АГОН От моего друга Волчанина
659-го истребительного авиационного полка.
Авиационная группа особого назначения являлась составной частью авиационной базы, созданная в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 17 июня 1944 года для всесторонней военной помощи Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии (НОАЮ).
Помощь народу Югославии Советский Союз начал оказывать еще с февраля 1944 года, когда пять экипажей 5-й гвардейской авиационной дивизии дальнего действия (АДД) с аэродрома Жуляны (под Киевом), а с мая уже 30 экипажей этой же дивизии с аэродрома Калиновка (под Винницей) стали доставлять в Югославию различные военные грузы. Полеты осуществлялись без посадок на территорию Югославии.
Из директивы заместителя начальника ГШ генерал армии А.И.Антонова:
«В соответствии с постановлением ГКО от 17 июня 1944 года к 25 июля 1944 года сформировать:
1. Авиационную группу особого назначения (АГОН) численностью в 201 человек. Пункт формирования – город Москва.
2. Базу по транспортировке грузов численностью в 32 человека.
3. Командующему АДД для укомплектования формируемой авиагруппы особого назначения выделить 12 самолетов типа Си-47 с летно-техническим составом, обеспечив материальную часть соответствующими запасными частями».
Местом дислокации авиабазы и АГОНа было определено местечко Палезе в Италии, в 8 км от города Бари. Здесь же размещалась военно-воздушная база союзников.
Подчинялась авиационная группа особого назначения начальнику Советской военной миссии при Верховном штабе НОАЮ генерал-лейтенанту Н.В.Корнееву.
В состав АГОНа вошли две эскадрильи: транспортная (12 самолетов Си-47, Douglas C-47 «Skytrain» (Скай Трейн – Небесный поезд)) и истребительная (12 самолетов Як-9ДД).
Основой авиационной группы особого назначения являлась транспортная эскадрилья, которая была сформирована из личного состава 1-й авиационной транспортной дивизии (атд) ГВФ (с 5 ноября 1944 года преобразована в 10-ю гвардейскую).
Началом боевой работы транспортной эскадрильи можно считать 15 июля 1944 года, когда на аэродром Бари приземлились десять самолетов Си-47, доставивших личный состав базы и АГОНа, материально-техническое оборудование и запасные части к самолетам.
Теперь грузы для Югославии стали доставлять как боевые самолеты АДД непосредственно с территории Советского Союза, так и транспортные самолеты АГОНа с аэродрома Бари.
25 августа 1944 года в Бари, через линию фронта, перелетела истребительная эскадрилья из двенадцати Як-9ДД.
Из доклада заместителя командующего ВВС маршала авиации Г. А. Ворожейкина товарищу И. В. Сталину, В. М. Молотову и А. Н. Антонову:
«25 августа 1944 года для обеспечения работы транспортных самолетов югославской авиагруппы двенадцать истребителей Як-9 стартовали в 10 часов с аэродрома Лунга (район Бельцы) и в 13.30 благополучно приземлились в Бари».
В состав авиационной истребительной эскадрильи вошли 12 летчиков:
1. Командир авиационной эскадрильи – майор Овчаренко Иван Иванович;
2. Заместитель командира авиационной эскадрильи – капитан Щукин Виктор Александрович;
3. Командир звена – старший лейтенант Сычев Иван Федорович;
4. Командир звена – лейтенант Меркулов Валентин Борисович;
5. Старший летчик – гвардии ст. лейтенант Сошников Иван Иванович;
6. Старший летчик – лейтенант Богданов Александр Ефимович;
7. Летчик – лейтенант Рочагов Петр Константинович;
8. Летчик – лейтенант Арсеньев Борис Васильевич;
9. Летчик – лейтенант Бебин Александр Михайлович;
10. Летчик – лейтенант Малахов Иван Сергеевич;
11. Летчик – младший лейтенант Костин Дмитрий Дмитриевич;
12. Летчик – младший лейтенант Руденко Михаил Михайлович.
Этот список составлен на основании приказ № 074/н от 9 ноября 1944 года командующего ВВС о награждении летчиков, штабных офицеров и технического состава Авиационной группы особого назначения.
