Ч. 19 Терять могли только жизнь

Предыдущая страница   http://proza.ru/2025/12/19/1149

Летом 1961 года Такер, поднявшись на воздушнм шаре, увидел место крушения английского парусника «The Virginia Merchant», который принадлежал Вирджинской компании. Командовал им капитан Роберт Берк.

Конечно, за 300 лет нахождения на морском дне от деревянного корабля ничего не осталось.

Но команде Такера за несколько недель работы удалось поднять глиняные трубки, инструменты, оружие, пушку, кирпичи, письменные принадлежности, оловянные тарелки, серебряные изделия, множество фрагментов китайской чайной посуды  и кухонные принадлежности.

Спустя неделю Такер, также с воздушного шара, увидел место крушения другого торгового судна - «Eagle», которое погибло в 1659 году. На месте этого крушения удалось поднять огромное количество артефактов.

Во время раскопок на дне Такер и Дональд Кэнтон, ещё один родственник Такера едва не расстались с жизнью. Размывая струёй воздуха основание кораллового рифа, они обнаружили сундук, наполненный глиняными курительными трубками.
 
Продолжив размыв песка, нашли медный чайник, навигаторские принадлежности. Внезапно Такер почувствовал какое-то содрогание.
 
Привыкнув за годы подводных исследований мгновенно реагировать на всё неожиданное, он выплыл сам и вытолкнул Дональда из размытой ямы за секунду до того, как в неё сверху обрушился огромный кусок кораллового рифа.

На следующий день они едва спаслись от огромной акулы. После этого приключения у Такера отпало желание продолжать там раскопки. Он назвал это место проклятым.

Поиск новых мест крушений Такер продолжил со шлюпки, сочтя покупку гелия для баллона слишком дорогой.

В 1962 году он и его команда нашли места крушения французского фрегата «L‘Hermoine», затонувшего в 1838 году, и английского коммерческого судна «Caesar», погибшего в 1819 году.
 
Спасатели подняли со дна огромное количество самых различных артефактов. Завершая сезон, Такер осмотрел старые места крушений и нашёл груду слипшихся серебряных монет и брусок золота, который оценили в 16 000долларов.

Начиная со следующего сезона, Тедди Такер стал обследовать места крушений не визуально, а с помощью магнитометра. Благодаря этому он нашёл два слитка золота весом около килограмма каждый.

Ещё один уроженец Бермудских островов, преуспевающий бизнесмен Гарри Кокс, также занимался обследованием мест крушений кораблей, но не столь интенсивно, как Такер. Он также организовывал экскурсии туристов к этим местам.

Во время одной из экскурсий в 1968 году Кокс обнаружил останки португальского корабля, погибшего во второй половине шестнадцатого века.

Вернувшись потом со своей командой на это место, Кокс и его дайверы не нашли ничего, кроме балластных камней и черепков глиняной посуды. Все, кроме Кокса, вернулись на катер.

Но у того было чувство, что он что-то найдёт. Несмотря на быстро наступавшую темноту, Гарри не торопился подняться на поверхность. Он стал копать руками  ямку у основания рифа и увидел серебряную монету.

Кокс стал копать интенсивнее и увидел две золотые монеты и солидный золотой браслет. Гарри поднялся на поверхность и закричал: «Золото!» Все быстро похватали снаряжение и бросились в воду.

За сорок пять минут, пока не стало окончательно темно и не закончился воздух в баллонах, они набрали сокровищ на сумму свыше 200 000 долларов.
 
Дайверы нашли слитки золота, части золотых украшений, массивную двойную золотую цепь, золотой маникюрный набор, изделия из серебра и медную астролябию.

В золотом кольце было большое углубление для камня, но самого камня не было. Кокс мечтал найти камень. И надо же - это был шанс один из миллиона - спустя два года Гарри нашёл там изумруд, который идеально подходил к выемке в кольце.

Кокс и его команда ещё долго рылись в этом месте, но почти всё было собрано ими в те памятные сорок пять минут.

В 1959 году исполнилось 350 лет со времени крушения корабля «Sea Venture», флагмана Вирджинской компании.

Основной деятельностью компании было заселение колонии Вирджиния. Тем, кто соглашался отправиться в полную неизвестность на семь лет, компания предоставляла бесплатный переезд, питание, защиту и право собственности на землю, если, конечно, колонист ещё был жив.

Помимо выживания, ожидалось, что первые колонисты будут приносить прибыль владельцам компании Вирджиния. Однако поселенцы не могли уделять столько времени, сколько хотела бы Вирджинская компания, на изготовление товаров для экспорта.

Главным занятием для них была попытка выжить на голом месте при постоянных нападениях индейцев. Одежду и еду колонисты получали из общего склада.

2 июня 1609 года корабль «Sea Venture» вышел из Плимута в Джеймстаун во главе отряда из семи кораблей, на буксире  корабли вели за собой два пиноса (малые парусно-гребные суда).
 
24 июля отряд попал в тропический ураган, и корабли разбросало. Пинас «Catch» погиб  со всеми людьми на борту.

Но «Sea Venture» трое суток боролся со штормом.
 
Среди дождя и пронизывающего ветра перепуганные пассажиры решили, что горят мачты, видя на их топах огни святого Эльма.

Другие корабли тоже выдержали шторм, но на «Sea Venture» окум (герметик) выдавило между досками, и палуба стала быстро протекать.
 
В откачивании воды приняли участие  все пассажиры, но течь появилась и в корпусе корабля. Сбросили часть орудий, чтобы облегчить корабль, но это не помогло, вода прибывала.

Все были задействованы для подъёма, но вода продолжала подниматься в трюме. Адмирал Джордж Сомерс сам находился у штурвала во время шторма. Когда он увидел сушу утром 3 августа 1609 года, вода в трюме поднялась до 9 футов (2,7 м).

Команда корабля и пассажиры были уже без сил.

Сомерс принял решение пройти к берегу между прибрежными рифами. На них корабль и застрял. До берега было примерно километр. К счастью, шторм прекратился, ветер стих.

Благодаря этому удалось переправить на берег 140 мужчин,  10 женщин и одну собаку.

Продолжение следует


Рецензии
Наверное в то время аэросъемка была дорогая и не имела такого доступа к ней гражданских, что те были вынуждены использовать шары на гелии. Сейчас используют помимо дронов, еще и спутниковые изображения метрового и 40 и 10-15 сантиметрового пространственного изображения в 1 пикселе, вопрос в деньгах, оборудовании для машинной и тематической дешифрации спутниковой информации. А также разного оборудования при съемке, сейчас у археологов в чести лидарная съёмка которая позволяет видеть сквозь растительность и почву. Не знаю как насчет применения в море, так как с этим не сталкивался во время работы со спутниковыми снимками. Но тогда разрешенный для гражданских целей снимки были только 42 сантиметровые и стоили весьма прилично, а вот снимки разрешением в 1 км и 250 метров были бесплатными. Как дело обстоит сейчас уже не в курсе, так как лет уже 20 не в теме, ушел в другое направление. Повезло что имел разное образование, их было 3 :)
С интересом
Искандар

Заметки Географа   20.12.2025 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Искандар. Техника развивается невероятно быстро.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   20.12.2025 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.