Театр люцифера. Люцифероцианский договор

 Переходим в эпоху, когда теологическое осуждение кристаллизуется в правовые нормы и судебную практику. Раннее и высокое Средневековье (V-XIII вв.) — это время системного вытеснения актёра (гистриона, мима, жонглёра) из социального тела христианского мира.

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: АКТЁР КАК «ПРАВОВОЕ ПРИВИДЕНИЕ».

1. Каноническое право:лишение статуса человека.

Церковные соборы и папские декреталы последовательно превращали актёров в гражданских мертвецов.
  Карфагенский собор (398 г.), Правило 16: прямой запрет клирикам и мирянам посещать «зрелища» (spectacula). Наказание для клириков — извержение из сана.
  Трулльский (Пято-Шестой) собор (692 г.), Правило 24: "...никто из состоящих в клире… да не ходит на конские ристалища или на позорищные игры… А если кто… задержан будет на таком деле: да будет отлучён.»
 «Decretum Gratiani» (ок. 1140 г.) — основной свод канонического права Средневековья — закрепляет и систематизирует эти запреты. Актёры (histriones, scenici) приравниваются к проституткам, сводникам и прочим «бесчестным» (infames) лицам. Их правовой статус infamia означал:
 неспособность быть свидетелем в суде.
 ограничение в наследственных правах.
 запрет на вступление в брак с лицом почётного состояния.
 самое главное — отказ в христианском погребении, если они не отреклись от профессии публично.

2. Пенитенциалии: ритуал очищения от скверны.

В руководствах для исповедников (пенитенциариях) предписывалось строгое покаяние для тех, кто имел отношение к театру.

 Пенитенциал епископа Вальдеберта (VII век): «Если кто из мирян предаётся позорному ремеслу гистриона и не оставляет его, да будет отлучён от Церкви. Если же оставит, пусть постится три года за то, что учил других делам диавола.»
  Ключевая фраза: «учил других делам диавола» (docuit opera diaboli). Актёрство — не грех пассивный, а активная педагогика зла.

3. Богословская мысль:обоснование отвержения

 Св. Фома Аквинский (XIII век) в «Сумме теологии» (II-II, q. 168, a. 3) даёт итоговое схоластическое обоснование: «Зрелища… запрещены, если через них человек вовлекается в греховные страсти… А поскольку гистрионы и актёры (histriones) производят такие действия, которые по своей природе ведут к похоти или содержат в себе нечто безобразное и греховное, то их ремесло бесчестно (inhonestus).»
 Суть: грех актёра объективен, заложен в самой природе его действий (ex genere suo). Его ремесло по определению — occasio peccati (повод ко греху).

ПРИЗМА ИНКВИЗИЦИИ (XIII-XV ВВ.): ОБЪЕДИНЕНИЕ С ВЕДЬМАМИ И ЕРЕТИКАМИ.

С учреждением Папской инквизиции (1231) и распространением манихейских ересей (катары, вальденсы) начинается охотничий сезон на всех, кто нарушает божественный порядок. Актёр попадает в эту категорию.

Инквизиционная логика строилась на трёх китах:

1. Ересь (сознательное искажение веры).
2. Колдовство (договор с дьяволом для изменения реальности).
3. Блуд (извращение естественного порядка, данное Богом).

Актёр нарушал все три пункта:

  Ересь: он искажал свой богоданный облик и участвовал в ритуалах, посвящённым ложным богам (даже если пьеса была христианской, это считалось профанацией).
 Колдовство: его перевоплощение воспринималось как магическая метаморфоза, возможная только с помощью демонических сил. Его способность вызывать страсти у зрителей — форма наведения порчи (fascinatio).
  Блуд: травести, непристойные шутки, сам факт публичного «разгула страстей» — всё это относилось к сфере luxuria (сладострастия).

Ключевой текст: «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum, 1487)

Хотя трактат посвящён ведьмам, его авторы, Крамер и Шпренгер, дают универсальную демонологическую матрицу, под которую подпадает и актёр.

  Часть I, Вопрос 10: Рассматривается, могут ли дьяволы вселять в умы людей греховные помыслы. Ответ: да, и главный инструмент — обман чувств (deceptio sensuum). Что такое театр, как не высшая форма обмана чувств?
  Часть I, Вопрос 15: описывается, как дьявол склоняет людей к греху через сладострастие взора и слуха. Театр — их концентрат.
  Часть II, Вопрос 1, Глава 2: Описывается договор с дьяволом (pactum cum daemone). Его структура (см. предыдущий ответ) была готова для проекции на любого, кто добился успеха «подозрительным» путём — будь то вдруг расцветшая красота крестьянки (ведьма) или внезапный талант и слава комедианта.

  Судебная практика: прямых процессов только над актёрами за колдовство сохранилось немного (они были «всего лишь» грешниками, а не еретиками), но они регулярно фигурировали на периферии дел. Например, в обвинениях в кощунстве (пародия на мессу) или в распространении безнравственности. Их ремесло было готовой уликой в делах о развращении нравов.

ЯРКИЙ КЕЙС: КАЗНЬ АКТЁРА МАЙОЛЯ ДЕ СЕНТ-КРУА (ФРАНЦИЯ, 1599).

  Хотя это поздний случай, он идеально иллюстрирует накопленный за века заряд ненависти.
Актёр Майоль,известный скептик и богохульник, был арестован. В его пьесах усмотрели насмешку над церковными таинствами. Его обвинили не просто в кощунстве, а в ереси и колдовстве. После пыток он сознался в отречении от Бога и служении дьяволу (типичный протокол инквизиции). Был приговорён к сожжению на костре как еретик-рецидивист. Это показывает, как богословская, правовая и демонологическая модели слились воедино: актёр ; кощунник ; еретик ; слуга дьявола.

ИТОГ ДЛЯ РАННЕГО И ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Церковь и инквизиция создали для актёра тройную клетку:

1. Правовую: Статус infamis, лишавший защиты закона.
2. Социальную: Отлучение от сообщества верных, запрет на погребение.
3. Семантическую: Его ремесло было объявлено демоноподобным (daemonicum), а сам он — ходячим соблазном и потенциальным еретиком.

Это не просто «плохое отношение». Это системная стигматизация, которая:
вытолкнула актёров на социальные окраины (они жили за стенами городов, странствовали). Сделала их жизнь маргинальной и опасной (любой конфликт мог привести к обвинению в богохульстве).
  Создала питательную среду для будущего мифа: изгнанник, живущий на грани закона, обладающий запретным знанием (искусством обмана) и находящийся под подозрением в связи с тёмными силами, — это готовый прототип романтического героя-демона, а позже — символический «продавец души».

Таким образом, к концу XV века фигура актёра была уже полностью «демонизирована» в общественном сознании Запада. Оставался лишь шаг до того, чтобы эта демонизация превратилась из обвинения — в соблазн, а из клейма — в знак избранности. Этот шаг будет сделан в эпоху Ренессанса и Реформации, когда алхимик и маг начнут видеть в актёрской метаморфозе не грех, а высокое искусство управления реальностью..

О К-Б. (декабрь 2025г.)


Рецензии