Истории наших вещей. Аквариум
Иду по коридору третьего этажа. Все двери в кабинеты закрыты, а одна — открыта. Глаза непроизвольно скосили влево, а там — у противоположной стены висит в воздухе яркое цветное пятно воды прямоугольной формы с сотней снующих между растениями рыб. Я остолбенел.
«Нравится?» - услышал откуда-то сбоку. Перевожу взгляд, замечаю сотрудника в белом халате, молодого с доброжелательной чуть насмешливой улыбкой. Так я познакомился со Славой Корженко, сотрудником кафедры биохимии растений. Он чуть старше меня, закончил в свое время факультет и работает на японском анализаторе белков. Аквариум - его детище, хобби. Шириной около метра, высотой сантиметров 60 и такой же глубины. И, главное, сделан из оргстекла. Т.е. без металлического каркаса. В этом и состоял его секрет парящего в воздухе.
Я стал часто захаживать к нему, узнал много нового о рыбах, аквариуме. И мне страшно захотелось иметь дома такой аквариум. Тем более, что в детстве у нас с братом был аквариум, мы ухаживали, кормили, отсаживали мальков.
И через несколько лет мечта осуществилась.
После окончания МГУ я поступил на работу в недавно организованный закрытый институт космической биологии (впоследствии институт медико-биологических проблем). Кстати, в лаборатории мне предоставили стол, за которым до меня сидел Борис Егоров, первый врач-космонавт.
В нашей лаборатории механик Толя тоже оказался любителем-аквариумистом. Поделился с ним своей мечтой. «Сделаем в институтских мастерских. Нужен чертеж» - был ответ. А как же выносить? «И это сделаем».
Сделал чертежи: ширина 140 см, высота 80 см, глубина 40 см. Толщина оргстекла 10 мм. В дне и боковых стенках предусмотрены пазы, куда вставлялись передняя и задняя стенки. Собирать и клеить я планировал дома. В качестве клея Толя достал кусок толстой синтетической ткани, из которой были сшиты халаты химиков. Ткань хорошо растворяется дихлорэтаном, хуже - ацетоном. Оплата за все, как это принято во всех институтах — спирт.
И вот однажды заходит ко мне Толя и говорит: «Завтра выносим».
Наступило завтра. Ждем, когда все уйдут из лаборатории, ждем еще полчаса. Толя звонит на проходную: да, можно, начальство ушло. Мы тащим упакованные и перевязанные вместе все шесть составляющих будущего аквариума к лифту. На улице Толя взваливает тяжеленную упаковку себе на спину, а я сзади на расстоянии сопровождаю. Так было велено. Вижу: выходит охранник, открывает ворота, Толя с ношей на спине выходит, охранник ворота закрывает. А охранники были у нас серьезные крепкие мужики среднего возраста, в белых халатах , под которыми выпирала кобура. Я спешу на проходную, отдаю пропуск, получаю удостоверение и выхожу на улицу. Догоняю Толю и уже вдвоем тащим груз к скамейке в скверике у института. Ловлю такси, прощаюсь с Толей (он здесь рядом живет) и вот я у себя дома на Самотеке.
Теперь главное — надо его собрать. И собрать так, чтобы он не потек. Правда, мы живем на первом этаже, и заливать внизу некого. Но все равно неприятно, если паркет вдруг всплывет. Да еще двухлетний Дима, который не умеет плавать. Словом, старался.
Больше года ушло на изготовление и обустройство аквариума. За это время я успел поступить в аспирантуру на родной Биофак на кафедру Биофизики и уволиться из Института. Аквариумом занимался по выходным, следил, чтобы в комнате никого не была — все-таки дихлорэтан не очень полезен. Дело двигалось.
Кроме того аквариум нужно было на что-то поставить с учетом немалого веса: 400 литров воды, плюс собственный вес , плюс 30 литров песка — итого: не менее 500 кг. Обратился к приятелю Юре Киселеву, художнику-профессионалу. Он нарисовал эскиз подставки из металла, каждая ножка которой представляла три тонких стальных трубы, сходящихся внизу. И все четыре ножки заканчивались колесами от рояля. Рояльные колеса я купил в мастерской по ремонту роялей у нас на Самотеке. А чтобы не портить паркет, вырезал из вакуумного шланга покрышки. А изготовили подставку и даже покрыли молотковой эмалью у брата на заводе Манометр.