Но в этом списке отсутствует две фамилии Ядрышникова Гиоргия Григорьевича и Лебедева Василия Григорьевича.
Все летчики имели отличную подготовку и опыт боевых действий.
1 сентября 1944 года майор Овчаренко Иван Иванович совершил первый полет на истребителе над авиационной базой, этот день можно считать началом боевой работы истребительной авиации в составе АГОНа.
Перед, авиационной группой особого назначения стояли следующие задачи: выполнение полетов ночью в партизанские районы со сбросом груза на парашютах и беспарашютным способом с высоты не более 400 метров; полеты ночью с грузом и людьми с посадкой на полевых площадках в расположении частей НОАЮ с вывозом оттуда раненых; полеты днем на сброс, а чаще с посадкой под прикрытием истребителей; выполнение полетов по спецзаданиям.
Очень хорошо описывает боевую работу АГОНа Сергиенко Анатолий Михайлович в своей книге «АГОН – авиационная группа особого назначения». Эта книга, по словам автора, является документальным историческим исследованием и основывается на первоисточниках военных архивов, которые дополнены воспоминаниями участников событий.
Приведу один отрывок из этой книги:
«7 октября с утра между советскими и американскими летчиками в Бари разыгрался авиационный «скандал». По плану командования АГОНа истребительной эскадрилье предстояло произвести тренировочные полеты. Утро было тихим и спокойным, на небе ни облачка. Полеты производились в зоне аэродрома, поэтому на вышке представителей АГОНа не было, находились там только американцы, истребители которых в это утро выполняли боевые задания.
На взлетной полосе пара «яков». В кабинах летчики И.И.Сошников и А.Е.Богданов. Одновременный старт, короткий разбег, синхронный отрыв, и, круто набирая высоту, словно привязанные друг к другу самолеты вонзились в голубизну. Поднялись на тысячу метров, вышли в море, сделали полукруг и стали, теряя высоту, заходить на аэродром.
За это время американцы вывели на старт своего «Мустанга». Подняв облако пыли, он взмыл в небо, как раз в то время, когда пара «яков» заходила на посадку. Не сговариваясь, советские летчики бросились вдогонку за американцем. «Мустанг» – один из лучших истребителей ВВС США. Его мотор был на 500 лошадиных сил мощнее, чем у Як-9.
Пристроившись с внешней стороны круга к американскому истребителю, Сошников и Богданов стали ходить за ним, повторяя все его эволюции. Американец попытался оторваться скоростью, но не тут-то было: пара "яков" не уступила ему ни метра. «Мустанг» круто полез на высоту, «яки» – за ним. Видя, что оторваться никак не удастся, американский летчик попросил командную вышку передать русским, чтобы они дали ему возможность уйти с круга на задание. Но руководитель полетов сделать этого не мог, так как представителя АГОНа рядом с ним не было.
А весть о том, что «русские взяли в клещи американца», уже растеклась по аэродрому. Все, бросив свои дела и задрав головы, следили за тем, что происходит в небе. А там тройка, бесспорно первоклассных летчиков, распалив свое профессиональное самолюбие, уже вошла в азарт.
Американец бросил своего «Мустанга» вниз, прошел над аэродромом, набирая скорость, бреющим, красиво выполнил горку с виражом, надеясь оторваться от «яков» маневром на вертикали. Однако советские летчики в точности повторили его эволюцию, вышли на 500 м выше и, спикировав, заняли место рядом с «Мустангом». Понимая, что оторваться от русских нет возможности, американец повел машину на посадку. Через минуту после него приземлились «яки».
В разных секторах барийского аэродрома начался разбор. В американском с летчика спрашивали, почему он не ушел на задание, а тот в ответ только разводил руками, что означало: чего спрашивать, сами все видели. Американского летчика на месяц лишили воздуха. По-русски – это отстранение от полетов.
Более крутой разговор состоялся в советском секторе. К только что зарулившим на стоянку «якам» подкатила машина. Из нее вылезли Щелкунов и Овчаренко. Летчики, разгоряченные полетом, стояли рядом. По резкому звуку захлопнутой двери автомобиля определили: будет разнос.
