Коммунизм деньги не отменил они с ним справились2
В модели социалистической экономики в 1929г.-1955г. сами законы экономики практически не действовали.
Но именно в этот период, более известный как Сталинская эпоха, СССР добился колоссальных темпов экономического роста, уже неосуществимых в последующие годы. Крайне важно понять, какие резервы были задействованы для достижения поставленных целей. Для начала определим сами задачи.
В любой «нормальной» экономике единственно значимое стремление, это произвести товар, который заведомо купят. Неважно, жареные пирожки, модную одежду, наркотики или оружие массового поражения. Это уже незначительные детали. Важно лишь наличие сбыта.
Однако это намерение не может не существовать в виде трёхголовой гидры. Так как желающих «срубить бабла», как «блох на бездомной собаке», производитель должен предложить покупателю товар быстрее, качественнее и дешевле, чем потенциальные конкуренты. Ярчайшие примеры: английские паровые машины в 1780ых-1820ых годах и японская бытовая техника в 1970ых-1980ых годах.
Но главная проблема любой рыночной экономики в советской модели экономики не существовала в принципе! Ибо единственным даже не покупателем, а потребителем, нет, не товаров, а произведённой продукции, являлось государство.
Не только экономика, но вся общественная жизнь была пропитана духом патернализма. По сути, государство являлось разросшейся до неимоверных масштабов семьёй.
(В наши дни, когда в одних странах за здорово живёшь в кризисные годы, вроде ковидной эпохи, «тупо разбрасывают вертолётные деньги», а в других так вообще выплачивают ББД, то есть безусловный базовый доход, иначе пенсию, которую индивид получает, едва выродившись на свет белый, патернализмом мало кого удивишь, но тогда это было в новинку).
Любую произведённую продукцию просто сдавали на склад. А выпускалась она в строгом соответствии с планом, под который и выделялись ресурсы.
В сущности все — и предприятия и работники были или на подряде, или на субподряде у государства, которое «реально без понтов» могло смело заявить: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Вспомним старый мем о якобы диалоге Отца Народов с сыном Василием. «Ты не Сталин, — говорит он сыну, — и я не Сталин. Сталин — это он, — вождь указывает на висящий на стене собственный портрет».
Современник, отображая эпоху, сообщал:
«Мы все ходили под богом.
У бога под самым боком.
Он жил не в небесной дали,
Его иногда видали
Живого. На Мавзолее.
Он был умнее и злее
Того — иного, другого,
По имени Иегова
Которого он низринул,
Извел, пережёг на уголь,
А после из бездны вынул
И дал ему стол и угол».
То есть духовная трансформация, произошедшая в рассматриваемый период, была колоссальной. Если отбросить формализм с жонглированием терминами, коммунизм стал религией.
Именно поэтому в Польше в1939году и во Франции в 1940году массового героизма не было, а в СССР в 1941г. -1945г. был!
То, что в дальнейшем коммунизм выродился в сектантство и антиутопию, мы рассмотрим ниже, но в препарируемый период новая религиозность сыграла колоссальную экономическую роль! В формулировках той эпохи её называли энтузиазмом народных масс.
Колоссальную роль сыграла и сверх эксплуатация крестьянства.
В наши дни, из-за высокой производительности труда для того, чтобы сытно кормить горожан, достаточно задействовать в сельском хозяйстве лишь один процент от общего числа работающих. Лет триста назад с этой задачей едва справлялись 90-95% трудоспособного населения.
В СССР доля работников, занятых в сельском хозяйстве, в 1928году была 80%. К 1940 она рухнула до 54%, но всё ещё оставалась высокой. То есть производством еды занималась половина страны.
Государство всеми силами наращивало техническую оснащённость полей и ферм, вспомним лозунг «комсомолка – на трактор!», для повышения производительности труда. Только с 1930года по 1940год из сельского хозяйства высвободилось двадцать миллионов человек. Они тут же пополнили ряды «строителей социализма».
Оставшимся в колхозах работникам приходилось трудиться буквально за двоих. Ибо рост производительности труда вовсе не повышал уровень жизни. С 1928года по 1953год он неуклонно падал.(Механизм сверх эксплуатации описан в первой части эссе).
Итак, половина страны производила для государства еду практически бесплатно. Этой едой — сами производители харчились на подножном корме — обеспечивалась вторая половина страны, которая и выполняла основную задачу государства строительство социализма. Вспомним классику советского кинематографа фильм «Батальоны просят огня». Там в наступлении перебрасывается на правый берег Днепра десант заведомо для отвлечения сил врага.