Наконец, первое испытание. Аквариум на подставке плавно катим со Светой по паркету в ванную — красота! Представляю, как буду катать обитателей аквариума по квартире, меняя интерьер. Дух захватывает.
Тем временем пристраиваю детище вплотную к ванне, опускаю внутрь душевой шланг и открываю воду. Второй шланг для откачки воды одним концом в аквариуме, а другим свисает в ванну. Казалось все предусмотрено, однако внутри меня все вибрирует.
Уровень воды растет, растет. Медленно растет. Уже половина аквариума. И вдруг замечаю, что передняя и задняя стенки заметно выперли. Я в ступоре. И тут резкий треск врубает меня в действительность, перекрываю душ, отсасываю воду из аквариума и замираю. Затем бросаемся со Светой к швам, ищем, где потекло, трогаем, щупаем, нюхаем — протечек нет. И — расслабуха.
Ну, вот и первый блин. Выкатываем свой груз из ванной, но что-то не так, обратно стало труднее ехать. Смотрю, резиновые покрышки стали съезжать с колес, а одно колесо начало даже выворачиваться. Видать, не суждено покататься вместе с рыбами верхом на аквариуме. Только статика, динамика же внутри аквариума.
Что же делать? Советуюсь с инженерами. Сам думаю. Вердикт: надо укрепить верх, соединив заднюю и переднюю стенки четырьмя перемычками, и углы. Сказано — сделано.
И вот однажды, когда аквариум доклеивался со своими перемычками, лежа на боку, двухлетний Дима возился там же со своими игрушками, мы со Светой отсутствовали, а дедушка был вызван бабушкой на кухню для решения каких-то хозяйственных проблем. Вдруг старики услышали Димкин крик. Дедушка ринулся в комнату и видит: к столу придвинут стул, а Дима застрял между перемычками так, что голова и грудь были в аквариуме, а ноги болтались снаружи. Дедушка моментально оценил ситуацию (бывший чекист все-таки) и помог влезть в аквариум целиком, чтобы потом Дима вылез обратно головой вперед. И затем уже подхватил внука на руки. Дима не был испуган приключением, а для деда это был стресс.
На следующее испытание аквариум пришлось волочь по полу на тряпке и ставить внутрь ванны. И снова стенки раздуваются, раздуваются и … ничего. Ура!
Аквариум стоит на своих родных ногах в стенной нише. Теперь песок. Нужен крупный. Однокурсница Галя Чуканова живет в Крылатском на высоком берегу Москва-реки. Там оказался нужный песок. Ездили вдвоем с Андриановым, сотрудником нашей кафедры, с рюкзаками. Перли, конечно, на себе, машина — это роскошь, а не средство передвижения. И так две ходки.
Даже Света вложилась в аквариум. В это время она ездила в санаторий и привезла литра два черного великолепного морского песка. Когда встретил ее в аэропорту, про себя подумал: «Фрукты!». Потом разочаровался. Но не надолго.
И аквариум зажил. Люди, проходя мимо нашего окна (мы жили на Самотеке на первом этаже), часто останавливались и глазели, как я в свое время на биофаке. Я их понимаю.
Потом аквариум, как и все имущество, перевезли на Тишинку в новый дом. Там в окна никто не заглядывал (девятый этаж, однако), но радовал гостей. Да и мы отдыхали взором. А вот собака совершенно не заинтересовалась аквариумом. Видно, понимала, что ей оттуда ничего не светит и не стала напрягаться.
Теперь аквариумом владеет Дима, который когда-то в нем побывал. Он заселил водоем рыбами на свой вкус. Они росли, съедали растения, он подсаживал — они съедали, еще росли и т. д. Сажать растения стало бессмысленно, рыбы вымахали до 25 см и даже больше. Теперь аквариум похож на витрину заурядного рыбного магазина. Все, что начинается, все и заканчивается.
Свидетельство о публикации №225122001461