– А ну, детский сад, подойдите ко мне!
Перебирая в руках шлемофоны и опустив головы, летчики выполнили приказ.
– Как все это называется!?
– Товарищ полковник, пусть они не хвастают, а то «Мустанг», «Мустанг»!
– Это воздушное хулиганство! Майор, разберитесь и доложите о принятых мерах. А после обеда соберите всю эскадрилью! Мальчишки!
Круто набрав обороты и оставив на стоянке клубы сизого дыма, «виллис» помчался прочь, затем, взвизгнув тормозами, остановился, дал задний ход. Овчаренко подбежал к машине.
– Не вздумай наказывать. Как красиво «Мустанга» укротили! А?! Но эскадрилью после обеда собери!
В понедельник на очередном совещании у начальника барийского аэродрома этот вопрос поднял представитель командования американской авиацией. Советскую сторону обвинили в том, что она нарушает режим летной работы.
– Наши летчики, – оправдывался Щелкунов, – просто ходили за «Мустангом», полагая, что ему это соседство нравится, и думали, что он, когда будет нужно, уйдет сам. Мотор-то у него более мощный!
Было решено все тренировочные полеты производить только в зоне. «В зоне, так в зоне, – подумал Щелкунов, – а «Мустанга» – то укротили!
Позже, в документе на имя Голованова он написал:
«Можно смело сказать, что в отношении техники планирования как днем, так и ночью позаимствовать у них (летчиков союзников) нечего. В отношении советских летчиков как англичане, так и американцы, особенно американцы, очень хорошего мнения. Американцы открыто восхищаются мастерством наших истребителей, их искусством в совершенстве владеть высшим пилотажем. Очень хорошее впечатление у них о нашем истребителе Як-9, так как на высоте 3000 м с ним не может конкурировать ни один из самолетов, ни в скорости, ни в маневренности»».
Не обошлось в АГОНе без потерь, так 17 октября 1944 года произошел трагический случай, в результате которого погиб летчик младший лейтенант Ядрышников Гиоргий Григорьевич.
Из секретного донесения от 28 октября 1944 года, за подписью начальника базы полковника Соколова Степана Васильевича на имя Командующего ВВС КА:
«… 5. Краткое содержание происшествия. 17.10.44 г. командиром эскадрильи майором Овчаренко, для личного состава эскадрильи был организован выезд в г. Бари. Товарищи – старший лейтенант Лебедев Василий Григорьевич, младший лейтенант Ядрышников Гиоргий Григорьевич к указанному времени не явились и самовольно остались в городе. Оставшись в городе, организовали выпивку, после которой в городе учинили дебош, в результате которого из пистолета «ТТ» был убит мл. лейтенант Ядрышников Г.Г.
Подробный материал следствия направлен начальнику развед. управления ген. штаба генерал-лейтенанту тов. Ильичеву за № 0077 от 20.10.1944 г.
6. Место похорон. После расследования 20.10.1944 г. труп тов. Ядрышникова похоронен на городском кладбище гор. Бари (Италия).
7. Сообщение родным о смерти. Родным о смерти не сообщено. Адрес жены Ядрышникова: гор. Новосибирск, Красный проспект № 49, Леонтьева Зоя Максимовна.
8. Какие меры приняты по происшествию.
а) ст. лейтенант Лебедев Василий Григорьевич, как виновник, что подтвердилось материалом следствия, по распоряжению начальника базы полковника тов. Соколова откомандирован в Советский Союз в распоряжение начальника управления кадров ВВС КА, для привлечения к ответственности.
б) С офицерским составом базы, авиагруппы проведено совещание и начальником базы отдан приказ об устранении недостатков в работе, быту, дисциплине и поведении личного состава Базы и Авиагруппы».
В приказе Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР № 011 от 17 января 1945 года, «об исключении из списков Красной Армии офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести на фронтах отечественной войны», младший лейтенант Ядрышников Георгий Григорьевич числится как убитый во время пьянки 17 октября 1944 года.
