Костомукша
Когда после встречного грузовика пыль постепенно осела, взору открылся он — Горно-обогатительный комбинат. Его трубы и мощные корпуса из сизого бетона заполнили собой весь горизонт, поглощая тонкую ленту дороги, ведущую к его подножию. Оттуда, с интервалом в несколько часов, доносился глухой, протяжный рёв — гудок, деливший жизнь на смены. А по ночам комплекс превращался в созвездие жёлтых и красных огней, фантастический механизм, который не останавливался ни на минуту, пожирая руду одного карьера и готовясь к освоению следующего. Стоя здесь, в окружении бескрайней, молчаливой тайги Костомукшского заповедника, понимаешь всю дерзость этой постройки. Здесь нет органичного развития — лишь вызов, брошенный природе.
За чертой промышленной цитадели, там, где кончался её гул и едкий воздух, начиналось иное пространство — город. Костомукша с её жёлтыми, оранжевыми, красными домами казалась не порождением этой земли, а тщательно составленной коллажированной картинкой. Широкие, почти пустынные улицы, чёткая планировка, тишина, нарушаемая лишь редкой машиной. Здесь не пахнет дымом печей и стариной, как в древних карельских деревнях. Запах другой — бетона, хвои и чистого листа ватмана, на котором только что начертали генеральный план будущего. Да и люди здесь иные. Это не потомки поморов, столетиями встроившие свой быт в ритмы природы. Они дети и внуки комсомольцев, приехавшие когда-то со всего огромного Союза на грандиозную стройку. Их философия рождена не многовековым сосуществованием с тайгой, а её покорением. Их взгляд устремлён не в глубь традиций, а вперёд, к графику смен и бесперебойной работе комбината. Их общая история — не древний эпос «Калевала», а профсоюзные путёвки, панельные дома, возведённые за рекордные сроки, и особая гордость за изолированный, самодостаточный мир, созданный с нуля.
Глядя на этот яркий, удобный город, затерянный в безбрежном зелёном океане молчаливых лесов Карелии, думаешь не о победе человека. Мысли о диалоге, где каждая сторона пока не сдаётся. Комбинат — мощный, неуклюжий аргумент. Тайга — терпеливое, всеобъемлющее молчание. А город, это утопия из стекла и бетона, живёт своей жизнью между ними. История здесь началась не с легенды, а с генерального плана. Ностальгия по эпохе гигантских строек, по ощущению общего дела — это и есть почва, на которой здешние люди выращивают свою принадлежность к месту. Они — не хранители древности и традиций. Они —наследники индустриальной мечты, которая странным образом прижилась, став для них просто домом среди холодных озёр и бесконечного леса.
С творческим вдохновением, Ваш Сергей Бурыкин
Свидетельство о публикации №225122001517