Городские не такие
Эти строки из дивной песни "Бирюсинка" Льва Ошанина на музыку Эдуарда Колмановского вдруг закружились рефреном в моей голове.
Обожаю синичек! На нашей лесной даче, точнее, на участке, обустроены три кормушки. Основные наши гости — синицы. Их бойкая возня всегда радует глаз. Едва успеешь насыпать семечки, как тут же прилетает первая разведчица. Схватит семечко и, словно воздушный акробат, перепорхнет на верхушку ели в центре участка. Зажмет добычу лапкой и щепетильно, с артистизмом, выковыривает зернышко. Опустевшая шелуха летит вниз. В кормушке — чистота и порядок, только корм.
Подкрепившись, синичка заливается зазывной песенкой (проверено и подтверждено Интернетом). Словно напевает: "Прилетайте, подружки, здесь для вас угощение!"
И вскоре слетается целая стайка щебетуний. Кормежка синичек — просто услада для глаз! Все строго по очереди, без толкотни и склок.
Совсем иначе ведут себя воробьи и поползни. Эти оставляют в кормушке сор, гоняют синичек. Впрочем, иногда синицы дают отпор наглому поползню с мощным клювом. Однажды мы были свидетелями, как две крошечные, но отважные лазоревки прогнали разбойника.
Лазоревки — почти вдвое меньше своих крупных родственниц и вчетверо меньше поползня! Знаете таких милах в белых "платочках" на голове? Так вот, эта парочка храбрецов напала на агрессора с двух сторон: одна клевала в шею, другая — в хвост. Только поползень замахнется клювом, как тут же получает чувствительный удар в жирную гузку. Думаю, толстой птице было очень больно! Злодей повернется, а ему тут же маленький клювик в шею! После нескольких повторов поползень ретировался в сосновую чащу под наши бурные аплодисменты.
Нередко поползень делает запасы. Схватит семечку и прячет ее в кору ближней сосны. Летит опять в кормушку. Умная синичка заметила место схрона, тут же забирает припас поползня.
Иногда в нашу просторную кормушку (мы ее в шутку называем "кафе" или "ресторан") заглядывают и более крупные птицы — дятлы и сойки. Но наша главная кормилица предусмотрела и такие варианты. В углу участка висит синичник с летком около 4 см в диаметре. Маленькая синичка проскочит легко, а поползень уже не влезет.
Когда "кафе" пустует или захвачено крупными птицами, наши любимые клиенты перебираются в синичник. А если и там корма не хватает, могут и в окошко постучать клювиком. Удивительно, сколько шума может произвести такая малютка! Летом мы перестаем подкармливать синичек — говорю им, чтобы ловили червячков с растений.
Но случается, что ровно в четыре утра в штапик окна раздается настойчивый стук. Что характерно, синичка безошибочно выбирает окно возле нашей лежанки. В доме восемь окон! Открываю окно и вразумляю нахалок.
В октябре мы покидаем дачу. Заполняем все кормушки доверху. К стойке крыши "кафе" крепко прикручиваю кусок несоленого сала на шкурке в дальний угол, чтобы сойки не добрались до синичкиного деликатеса. В марте, по приезде, сразу замечаю обглоданный кусок шкурки, прикрепленный медной проволокой в синей оплетке. Чистая шкура солидного порося имеет вид тонкой полированной замши!
Уже в Москве, сидя на диване ноябрьским утром, просматривал ленту новостей в телефоне и вдруг услышал знакомый стук в окно.
Первая мысль: мои синички с дачи нашли меня! Но это же невозможно!
Тем не менее решил устроить кормушку на окне кухни. Чтобы не привлекать голубей и ворон, взял небольшую квадратную баночку из-под сливок. В плотном пластике прорезал квадратное отверстие примерно 4х4 см. Для синичек в самый раз.
Кормушку прикрепил на проволоку к решетке окна. Поскольку квартира расположена на первом этаже, то пополнять запасы семечек с улицы не составило труда. Замысел легко воплотился в жизнь. Теперь не скучно принимать пищу в компании веселых синичек. Они садятся стайкой на куст шиповника и чинно выбирают себе семечки.
Жизнь налаживается и у нас, и у птичек. Купил килограмм семечек. Утро начинается с пополнения кормушки. Первое время синички шарахались от нас на кухне. Потом привыкли, перестали обращать внимание.