9 ноября с боевого задания не вернулся летчик-истребитель лейтенант Малахов Иван Сергеевич.
Из архивных документов:
«В течение ноября было произведено два вылета днем: 5 ноября на сброс грузов в район порта Сплит и 9 ноября на площадку Бугойно с посадкой. В обоих случаях полет осуществлялся под прикрытием пары истребителей. При полете в Бугойно была очень тяжелая обстановка в районе цели. Командир ведущего корабля дал истребителям указание сопровождать только до облачности и ожидать его возвращения у ее кромки. Несмотря на это, истребители пошли в облачность за прикрываемым кораблем и один из них – лейтенант Малахов – не вернулся на базу. Предположительная причина – потеря представления о положении самолета относительно земли».
В приказе Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР № 03335 от 24 ноября 1945 года, «об исключении из списков Красной Армии офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести на фронтах отечественной войны», лейтенант Малахов Иван Сергеевич указан как летчик 659 истребительного полка.
После освобождения Белграда советская база и АГОН передислоцировались на аэродром Земун близ югославской столицы Белград.
В течение декабря транспортная эскадрилья АГОНа все свои полеты производила без прикрытия истребителей. В связи с этим было принято решение истребительную эскадрилью передать в состав 17-й воздушной армии.
17 декабря 11 самолетов Як-9ДД сделали над Земуном прощальный круг, и перелетели на аэродром Модоча (Венгрия) войдя в состав 659-го иап.
Майор И.И. Овчаренко, капитан В.А. Щукин, лейтенант В.Б. Меркулов и младший лейтенант М.М. Руденко войну закончили в составе 659-го истребительного авиационного полка.
Остальные летчики в 659 иап пробыли не долго, и были направлены в другие полки 288 иад. Старший лейтенант И. Ф. Сычев с февраля 1945 года проходил службу в 897 иап; лейтенант А. М. Бебин с декабря 1944 года проходил службу в 866 иап; старший лейтенант И. И. Сошников, лейтенанты А. Е. Богданов, П. К. Рогачев, Б. В. Арсеньев (погиб – 8 января 1945 г.) и младший лейтенант Д. Д. Костин с января 1945 года проходили службу в 611 иап.
За весь период пребывания в Бари истребительная эскадрилья совершила 155 боевых вылетов на прикрытие транспортных самолетов, с налетом 387 часов. Воздушных боев с противником не было, так как активность истребительной авиации противника была весьма малая. Отдельные немецкие самолеты наблюдались в районе Загреба, Сараево и Баня-Луки, но атакующих действий они не предпринимали и старались держаться на почтительном расстоянии.
ПРИКАЗ
ВОЕННЫМ ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ КРАСНОЙ АРМИИ
09.11.1944 г. № 074/н г. Москва
От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награждаю летчиков, штабных офицеров и технический состав воинской части при Народно-освободительной Армии Югославии.
ОРДЕНОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»
1 Лейтенанта
Арсеньева Бориса Васильевича Летчика истребительной эскадрильи
2 Лейтенанта
Бебина Александра Михайловича Летчика истребительной эскадрильи
3 Лейтенанта
Богданова Александра Ефимовича Старшего летчика истребительной эскадрильи
4 Младшего лейтенанта
Костина Дмитрия Дмитриевича Летчика истребительной эскадрильи
5 Лейтенанта
Малахова Ивана Сергеевича Летчика истребительной эскадрильи
6 Лейтенанта
Меркулова Валентина Борисовича Командира звена истребительной эскадрильи
7 Майора
Овчаренко Ивана Ивановича Командира истребительной эскадрильи
8 Лейтенанта
Рочагов Петр Константинович Летчика истребительной эскадрильи
9 Старшего лейтенанта
Сошникова Ивана Ивановича Штурмана истребительной эскадрильи
10 Старшего лейтенанта
Сычева Ивана Федоровича Командира звена истребительной эскадрильи
11 Капитана
Щукина Виктора Александровича Заместителя командира истребительной эскадрильи
ОРДЕНОМ «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ»
12 Инженер-майора
Баннова Ивана Егоровича Инженера истребительной эскадрильи
