Дорогу осилит идущий XVII
Религиозные воззрения Алашординцев.
«Прежде всего, изменяя веру, можно
изменить человека, затем окружающую
среду, а затем и время»
Ходжа Ахмет Яссави
Я взял цитату Ходжи Ахмета Яссави не случайно, ибо, по моему мнению, он и есть один из творцов того ислама, который в конечном итоге был принят казахами, ислама, который впитал традиции и обычаи народа, вытекающие из Тенгрианства. Ведь суфизм, который он исповедовал и развивал, не связывает райское будущее с земным поведением человека, главное это отношение человека к Богу и путь Его познания. Проще говоря, философское, мировоззренческое отношение к Богу, что присуще вере в Тенгри. Именно такое отношение позволило казахам не потерять себя и свою древнюю веру даже в период, когда власть и новая идеология практически полностью уничтожила внешние атрибуты и ритуалы веры, когда был полный информационный вакуум в вопросах религии, когда табу было наложено на любое внешнее проявление. Наш Бог поселился и сохранился в душах, и время это доказало. Решил раскрыть эту тему, поскольку и сторонники «исламизации» и граждане Казахстана, ратующие за сугубо национальный путь развития и те, кто возрождает древнюю веру казахов в Тенгри, и агностики, и атеисты в диспутах между собой используют в качестве одного из главных аргументов позицию и деяния лидеров Алаш-Орды. Они это делают, по моему пониманию, исходя из прагматичных соображений, нежели в интересах установления истины, так как авторитет мучеников Алаш – Орды среди людей огромен. Это подход естественен и оправдан, поскольку даёт определённое преимущество в словесных баталиях и может предопределить их результат.
Как всем известно, подавляющее большинство лидеров партии «Алаш», которая была создана решением прогрессивной части казахского общества в декабре 1917 года были уничтожены Советской властью и в глазах народа являются мучениками в борьбе за независимость и свободу. Естественно, что у них были разные взгляды на религию, её роль и место в жизни народа, но они были по настоящему демократичными людьми и на основе её принципов разработали и приняли, ставшую для них общей, концепцию. Она заключалась в решении строить светское общество и в тоже время, признавая роль ислама в жизни казахского народа. Они были категорически против догматизма и фанатизма в вопросах религии, против показного благочестия и лицемерия, коротко можно сказать, они были сугубо умеренными в этих вопросах. Это отражено в программных документах партии «Алаш», принятых в горячих спорах и диспутах. В принципе, их позиция базировалась на отношении большинства казахского народа к исламу, в той её форме, которая была адаптирована в казахской среде за столетия, той форме, которую я называю «казахский ислам». Он в корне отличается от догматов ислама, принятых на Ближнем Востоке. При этом алашординцы были высокообразованными, интеллектуальными людьми, которые намеревались вести свой народ к прогрессу и процветанию. И они видели этот путь в развитии национальных традиций, культуры и языка, в образовании и науке.
Вот что говорил один из лидеров партии «Алаш» Ахмет Байтурсынов: «Бог это не только ритуал, но и нравственность в сердце и вечный поиск своего места в мироздании». Поиск, а не постоянные стенания о жизни в этом мире, как испытании, о её бренности и предопределённости. В свою очередь поиск предполагает движение в глубоком понимании смысла этого слова (физическое, духовное), а движение способствует совершению определённых действий, которые приводят к тем или иным результатам, оно требует решений и личной ответственности, а не упованию на Бога. Ахмет Байтурсынов первичное образование получил у муллы, он был достаточно религиозен, каждое его произведение начиналось с арабского слова: «Бисмиллахир – рахмани – рахим» (Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного). Его супруга была русской по имени Александра, но когда царская власть не разрешила их брак, Александра взяла башкирское имя Падрес (Бадрисафа), и они поженились, она приняла ислам. Знание арабского языка позволило А.Байтурсынову разработать казахский алфавит на основе арабской графики. Эти короткие факты говорят о том, что один из лидеров Алаш – Орды был правоверным мусульманином, но вера в Бога не вела его дорогой фанатизма и отрицания достижений цивилизации. Вот его слова: «Если хочешь избавить казахов от недостатков и повести их вперёд – стремись к знаниям». А куда пытаются тащить нас наши просвещённые устазы и муллы: в седьмой век, «летать на ишаке», лечить болезни «мочой пророков», смириться с предопределённостью жизни на земле как испытании и наказании, признать право власти потакать народом и молчаливом, коленопреклоненном бытие, поскольку всё это по велению и желанию Всевышнего. Окститесь, да, откройте вы глаза, уважаемые правоверные мусульмане, послушайте, что написал настоящий правоверный мусульманин, просветитель и учитель народа, мученик, отдавший свою жизнь ради нас вами:
«Мен олсем де олемін жоніменен,
Таннен баска немді алар олім менен,
олген куні апарып тыгары - кор
Мен жок болман коміліп таніменен.
