Театр люцифера люцифероцианский договор
...начнём с самого корня — с момента, когда античный «гипокрит» — тот, кто даёт ответ, актёр) начал превращаться в
христианского «лицемера» (hypocrita — притворщик, служитель лжи), и как эта трансформация заложила основу для будущей связи с
демоническим.
Глава I
ТЕНИ НА АРХЕ: АНТИЧНЫЙ АКТЁР И РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АНАФЕМА
1. Античный исток: актёр как «Проводник Божественного Гнева»
Чтобы понять радикальность христианского переворота, нужно вспомнить статус актёра в античном мире. Он не был маргиналом. В греческой трагедии актёр (hypokrites) был медиумом, через которого говорили боги и рок. Его маска (prosopon) — не просто скрытие лица, а знак превращения в архетип (Царя, Героя, Вестника). В дионисийских мистериях экстатическое перевоплощение было формой
сакрального безумия (mania), дарованного самим Богом.
Ключевая философская атака: Платон.
Однако уже здесь зреет семя будущего осуждения.Платон в «Государстве» (Книга X) изгоняет поэтов (а с ними и актёров) из идеального полиса. Его аргумент — не в безнравственности, а в метафизической опасности: «...творец трагедий, если он гениален, есть подражатель… Он творит призраки, а не реальность. Его искусство стоит на третьей ступени от истины» (Платон, «Государство», 597e).
Актёр, по Платону, — творец иллюзий, удаляющий душу от мира Идей. Это философский прообраз обвинения в служении «Князю Мира Сего», чьё царство — мир теней и материи. Платон не говорил о Люцифере, но создал идеологическую матрицу: искусство подражания =
удаление от божественной истины = потенциально демоническое занятие.
2. Раннехристианская анафема: От «Гипокрита» к «Слуге Дьявола»...
С приходом христианства обвинение становится не философским, а богословским и онтологическим. Отцы Церкви видели в театре прямую конкуренцию — литургию в честь ложных богов.
Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220 гг.) в трактате «О зрелищах» («De spectaculis») выносит беспощадный приговор. Его аргументация — фундамент всей дальнейшей демонизации: «...сами основания зрелищ – от идолопоклонства. Театры посвящены Венере и Вакху… Всё, что происходит на сцене, есть служение
демонам (daemoniorum ministerium)» (Тертуллиан, «De spectaculis», X).
Тертуллиан вводит ключевое понятие: актёр — «minister daemoniorum» (служитель демонов). Почему?
1. Происхождение: театр рождён в честь языческих богов (Диониса, Венеры).
2. Действие: актёр изображает пороки, страсти, бесчестие, тем самым воспроизводит и одобряет их.
3. Сокровенный грех: он отрекается от себя, от Божьего дара собственного лица и личности, чтобы стать другим. Для Тертуллиана, для которого «быть собой» — значит «быть христианином», это акт духовного самоубийства, род добровольной одержимости.
«Неужели Бог сможет признать СВОИМ того, кто так изменяет свой облик и образ, Им созданный?» (Тертуллиан, «De spectaculis», XXIII).
Св. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407 гг.) доводит риторику до накала, прямо связывая театр с адом: «...театр – это кафедра сатаны, место, откуда он преподаёт свои беззакония… Там смех – от диавола, ибо Христос никогда не смеялся». (Св.Иоанн Златоуст, «Беседы на Евангелие от Матфея», VI, 7).
Здесь уже не просто осуждение, а демоническая топография: театр = кафедра сатаны. Смех, улыбка, игра — объявляются не - христианскими, а значит, инфернальными атрибутами. Актёр — проповедник с этой кафедры.
Блаженный Августин (354 – 430 гг.) в «Исповеди» (Книга III) даёт психологически тонкий, но не менее суровый анализ. Он вспоминает,
как плакал на театральных трагедиях, сострадая вымышленным героям. И делает вывод:
«Что есть сострадание к вымышленным страданиям, как не греховная страсть? Душа обманывается, радуясь пустому… Это есть постыдная болезнь души, жаждущей слёз и страданий как средства наслаждения» (Августин, «Исповедь», III, 2).
Грех актёра и зрителя, по Августину, — в сладострастии лжи, в подмене истинного милосердия (к ближнему) нарциссическим
наслаждением от собственных эмоций, искусно вызванных обманом. Это грех духовного сладострастия, что роднит его с другими
«дьявольскими» соблазнами.
3. Алхимия души и первая намётка на «люциферианский договор»
Параллельно с официальной церковной доктриной, в подпольных гностических и ранне-герметических текстах зреет иной взгляд на «падшего ангела» — как на носителя запретного знания (гнозиса). Это важно для будущего мифа.
В «Апокрифе Иоанна» (II в.) архонт (творец материального мира) Ялдаваоф заявляет: «Я Бог, и нет иного Бога кроме Меня». Для гностиков это был прообраз горделивого, невежественного демиурга, чей мир — тюрьма для духа. Но в более поздней народной мифологии этот мотив богоподобного, но падшего духа, жаждущего поклонения, будет сплавлен с фигурой Люцифера.
Зародыш «договора» можно найти не у алхимиков (они придут позже), а в житийной литературе. Легенды о святых, искушаемыхдьяволом, предлагающим мирскую славу, богатство, талант в обмен на отречение от Христа, — это прото-сюжет «фаустовской сделки».
Актёр, жаждущий славы и платящий за неё отречением от своего «лица», уже вписывается в эту схему.
Выводы для основания теории:
1. Метафизическое клеймо: уже к V веку актёр заклеймён Церковью не просто как грешник, а как «онтологический еретик» — тот, ктоизвращает сам принцип богоданной идентичности. Его ремесло — симулякра, служащая демонам.
2. Создание семантического поля: слова «hypocrita» (лицемер), «scaena» (сцена, как место греха), «ludus» (игра, как не-серьёзность,
противопоставленная делу спасения) наполняются негативным, демоническим оттенком.
3. Заложен фундамент мифа: актёр — это тот, кто:
· Служит ложным богам (демонам).
· Наслаждается ложью и учит ей других.
· Добровольно отрекается от своего «я» (акт, аналогичный отречению от Христа).
Что дальше? В следующий раз мы перейдём в высокое Средневековье, когда эти богословские установки будут кодифицированы в
законе («Молот ведьм»), и рассмотрим, как параллельно в лабораториях алхимиков рождается иная, «гордая» версия мифа охудожнике-демиурге, бросающем вызов природе, чей символ — уже не слуга, а соперник дьявола. Это два крыла одного дракона: актёр - еретик (осуждённый Церковью) и актёр-маг (мечтающий оккультист), которые к XVII веку сольются в фигуре Фауста.
"Театр Люцифера" ( Люцифероцианский договор).
О К - Б. ( декабрь 2025г.)
Свидетельство о публикации №225122001670