13 Техника-лейтенанта
Глаголев Христофор Николаевич Техника звена истребительной эскадрильи
14 Техника-лейтенанта
Датиева Петра Ивоновича Техника звена истребительной эскадрильи
15 Капитана
Каплун Лейвика Менделевича Начальника связи группы истребительной эскадрильи
16 Техника-лейтенанта
Колдомова Григория Егоровича Старшего механика истребительной эскадрильи
17 Младшего лейтенанта
Руденко Михаила Михайловича Летчика истребительной эскадрильи
ОРДЕНОМ «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»
18 Капитана
Воронова Михаила Ивановича Начальника штаба истребительной эскадрильи
19 Старшину
Древесникова Василия Алексеевича Начальника секретной части группы
20 Старшего лейтенанта интендантской службы
Коверина Василия Михайловича Начальника административно-хозяйственной части группы
21 Старшего сержанта
Кондратенко Пётра Ивановича Старшего писаря истребительной эскадрильи
22 Старшего техника-лейтенанта
Милютина Николая Александровича Старшего метереолога группы
23 Техника-лейтенанта
Харчикова Николая Афанасьевича Техника звена истребительной эскадрильи
Медалью «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ
24 Сержанта
Елинова Александра Петровича Моториста истребительной эскадрильи
25 Старшего техника-лейтенанта
Таболина Петра Александровича Техника группы по горюче-смазочным материалам
Командующмй Военно-Воздушными Силами Красной Армии
Маршала Авиации Новиков
Младший лейтенант Руденко Михаил Михайлович родился 8 сентября 1922 года в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. В Красной армии с 14 августа 1941 года. Проходил службу 728 иап, 91 иап, выполнял специальные задания в Италии в составе отдельной истребительной авиационной эскадрильи Авиационной Группы Особого Назначения (АГОН).
С 18 декабря 1944 года проходил службу в 659 иап на должности командира звена.
Из наградного листа:
«В период Будапештской и Венской операции произвел 70 успешных боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, в которых сбил лично два самолета противника: один ФВ-190 и один Ме-109. Выполняя задания командования на боевое задания водил группы истребителей от 6 до 9 самолетов, при этом отлично обеспечивая прикрытие бомбардировщиков, и в воздушных боях осуществлял командование по радио. В результате умелой подготовки экипажей к боевому вылету и умелого командования в воздухе бомбардировщики и истребители не имели случаев потерь от истребителей противника. Личным примером мужества, обрушиваясь на врага, он воспитывает своих подчиненных в духе смелости и отваги и учит умению побеждать противника».
После войны продолжил службу, ушел в запас 9 августа 1962 года в звании подполковника.
За годы войны, награжден:
1. Орден «Отечественной войны» II степени – приказ № 7/н от 02.04.1944 г. 5 иак;
2. Орден «Красного знамени» – приказ № 145/н от 19.06.1944 г. ВС 2 ВА;
3. Орден «Отечественной войны» ІІ степени – приказ № 74/н от 09.11.1944 г. ВВС;
4. Орден «Отечественной войны» І степени – приказ № 33/н от: 12.05.1945 г. ВС 17 ВА 3-го Украинского фронта;
5. Медалями – «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
6. После войны награжден: медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951 г.); орденом «Красной звезды» (30.12.1956 г.); орденом «Красного Знамени» (22.02.1955 г.).
Майор Овчаренко Иван Иванович родился 25 августа (н.с. 7 сентября) 1914 года в селе Александровка, Мариупольського уезда Екатеринославской губернии, Российской империи (ныне посёлок Александровка Марьинского района, Донецкой области, Украина).
Жил и воспитывался в многодетной семье служащего управления шахтой Ивана Емельяновича Овчаренко (1889 – 1959) и его жены Марьи Кузьминичны Пузыны (1893 – 1969). Иван в семье был старшим ребенком, кроме него в семье было еще семеро детей, три брата и четыре сестры. Сестры: Александра (1917 г.р.); Софья (1923 г.р.); Любовь (1927 – 1971) и Нина (1933 – 2016). Братья: Михаил (1920 – 2006); Виктор (1924 – 2011) и Василий (1931 – 2002).
