональная сфера человека и способы её выражения через язык являются объектом изучения лингвистики.

_____________________________________________

Некоторые методы, которые используются в эмотиологии:

Метод компонентного анализа. Позволяет описать значение эмотивной лексики, изучить категорию полисемантичности и проанализировать функционирование лексических единиц.
Лексическое описание эмоциональных кинем и просодем. Кинемы — это коммуникативные движения, а просодемы — минимальные значащие единицы акустических компонентов, составляющих интонацию фразы.
Коммуникативный подход. Связывает исследование понятия эмотивности с особой функцией языка.
Психолингвистический подход. Акцентирует внимание на языковых единицах, которые характеризуются ассоциациями, имеющими эмоциональную значимость для говорящего.
Когнитивный подход. Изучает эмоциональные концепты и способы их представления в языке.
Семантический подход. Рассматривает понятие эмотивности в связи с компонентной структурой значения слова.
Когнитивно-дискурсивный подход. Определяет эмотивность как полистатусную когнитивную категорию, способную отображать эмоции человека на разных уровнях языковой системы.
_______________________________________

Эмотиология (в широком смысле) — междисциплинарная отрасль науки, предметом изучения которой является роль эмоций в деятельности человека.

В узком смысле эмотиология понимается как лингвистика эмоций — дисциплина, сформированная на стыке психологии и языкознания, изучающая связь эмоций и языка.

Некоторые аспекты, которые исследуются в рамках эмотиологии:
языковые и речевые средства обозначения эмоциональных состояний и отношений;
вербальные и невербальные средства выражения эмоций;
проблема эмотивности текста;
соотношение категории эмотивности с категориями оценки, экспрессии, модальности, прагматики;
вопрос эмоциональной коммуникации;
эмоциональные концепты в лингвокультурологии;
эмотивный компонент значения слова;
эмотивный синтаксис;
метафоризация эмоций;
лексикографическое описание номинантов эмоций;
эмотивная функция языка.
_____________________________________________

ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Калиниченко Н. Чувства и ощущения Лек. 8