Тан комілер, комілмес еткен ісім,
Ойлайтындар мен емес, бір кунгісін
Журт укпасын, жабыкпаймын
Ел бугіншіл, менікі ертен ушін.»
Даже перед смертью в застенках НКВД, он думал о завтращнем дне своего народа и понимал, что приносит себя в жертву прогрессивного, образованного, стремящегося вперёд казаха. Это наш путь, и это не путь коленопреклоненного стенания и упования на Всевышнего, внешнеатрибутного следования догматам веры, деление мира на харам и халал, неприятия другой веры, другого миропонимания и мироощущения. Не думаю, что многие из нас знали и понимали больше, чем Ахмет Байтурсынов, уж точно о Боге, он читавший Коран и изучавший ислам на языке пророка Мухаммеда, знал значительно больше большинства современных правоверных, а уж говорить о молодёжи, исповедующей радикальные формы ислама, вовсе не приходиться. Их догматика веры проста и ясна и зиждится на внешних, поверхностных атрибутах, подавляющее большинство даже не знает «первоучителей», основателей того или иного течения, а не то, что их богословских концепций. Их условно можно назвать людьми, попавшими в сети «религиозного манкуртизма», и они пытаются заменить уходящие «из под ног» основы национального самосознания и опоры на традиции, обычаи и историю на якобы общеисламскую концепцию развития цивилизации. На самом деле это «узкоарабская» идеология веры, тех кланов, которые в принципе противостоят кланам ведущим к самому пророку Мухаммеду. Это началось не сегодня, я писал об этом, всё это доступно и при желании можно изучить, не буду углубляться в тему.
Но вернусь к лидерам Алаш – Орды, которые не увидели своей мечты о независимом казахском государстве, но время доказало их прозорливость и их вера во Всевышнего шла рядом с их верой в светлое будущее народа, и именно такая вера помогла им пройти с гордостью все испытания, выпавшие на их долю. Миржакып Дулатов, ещё один из той плеяды, о нём я тоже писал, поэтому не буду углубляться, а остановлюсь конкретно на его понимании Бога и отношении к религии как таковой. Миржакып Дулатов получил первичное образование у аульного муллы и заявлял, что тот был невежественным человеком и ничему кроме заучивания Корана на арабском не научил. Тем не менее, это не помешало ему стать истинно верующим мусульманином, и он видел в исламе основу национальный идентичности и морали. Но он призывал к гармонии религиозных воззрений с прогрессом и просвещением, критиковал отсталость и суеверия ислама и категорически не принимал его архаичные формы. Удивительно, как всё-таки далеко видели лидеры Алаш-Орды, именно сейчас «архаичность» и суеверия ислама становятся главными врагами казахской молодёжи, которая ради этого готова отказаться от национальной самоидентичности, не понимая, что это дорога в тупик в лучшем случае (с тупика есть дорога обратно), в худшем - путь в мракобесие. Вот что говорил М. Дулатов: «Пробудись, казах! Иди вперёд по пути науки, образования и политики, действуй!». При этом он выступал против отмены арабского алфавита, считая, что это нанесёт вред процессу просвещения народа. У таких людей как они (алашординцы) кроме высокого интеллекта был ещё и неимоверный бойцовский дух, была душа способная выдержать любые испытания во имя своего народа. Такая душа, по моему пониманию, родится в сердцах тех, кто сочетает веру в Бога с любовью к народу и Родине. Миржакып Дулатов тоже будет осуждён как враг народа и умрёт в Соловецких застенках, вот его слова о Родине и душе: «Родина это твой язык, вера и история. Это и есть твоя душа!». Небольшой штрих истории. У Миржакыпа Дулатова была дочь Гульнар, которая родилась в 1915 году в Оренбурге и умерла, достигнув возраста 98 лет, это она добилась полной реабилитации отца и некоторых его соратников. На одном торжественное мероприятие, где собралось очень много представителей интеллигенции и власти, её пригласил наш легендарный Бауыржан Момышулы. Гульнар по объективным причинам задержалась, когда она приехала, Бауыржан ага вышел ей навстречу и объявил всему залу: «Всем встать, это дочь Миржакыпа Дулатова!». Вот таких людей как Миржакып Дулатов, Бауыржан Момышулы, Гульнар Дулатова и тысячи, тысячи других достойных уважения и нашей памяти мы имеем в своей истории. И нам незачем менять их на тысячи пророков и мучеников других народов и проводить подмену нравственных ориентиров, нивелировать и обесценивать свою историю, своих героев и мучеников. Нужно знать историю религии, в этом нет ничего зазорного, знать пророков и героев, чтить их, но необходимо быть объективными и апеллировать реальными фактами и знаниями. Ещё раз обращусь к молодёжи, не теряйте свою душу ради чужой веры, языка и истории, знайте её и понимайте правильно, не предавайте своё, не убивайте свою суть, это не есть предназначение Всевышнего, поймите, если Всевышний не хотел бы этого, разве существовало бы столько народов, языков и их историй и традиций. Берегите свою душу, она настолько же хрупка и ранима и может быть безвозвратно потеряна, как и отважна и способна пройти любые испытания.