В 1933 году Овчаренко Иван Иванович окончил Донецкий горнопромышленное училище и поступил в химико-механическом техникуме в городе Рубежное Луганской области, который окончил в 1936 году. После окончания техникума по специальному набору, 10 августа 1936 года, был призван в 11-ю военную авиационную школу пилотов (Ворошиловградская военная авиационная школа). После её окончания в 1938 году, младший лейтенант Овчаренко Иван Иванович был направлен в только что сформированный 7-й истребительный авиационный полк (7-й иап, Ленинградский военный округ).
В сентябре 1939 года младший лётчик И. И. Овчаренко на истребителях И-16 и И-153 в составе 7-го иап участвовал сначала в походе на Западную Украину и Западную Белоруссию (в кампании по присоединению восточных территорий Польши), а с ноября 1939 года – в Зимней войне с Финляндией.
В 1941 году незадолго до начала Отечественной войны тридцать наиболее опытных лётчиков 7-го иап, в числе которых оказался и младший лейтенант И. И. Овчаренко, были направлены для переучивания на истребитель МиГ-3 (аэродром Горелово).
7-й истребительный авиационный полк вступил в войну 22 июня 1941 года. Через месяц после начала войны, 25 июля 1941 года две эскадрильи «Мигов», всё ещё базировавшиеся на аэродроме в Горелово и действовавшие отдельно от своего полка, были оперативно переподчинены 157-му иап.
20 июля, в составе 157 иап, в районе озера Черное командир звена первой эскадрильи «Мигов» младший лейтенант И. И. Овчаренко сбил свой первый самолет противника Ju-88.
13 сентября 1941 года в ходе воздушного боя в районе станции Молосковицы, был ранен в ногу (книга учета выбывшего л/с по ранению в 157 иап). Вернувшись в часть, до февраля 1942 года лейтенант И. И. Овчаренко защищал небо осажденного Ленинграда.
До октября 1943 года проходил службу в 157 иап на должностях: командир звена, командир эскадрильи.
В период с октября 1943 года по июль 1944 года проходил службу в 347 иап на должностях: штурман полка, заместитель командира полка.
С 25 августа по 17 декабря 1944 года находился в спецкомандировке в Италии, в должности командира истребительной авиационной эскадрильи Авиационной Группы Особого Назначения (АГОН).
Выдержка из наградного листа:
«Под его командованием эскадрилья в составе 12 Як-9ДД отлично произвела перелет по маршруту Москва – Бельцы – Бари (Италия), пройдя половину пути над вражеской территорией.
Сам тов. Овчаренко и все его летчики показали высокое мастерство в длительных полетах на истребителях и умение вести ориентировку.
С 25 августа по 17 октября 1944 года истребительная эскадрилья совершила 130 боевых самолетовылетов на прикрытие транспортных самолетов и на разведку. Все задания по прикрытию выполнены на отлично и без происшествий. Воздушных боев вести не приходилось по причине слабой активности авиации противника.
Продолжительность полетов для истребителей достигала 3-х часов 20 минут. При каждом полете истребители проходили до 500 километров над морем и над горной местностью Югославии. Каждый такой полет на одномоторном самолете является подлинно героическим и требует большого мужества и отваги от каждого летчика-истребителя.
Майор Овчаренко является образцом смелости и мастерства сам, в этом духе воспитывает своих подчиненных и умело руководит ими, прикрывая транспортные самолеты, снабжающие Народно-освободительную Армию Югославии вооружением и боеприпасами, и вывозящих раненых.
Сам тов. Овчаренко и все летчики его эскадрильи отлично владеют техникой пилотирования на самолете Як-9ДД, с честью поддерживают престиж и достоинство Советской авиации на глазах английских, американских и итальянских летчиков».