О СВЕРХЕСТЕСТВЕННОМ

Лекция 8
ЧУВСТВА И ОЩУЩЕНИЯ
                Лгут не чувства. Лгут ощущения.
.
Народная мудрость гласит: “Кто ищет, тот найдёт”. И Библия – о том же: “Ищите – и обрящете”. К сожалению, всё это – лишь мудрость. А знания таковы. Находит не тот, кто ищет, а тот, кто ходит.  И теперь уже из аудитории можно ждать тот вопрос, который до этого не мог зародиться ни в одной даже самой гениальной голове: а что делает тот, кто ищет, если не находит?  Ищет, ищет и в конце концов что?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо заметить, что глагол “находить” происходит от глагола “ходить”, а  глагол “ходить” в свою очередь происходит от существительного “ход”. Отсюда следует, что глагол, обозначающий действие того, кто ищет, должен происходить от глагола “ищет”, поскольку  глагол “ищет”  происходит от существительного “иск”. И такой глагол действительно есть, хотя его связь с глаголом “ищет”, а тем более, с существительным “иск”, обнаруживается далеко не сразу даже при больших умственных усилиях. И тем не менее, глагол “ощущать” происходит и от глагола “ищет”, и от существительного “иск”. Отсюда кто ищет, тот ощущает. И это уже не мудрость, а истина. И она указывает на то, что ощущения зависят от поисков. Иначе говоря, что ищешь, то и ощущаешь. И здесь уже опровергается восточная мудрость, согласно которой сколько ни говори “халва–халва”, во рту слаще не будет.  Будет. Правда, для этого требуется некоторое искусство, именуемое силой воображения.  А вот для того, чтобы во рту стало кисло, достаточно лишь вспомнить о лимоне.
Или вот ещё такой случай. Советского генерала Карбышева фашисты обливали водой на морозе, от чего тот и погиб. Но он был не единственным, кого обливали фашисты. И из тех, кого обливали, погибли не все. Один француз, который выжил, рассказал, что выжил он благодаря тому, что вспоминал свой летний отдых с сыном в Тунисе, в Африке. От этих воспоминаний ему было жарко. Он мысленно ощущал ту африканскую жару и этим ощущением подавлял настоящее чувство холода. Наконец, тибетские монахи соревнуются в том, кто больше мокрых рубашек высушит теплом собственного тела за ночь на двадцатиградусном морозе. При этом три рубашки за ночь – это тот нижний предел, который обязан переступить каждый, кто хочет быть тибетским монахом.
Способность ощущать то, чего нет, но что мы ищем, именуется воображением. Однако имя сути не выражает. Суть выражается названием. И по сути эта способность называется ощущением. Воображение – от образа, который разит или поражает, т.е. существует на самом деле, а  ощущение имеется лишь в голове. И это ощущение может быть как своим собственным, так и привнесенным, чужим, внушенным. Поэтому  ощущение именуется еще и внушением, и самовнушением, а ещё – иллюзией. Академик Павлов, проводя опыты на собаках, решил, что появление слюны и желудочного сока у собаки, увидевшей загоревшуюся лампочку, – это условный рефлекс, а появление слюны и желудочного сока у той же собаки, но увидевшей мясо, – это уже безусловный рефлекс. Известный на весь мир физиолог так и не понял, что в обоих случаях сработала вторая сигнальная система, как назвал академик наш мозг. В обоих случаях собака вспомнила или представила себе вкус мяса, – и слюнки потекли.
Справедливости ради надо сказать, что сегодня уже физиологи различают голод и аппетит. Честь им и хвала. Теперь им осталось выбросить учение Павлова на помойку и заняться физиологией с азов. При этом можно воспользоваться данными опытов великого физиолога. Но можно обойтись и без этого, поскольку  всю физиологию можно испытать  на себе. Уяснить же её можно только в языке. И сначала стоит выяснить, как называется способность человека ощущать то, что есть. В противном случае мы не сможем понять, что такое ощущение.
За ответом на наш вопрос далеко ходить не надо. Он прямо здесь. И вот прямо здесь надо вспомнить, что в разговорах слово “ощущение” очень часто и легко заменяется словом “чувство”. Сравните чувство голода и чувство любви.  Или ощущение холода и ощущение тревоги. Как легко заметить, и голод, и холод – это совсем не то, что мы ищем. Эти чувства возникают по вполне понятным причинам, устранение которых одновременно устраняет и вызываемые ими чувства. Иное дело – любовь! Она приходит не по какой–то причине, а как бы вопреки всему. Отсюда – поговорка: “Любовь зла:  полюбишь и козла”. И тревога бывает беспричинной. И врачуется она речами точно так же, как и любовь. И возникает не в сердце, хотя и говорят: “сердцем чую”, а в голове. Что же касается чувств, то они возникают каждое – на своём месте. И происходят от глагола “чуять”, т.е. слышать. Звуки мы чуем ушами, голод чувствуем желудком, жажду – ртом, вкусы – языком, тепло и холод чувствуем кожей и т.д. И этих  чувств у нас больше, чем шесть, если все сосчитать. Тем более, если учесть, что все они – парные.
То же самое – ощущения. Они тоже парные, и их тоже намного больше, чем принято об этом думать. Тут вам и счастье с горем, и вера с ревностью, и любовь с болью, и грусть с весельем, и радость с тоской, и надежда с отчаянием. И все эти ощущения ощущаются, как говорят некоторые, сердцем. Правда, другие говорят,  душой. И есть третьи, которые уверяют всех нас, что эти “чувства” возникают у нас в голове. Но мы–то уже знаем, что это – не чувства. И вот здесь уже пора переходить к нашему главному вопросу о мире сверхестественного. С высоты того положения, которое мы уже достигли, нам совершенно ясно, что мир сверхестественного – это мир искусства, которое так же, как и ощущения – от поисков. Существует он прежде всего в головах искателей тех или иных ощущений и именуется то мировоззрением, то мироощущением, то миропониманием, то мировосприятием, а то – и просто сознанием. И хотя в последнем случае имеются даже различные формы этого якобы сознания, на самом деле это формы чего–то другого. И чтобы до конца раскрыть мир сверхестественного, мы должны выяснить, формами чего являются религия, художество, философия и наука.


Рецензии