Магжан Жумабаев, как же обойти стороной великого, не побоюсь этого слова, казахского поэта, казахского «Байрона». Какого представителя «Алаш–Орды» не возьми, многогранные, высокоинтеллектуальные, талантливые люди, горевшие ярким пламенем своих сердец за народ, за Родину, готовые на любые жертвы во имя его будущего. И опять же небольшие штрихи истории, и опять они связаны с нашим полководцем, героем Второй мировой войны, кстати, являющимся последним героем Советского Союза Бауыржаном Момышулы, поскольку по воле мелких людишек, волею судеб влиявших на решение о присвоении звания Героя Советского Союза, он получил это звание прямо перед развалом СССР. Как же долго над людьми простирался страх перед И. Сталиным, который невзлюбил нашего героя за непреклонный характер и безмерную отвагу. Не буду углубляться в детали, после окончания войны Бауыржан Момыш;лы по служебным делам был в Сибири и встретил случайно заключённого казаха, завёл с ним разговор и узнал, что это Магжан Жумабаев, который был якобы расстрелян в 1938 году. Кстати, справка о смерти Магжана в 1951 году также существует. Магжан старался уйти от разговора, чтобы не навредить нашему герою, но всё-таки общение, насколько позволило время и авторитет героя, состоялось, Бауыржан ага знал наизусть многие стихи Магжана и читал их ему. Он дал обещание поэту вытащить его из заключения, и я уверен, он бы сделал это, и только так и не иначе. Но когда наш полководец приехал решать проблему, он узнал, что Магжан умер, сказались долгие годы застенков НКВД. Их величие человеческих душ поражает, один, лишённый всего, прошедший страшнейшие испытания, пытается уберечь другого от возможной опалы за общение с врагом народа, другой, прошедший горнило войны, не «ломавший шапку» перед самим генералиссимусом Сталиным, всесильным и очень опасным, не только общается с опальным, «расстрелянным» поэтом, но и пытается вытащить его из застенков. Какие герои нам ещё нужны, какое величие духа может нам служить примером? Магжан Жумабаев не писал религиозных произведений, тем не менее, в его стихах всегда был Бог в философском понимании смысла этого слова, он видел Его проявление в огне и солнце, по его пониманию Бог есть основа мироздания, источник всех проявлений красоты природы от света до темени. Хочу привести вам некоторые строки из его стихотворения – Пророк, переведённые на русский язык нашим современником, поэтом с большой буквы, защитником народа, Ароном Атабеком, который был осуждён, нет ни НКВД, а нашей с вами властью, властью клики Н.Назарбаева за участие в событиях, произошедших в районе Шанырака, тогда ещё Алма-Ате. Снова штрихи истории - двух поэтов, трибунов, пламенных борцов за будущее народа соединили стихи, они соединили и меня с ними, но об этом чуть позже, сейчас стихи:
«Окутан Запад буйства мглой,
И свет погас в бедламе,
И дьяволы толпой –
Топчут Бога сапогами,
И звёзды пали вниз,
Светившие в ночи,
И Бога умертвив –
Вы Бога не нашли.
Не Богу – Дьяволу,
На грехе клянясь,
Коран и Библию –
Втоптали в грязь.
Ночь покрыта сумраком туч,
Дети Тьмы затаились дрожа,
На Востоке забрезжил луч –
Я – Пророк, сын Солнца – я!»
