Замок Сан-Антонио. Южный Тироль, Италия

Есть замки с полной обоймой замковой атрибутики, историями об осадах, поражениях  и победах, с легендами и привидениями. Они и сейчас  продолжают жить замковой жизнью, встречают толпы восторженных туристов, их снимают в фильмах, у их стен проводят рыцарские турниры. А есть такие, как Сан-Антонио — тихие затворники. Их удел - охрана спокойствия и укрытие  владельцев от посторонних глаз.
Этот замок уютно устроился среди виноградников на окраине Больцано. Не на вершине горы, не на краю пропасти — а там, где жизнь течёт медленно, но зато основательно. Он не пугает,  не давит своей «средневековостью». Скорее, приглашает задержаться взглядом.
О нём известно немного. Первые упоминания относятся к XIII веку. Замок задумывался как  укрепление для контроля за пересечением дорог местного значения из Больцано в долину Сарентино и охраны моста через реку Тальфер. И первой постройкой на месте будущего замка была боевая башня Карноль с бойницами. Она в неизменном виде дожила до наших дней.
Любой уважающий себя феодал Больцано считал своим долгом выстроить замок, который бы выполнял массу функций: как его личная резиденция,  как контрольно-наблюдательный пункт, военный объект, налоговая, торгово-ремесленный центр, склад запасов и ферма. Чем не государство в  миниатюре?  Замок сан Антонио не избежал этой участи,  он точно так же выполнял все эти функции и в громких  войнах и осадах за все время своего существования замечен не был.  Его судьба — быть сельской резиденцией, хозяйственным и жилым центром, частью винодельческого ландшафта Южного Тироля.
Все остальные постройки, примыкающие к башне Карноль, возведены в 14-16 веках, когда замок принадлежал сначала семейству Клебенштайн. Отсюда и второе, немецкое название.  Чтобы  можно было подумать о душе, у  стены замка  в 16-ом веке выстроили небольшую церковь ( а, может, часовню) в стиле барокко, естетсвенно, тоже святого Антония. Этот храм дал название всему району, улице и новому мосту (тот первый, возведённый в 13-ом веке, не сохранился). Как так? Ведь церковь появилась гораздо позже. Всё просто, как угол дома: итальянская экспансия в Южном Тироле вычёркивала таким образом немецко-австрийское присутствие. Обычная практика. Новые хозяева, как правило, меняют вывески.
 Замок часто менял владельцев, но повезло немногим остаться в хрониках: Клебенштайн и Вайнек, владевшие замком в 15-16 веках,  одни из них. Он много раз перестраивался, обрастал новыми пристройками, терял оборонительные черты и постепенно становился тем, чем мы видим его сегодня: ухоженным, жилым, почти домашним. Это заслуга новых собственников замка, которые приобрели его довольно таки уставшим в 1832 году и владеют им до сих пор.
У всех проблем одно начало: сидела женщина, скучала. Примерно так, в  маленькой мастерской замка в 1950 году  были созданы первые образцы керамических ангелочков графиней Лене Тун. Затем производство керамических сувениров марки Thun перекочевало в подвалы замка. И так они приглянулись народу, что сувенирные лавки и магазины  Thun появились далеко за пределами Италии, а для немаленьких объёмов производства пришлось строить фабрику. 
Сан-Антонио никогда не стремился к публичности.  Он — часть повседневного Тироля: виноградного, солнечного, спокойного. Замок без пафоса, без легенд о привидениях и без необходимости что-то доказывать.


Рецензии