М. А. Шолохов в русской школе

Аннотация: в статье прослеживается уникальное восприятие творчества Михаила Шолохова в образовательной системе Российской федерации; показана объективность изображения народной правды в образовательной сфере  советской школы при помощи художественных текстов Михаила Шолохова
Ключевые слова: творчество М.А. Шолохова, система советского образования, народная правда, художественный мир писателя
С.М. Заяц, д.ф.н., профессор, заведующий НИЛ «Литера» Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
       Творчество Михаила Шолохова постоянно изучается в современной общеобразовательной школе Российской федерации. Эта традиция берет свое начало еще с советской школы, когда творчество великого русского писателя было обязательно к изучению. Эту обязательность часто связывали с идеологией, которую проповедовала коммунистическая партия. Но думается, что верх брало художественное совершенство шолоховских произведений, глубина осмысления великих событий ХХ века. Правда, которую показывал Михаил Шолохов, была настолько безупречной, что отрицать ее власть, называвшая себя народной, не могла.
      М.А. Шолохов, таким образом, становится рупором народной правды. Герои писателя не выдуманы в угоду идеологических клише, но были частью нашей жизни. Каждый донской казак мог рассказать о своем знакомстве с семьей Мелеховых или Астаховых, поведать о своих приключениях и злоключениях, которые пришлось пережить во времена Мировой и гражданской войн. Проза Шолохова – это биография великой страны, где отражены судьбы граждан этой страны. Поэтому изучение творчества Шолохова вписывалось органически в историю, которую знали и которую необходимо было передать молодым поколениям. Шолохов становился своеобразным учителем, человеком, призывающим сотворить новую реальность на основе реальности старой. С одной стороны, писатель представлял собой переходную эпоху, с другой – начало нового мира, который не в фантазиях и писаниях проповедников будущего, но в живой реальности настоящего.
      Знакомство с художественными текстами писателя начиналось еще в детстве. «Донские рассказы» становились учителем жизни юных учеников. Мы начинали понимать, что такое чужая кровь, проникались удивительным милосердием стариков, спасающих чужого им человека. Когда-то В. Вересаев говорил о романах Льва Толстого, что они являются «живой жизнью». Так вот жизнь, показанная Шолоховым, была не просто живой, но животворной, одухотворяющей человека. Жестокая правда бытия не отталкивала, но творила реальность, в которой хотелось жить, вдыхать грудью святое дуновение Русской земли, Великого Тихого Дона. Происходило узнавание сложного и многообразного исторического процесса через судьбы простых донских казаков. Революция и гражданская война врывались в наш мир образами участников трагических событий, которые говорили с нами сочным народным языком. Язык Шолохова – отдельный разговор. Шолохов – живописец русской народной речи. Удивительно емкой, точной и ясной. Язык Шолохова – уникальное явление, где нет места пошлости и невежеству. Насыщенный, но простой. И это простота не имеет ничего общего с глупостью, хотя герои его произведений могут выглядеть недотепами, как, например, дед Щукарь. Шолоховская простота колоритна, как пейзажи родного Тихого Дона, как степной простор южной России, обитатели которой стали нам близкими и родными.
       Советские десятиклассники вступали в мир Шолохова, хорошо зная историю гражданской войны. Еще были живы деды и прадеды той эпохи. И часто оценки, даваемые Шолоховым той эпохе, были созвучны рассказам современников. Очевидцы тех событий не так ярко, но повествовали о том, что мастерски показывал писатель. В сознании ученика не было никакого когнитивного диссонанса. Великие романы «Тихий Дон» и «Поднятая целина» воспринимались советским школьником как непреложная истина, не вызывающая сомнений. Взгляд писателя считался правильным с исторической точки зрения. И это, действительно, во многом было объективное понимание времени, в котором созидалась новое бытие. Герои шолоховских романов были частью нашей семейной истории. Писатель не столько создавал действительность, сколько отображал ее. Его художественный мир был настолько правдив и человечен, что мы готовы были изучать эпоху великих переломов по произведениям Михаила Шолохова. Его герои сопереживали вместе с нами, сидели с нами за одним столом, любили и ненавидели, как это делали Аксинья и Наталья из «Тихого Дона». Мироощущение героя становилось частью нашего духовного мира. Это дорогого стоит. Известно, что войну 1812 года, при всем благоговении к Льву Толстому, историки не советуют изучать по роману «Война и мир». Великая художественная реальность, созданная Львом Толстым, имеет свои специфические особенности, субъективную философскую нагрузку, и не может быть точным воспроизведением эпохи. Скорее это мироздание, созданное великим писателем.
      Михаил Шолохов сумел показать не просто художественную реальность, но соединить ее с народной правдой. Поэтому для учеников советской школы он был не просто интересен. Писатель – это летописец эпохи, имеющий свою нравственную и духовную позицию. Его голос вписывался в многоголосие эпохи, и этот голос был ярким и неповторимым. «Перед читателем вырисовывался космос социальной реальности, в которой выковывалась судьба человека. Именно об этом шел разговор в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека. Мир на глазах раскалывался на мелкие кусочки, но герой рассказа, преодолевая все трудности и тяготы войны и плена, не просто оставался человеком в высшем значении этого слова, но показывал путь, по которому следовало идти человеку» [1, с. 61].
     Таким образом, формировалось самосознание советского школьника. Иная картина наблюдается сегодня. Нынешний старшеклассник не живет в идеологических схемах советской эпохи, но от этого он не стал свободным. Его духовный мир находится в постоянном взаимодействии с различными идеологическими штампами, что неизбежно приводит его мысль к запутанности мировоззрения. И произведения Шолохова способны распутать этот клубок мыслительных противоречий. И здесь важна роль учителя. Слава Богу, произведения Шолохова изучаются в 11-м классе современной школы. Ответственность учителя – высочайшая! В первую очередь, сам учитель должен иметь представление, что он должен преподавать. Быть объективным, стараться следовать народной правде, которая осталась в шолоховских произведениях неповрежденной. Это крайне важно. Самобытность и не поврежденность шолоховского взгляда на мироздание – залог нравственного успеха. Творчество Шолохова обращено к человеку, о человеке и нужно говорить на уроке литературы. Причем, роль человека на разных этапах описываемых эпох претерпевает изменения, которые следует фиксировать, подвергая их тщательному анализу.
       Итак, задача изучения произведений Михаила Шолохова в современной школе есть фундаментальная проблема узнавания судьбы человека на разных перекатах времени. Шолохов – писатель, призывающий нас задуматься о своем отношении к бытию. Погружаясь в шолоховский мир, мы не просто совершаем историческое путешествие в прошлое, но формируем свое настоящее, которое является фундаментом будущего. В этом уникальность шолоховского творчества, помогающего совершать сегодняшнему школьнику духовный прорыв, совершить правильный нравственный выбор.
      Творчество Михаила Шолохова помогает осмыслить сложные исторические процессы, и эти процессы затрагивают каждого из нас. Сорок лет прошло, как нет с нами Михаила Александровича Шолохова, но поток событий, изображенный писателем, не остался в прошлом, но стал частью нашего человеческого движения. И Нобелевская премия, присужденная «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» явилась прологом к осмыслению грядущих событий.
        Художественные тексты писателя приглашают сегодняшнего читателя к умному разговору, сложному, противоречивому, но разговору, в котором рождается правда о Судьбе человека.

                Литература:
1. Заяц С.М. Тема исторической памяти и проблемы изучения литературы о Великой Отечественной войне. / Научный журнал «Новое Русское Возрождение» 2025 №2 (4). Владимир. Изд-во «Гридница».


Рецензии