Мы твердо знаем, что птицы узнают людей. Даже крикливые сойки пропускают нас в лесу спокойно, а всех остальных провожают противными криками метров на пятьдесят по тропинке.
И не только птицы узнают людей. Точно знаю, что наша дачная жаба шипит, увидав гостей на участке. Красавица Маруся, царевна лягушка, дачная помощница в борьбе со слизнями, просто храбро позирует нам, вольготно раскинувшись на краю бассейна.
Жена у меня наблюдательная, мимо ее зоркого взгляда ничего не проскочит. Сразу заметила, что городские синички вроде бы меньше размером, какие-то грязные и практически не поют.
Сначала я не поверил, решил, что женщина просто придумала. Провел консультацию с Интернетом. Все сошлось! Городские синички меньше, оперение у них не такое яркое, а песни не в почете.
Городские все — не такие…
К людям это тоже относится. В деревне народ проще, душевнее и щедрее на доброту и ласку.
Свидетельство о публикации №225122001429
Я заметил, что вы были у меня в гостях. Спасибо за визит! Жаль, что не оставили отзыв. Мне было бы интересно узнать мнение о моем творчестве от такого умного и титулованного ученого, который еще и любит природу и литературу. Я тоже заглянул на вашу страницу.
Мне понравились ваши описания дачной красоты. Однако есть моменты, с которыми я позволю себе не согласиться.
ИТАК. "О деревенских нравах и городских грёзах".
Ваши наблюдения за пернатыми прелестны, но суждения о людях грешат излишним "сахаром". Позвольте мне, юному пенсирнеру, развеять ваши пасторальные мечты.
Во-первых, вспомните зависть, как было раньше.
В деревне ЗАВИСТЬ острее бритвы.
Стоит у соседа корове дать больше молока, как вся округа уже шепчется о колдовстве и желает ему падежа скота. Я сам видал, как из-за межи соседи годами не не здороваются, затаив злобу из-за пустяка.
Во-вторых, невежество — верный спутник жестокости. Человек, чей ум не просвещён книгой, часто видит врага в каждом, кто мыслит иначе. Вспомните историю соседей-помещиков А.Некрасова: за обедом — друзья, а за глаза — сплетники и злыдни (Некрасов-картежник, имение выиграл...) Разве не так?
И в-третьих, беспробудное пьянство, которым так славны наши колхозники. Разве добр мужик, когда в голове его хмель, а в руках — дубина?
Да и день сегодняшний, мало отличается от вчерашнего! Нет работы, нет зарплаты, кушать хочется всегда. Отсюда завить и агрессия к более состоятельным соседям. Согласны?
Зло, Николай Андреевич, в тесноте души.
Чем меньше в голове мыслей, тем больше в сердце желчи. Глупость — вот истинная мать деревенской злобы. И зло не знает границ между городом и селом.
Не сомневаюсь что Вы согласны со мной.
А разве в науке мало примеров скрытой, изощренной зависти и злобы?
Вспомните хотя бы известного курганского врача Гавриила Абрамовича Илизарова. Как ему завидовали московские коллеги! А когда он отказался передать авторство на изобретение аппарата одному из них, его до конца жизни преследовали.
Лишь благодаря личным связям в ЦК КПСС ему разрешили построить Научно-исследовательский институт ортопедии и травматологии в Кургане. Правда, в месте, которое раньше считалось удалённым и куда ссылали на каторгу.
Дружеская Эпиграмма на "пасторальные мечты".
Профессор, птичек вы знаток,
Но в людях — сущий вы ребёнок.
Вам мил деревни уголок,
Где каждый ласков, как котёнок.
Но там, где пахнет резедой,
И где синички сладко пели,
Живёт мужик совсем не злой,
Пока не пьёт он три недели.
Там зависть в избах крепко спит,
Пока сосед не стал богаче.
И злоба в лаптях там сидит,
Ничуть не меньше, чем на даче.
Академический ваш ум
Пленён картинкой лубяною,
Но средь полей и сельских дум
Порок гуляет под луною.
Не в месте суть, а в широте ума:
Где пусто в нём — там вечно тьма.
С добром Тихон Чикамасов. Интересно, что Вы мне ответите...
Тихон Чикамасов 15.01.2026 11:33 Заявить о нарушении
Благодарю вас за прочтение и отклик на публикацию.
Вам желаю добра и здоровья! С уважением!
Николай Игнатущенко 15.01.2026 12:56 Заявить о нарушении