Настоящее наступление намечается в другом месте. Шансов выжить у десанта почти не было. И у создателей фильма, и у зрителей, и главное у самих участников реального десанта, история которого стала прототипом для фильма, вовсе не складывалось впечатление будто «что-то здесь не так». О цене победы вопрос не стоял, победа любой ценой.
Напомним, коммунизм являлся полноценной религией с догматами, канонами, святыми и выраженным культом смерти. Мёртвые герои ценились несравнимо выше живых, ибо лишнего уже точно не скажут, а в их уста всегда можно вложить политически актуальный тезис.
В этой религии цена жизни упала почти до нуля. Конечно, государству люди были нужны и даже чем больше, чем лучше, но цена индивида рассматривалась в категориях «незаменимых людей у нас нет» и «есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы».
Мы бесконечно далеки от того, чтобы воспринимать исторический процесс в категориях «кровавые большевики захватили власть, чтобы загубить, извести под корень, изничтожить русский народ». В теории всё было диаметрально противоположным. Подкачала практика!
Напомним яркий пример. Выступая в Москве, на совещании представителей коммунистических и рабочих партий в ноябре 1957 года — с окончания ВМВ, в которой Китай понёс самые большие потери, даже выше, чем СССР, прошло всего двенадцать лет — лидер китайской революции Мао Цзэдун сделал знаменитое заявление: «Попробуем предположить, сколько погибнет людей, если разразится война? Возможно, что из двух миллиардов семисот миллионов человек населения всего мира людские потери составят одну треть, а может быть, и несколько больше — половину человечества.
Но останется ещё другая половина, зато империализм будет стёрт с лица земли и весь мир станет социалистическим. Пройдёт сколько-то лет, население опять вырастет до двух миллиардов семисот миллионов человек, а наверняка и ещё больше».
Лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти — в его честь назван город, где находится «ВАЗ» — тогда же спросил у него: «Товарищ Мао Цзэдун! А сколько в результате атомной войны останется итальянцев?». Мао спокойно посмотрел на него и ответил: «Нисколько. А почему вы так уверены, что итальянцы так важны человечеству?».
Здесь не стоит никого винить. «Освобождённое от религиозных пут» человечество проходило очередной этап своего развития. Но факт остаётся фактом: советское, а в особенности российское крестьянство в 1930г.-1965г. осознанно и целенаправленно было принесено в жертву на Алтарь Истории!
Но задача нашего расследования не в том, чтобы скулить и подвывать о «невинно загубленных». Мы пытаемся разобраться, как же так получилось, что за весьма короткий, всего лишь семьдесят три года, отрезок времени экономика СССР сначала показала самые высокие в истории темпы роста на основе ускоренного развития науки и техники, а затем на тех же самых экономических основаниях скатилась к застою, технологическому отставанию и полному развалу?!
Таких примеров ещё поискать надо. Римская империя агонизировала лет триста, ещё больший срок история отвела Византии.
Китайская империя Мин, 1368 год – 1644 год, просуществовала более четверти тысячелетия. Даже этническая химера Золотая орда, 1224г. – 1395 г., более полутора веков.
Сопоставим разве взлёт Испании в шестнадцатом веке, невероятно поднявшейся на золоте ацтеков и инков, и рухнувшей уже через несколько десятилетий.
Во избежание когнитивного диссонанса, мы готовы воспринять советский период как зигзаг российской истории, оставив право на окончательные выводы профессионалам. Им ещё диссертации писать.
Мы же последуем указаниям классика – «А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк., гл. 9, ст. 5) – и вновь пустим утлый челн рассуждений по бурной реке непознанного.
Свидетельство о публикации №225122000150
Коммунисты деньги считали своей собственностью, всем капиталом граждан россии распоряжались единолично коммунисты.
В сёлах работали за палочки - трудодни, выдавали натур продуктом а весной, до зёрнышко выгребали с амбаров колхозников не оставляя даже на посев.
Вот таким образом устраивали голодоморы.
Коммунист - пустой как свист Ленин, создал государство как и сам, кастрированных меринов.
Ни одного ребёнка, после себя, не оставил.
При царской России 1898 году:
по переписи населения прирост населения было 5% в году,
коренных россиян было 126 миллионов,
в семьях рождалось в среднем по 8 - 10 детей.
разводов в семьях практически не наблюдалось,
вражда между родителями и детьми не наблюдалось
А при коммунистах рождаемость резко упало до:
0, 5% прирост населения, то есть рождаемость сократилось в десять раз.
за 108 лет прирост населения всего 20 миллионов, тогда как в царской россии 1898 года 5% прирост населения более 7,5 миллионов в год.
Гаяз Шагниазович 20.12.2025 06:32 Заявить о нарушении