Стихи, как вы понимаете, пророческие, писать такое в период ещё царской власти, в революционный период истории, предвидя приход другой идеологии, практически означало приговор от будущей власти и этот приговор был исполнен, Магжан был приговорён к расстрелу в 1938 году. Но какова же была вера поэта в будущность своего народа, и последние строки звучат как рефрен, это они затаились, дрожа, а он взойдёт как луч и он оказался прав. Вот такая вера в Бога, в народ, в себя была у одного из неординарных лидеров Алаш – Орды, которого, кстати, отчаянно пыталась спасти жена Максима Горького, первый раз ей это удалось, но он был очень опасен власти, и колесо террора было неумолимо.
Теперь вернусь к небольшим штрихам к истории. В начале 2004 года мы с друзьями начали издавать свою газету, это период укрепления и доминирования власти другого Назарбаева, когда зараза коррупции и всевластья полностью завладела всеми эшелонами элит Казахстана. Мы были, скажем так, сторонниками оппонирования власти, сторонниками права каждого иметь своё мнение и неизменно придерживались этого в редакционной политике. Тогда к нам в редакцию пришёл Жаксыбек Утенов, как он представился, правозащитник и вызвался помогать становлению нашей газеты, мы очень быстро стали близкими друг другу людьми. Он был как настоящий казахский батыр: высокого роста, с мужественными чертами лица, с бородой. Он и был настоящим батыром и по виду, и по духу. Это был человек, который ещё задолго до кантара ездил в Астану и выходил один с плакатом «Назарбаев кет!». И вот когда произошли события в Шаныраке, я написал стихотворение, посвящённое Арону Атабеку, увы, к сожалению, оно не было нигде опубликовано, но когда Арона Атабека привезли в зону г. Павлодара, и он отбывал здесь оставшееся время, нашему другу Жаксыбеку удалось каким-то образом пробиться к нему на свидание. Перед этим он пришёл ко мне и сказал: «Отвезу Арону сохранившиеся экземпляры нашей газеты и твои стихи, пусть знает, что не все молчат и что в Павлодаре есть те, кто восхищается им». И я отдал ему, написанное от руки, стихотворение, к сожалению, больше не сохранилось письменного источника, а я все эти годы как не стараюсь, не могу вспомнить и восстановить их. Нет уже и Арона Атабека, долгие годы тюрьмы забрали здоровье, и он умер, прожив несколько месяцев после освобождения, его смерть это позор нашей власти. Нет с нами и Жаксыбека Утенова, болезнь безвременно унесла его, он «сгорел» за два месяца от рака. Я часто сидел с ним во время болезни, но он словно всю свою силу отдал борьбе с режимом Назарбаева и ведь он всё время помогал то одному, то другому, тем, кто пострадал от власти в той или иной мере. Они внешне очень схожи с Ароном Атабеком, да и внутренне тоже, оба настоящие люди, батыры казахского народа, но живы пока ещё мы, и жива наша память, даст Бог, вспомню свои строки, восстановлю, обязательно опубликую. Такая вот связь времён и людей, для нас было честью знать таких людей, читать о таких людях, читать, что писали такие люди, как они жили и боролись за народное счастье, за людей. Такие люди не перевелись на казахской земле, они были и они есть сейчас, они среди нас, а значит и есть надежда и вера в будущность нашей страны, и рано или поздно мы отдадим им дань памяти по настоящему, когда такие как Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатоов, Бауыржан Момышулы, Арон Атабек, Жаксыбек Утенов и тысячи других, которые боролись и будут бороться за будущее страны будут кумирами и героями нашей молодёжи, а не тысячи пророков (которых важно и нужно знать). Необходимо понимать, что, не изучая своей истории, не уважая своих героев, отвергая традиции и обычаи своего народа, теряя связь со своими корнями, невозможно заслужить уважение и понимание другого народа, невозможно заслужить понимание и прощение Бога, невозможно правильно понимать философию жизни и своё предназначение. И доказательство этого жизнь и деяния мучеников Алаш Орды, которые были очень даже религиозны, верили в Аллаха, но жили не стенаниями и мольбой о прощении грехов, а боролись и отдали самое драгоценное – свои жизни во имя нашего с вами будущего, во имя казахского народа, во имя Родины. Наш разговор на эту тему ещё не окончен, обязательно будет продолжение, потому что ещё много имён алашординцев, о которых нужно рассказать. А теперь расходимся, если что, мы читатели. Место встречи не изменить
Свидетельство о публикации №225122001722