Цитата из книги А. М. Сергиенко «АГОН – авиационная группа особого назначения»:
«Задвинув фонарь кабины, Овчаренко запросил разрешения на взлет… Через пару минут сильный мотор поднял его на 2000 м. Несколько секунд горизонтального полета. Затем летчик положил машину в крутой разворот, описал полукруг, снова вывел в горизонтальный полет, потом «горкой» набрал еще тысячу метров. Теперь восходящая «бочка». «Як» вздрогнул и легко сделал оборот вокруг продольной оси. Летчик убрал газ, задрал нос машины, она, теряя скорость, перевернулась и, будто провалившись в бездну, перешла в крутой штопор. Виток, второй, третий. Все, кто был на аэродроме, затаили дыхание. После седьмого машина выровнялась, промчалась над головами завороженных людей и стремительно ушла в синеву.
Постепенно увеличивая угол подъема, летчик запрокинул «Як» колесами вверх, описал дугу и понесся вниз в отвесном пикировании. С каждой секундой самолет приближался к земле, увеличивался в размерах. «Як», словно стрела, летел по отвесной прямой, сокращая расстояние между собой и землей. Наконец эта прямая поломалась. Выписав безукоризненную кривую, самолет уже с выпущенными шасси оказался прямо у торца ВПП. Мягкая посадка на три точки – и раскованная машина, мягко урча мотором, порулила к стоянке.
Вскоре наши дежурные на командной вышке узнали от коллег-союзников, что в одной американской истребительной части была организована специальная тренировка на усвоение «русской посадки» на три точки с касанием у начала посадочной полосы. Это был не единственный случай подражания русскому стилю полетов».
С 17 декабря 1944 года до апреля 1945 года проходил службу в 659 иап на должности заместителя командира полка, он же лётчик-инструктор по технике пилотирования и теории полёта.
За период участия на фронтах Отечественной войны с 22 июня 1941 года произвел более 500 успешных боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск и техники противника. В 73 проведенных воздушных боях, по подтвержденным данным, сбил 20 самолетов противника, из них: лично сам – 10 (2 – Focke Wulf FW.190, 1 – Messerschmitt Bf.109, 2 – Junkers Ju.88, 1 – Henschel Hs.126 и 1 – Dornier Do.215) и в группе 10 (7 – Ju.88, 2– Hs.126 и 1 – Do.215).
После войны продолжил службу.
В апреле 1945 году И. И. Овчаренко получил назначение на должность инструктора «Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС РККА», которая базировалась на подмосковном аэродроме в Люберцах. В июне, того же года, был назначен командиром авиационного полка школы воздушного боя.
В апреле 1947 году приказом командующего ВВС Московского военного округа И. И. Овчаренко назначен на должность заместителя начальника и старшего лётчика-инспектора Центра по переучиванию лётно-технического состава по программе боевого применения реактивных самолётов, организованного на базе 2-го запасного истребительного авиационного полка (2-й зиап). Базировался центр на аэродроме Сейма в Горьковской области (Московского военного округа). В июле 1948 года И. И. Овчаренко стал командиром 2-го зиап.
В 1950 году после окончания липецких курсов командиров авиаполков при Высшей летно-тактической школе ВВС был назначен командиром 107 иад (с декабря 1950 г.). В августе 1953 года полковнику И. И. Овчаренко присвоено очередное воинское звание «генерал-майор авиации».
С ноября 1954 года по декабрь 1956 года находился на учебе в Академии Генерального штаба. С окончанием академии, с декабря 1956 года он возглавил авиацию Северного флота, заняв должность командующего 12-й Авиационной группы ВВС Северного Флота (бывшая Авиация Беломорской военной флотилии (ВВС БелВФ)).
В апреле 1959 года распоряжением Главнокомандующего ВВС, генерал-майор И. И. Овчаренко был назначен на должность начальника 3-го управления Государственного научно-исследовательского Краснознаменного института имени В. П. Чкалова (ГНИКИ ВВС, позже ГЛИЦ МО СССР) в Щелково, которую занимал до 1968 года.
Вышел в отставку 3 июня 1968 года.
Овчаренко Иван Иванович скончался 21 февраля 1973 года, похоронен на Монинском мемориальном военном кладбище в Щёлковском районе Московской области, СССР.
За годы войны, награжден:
1. Орден «Красной Звезды» – приказ № 1007/н от 20.12.1941 г. ВС Ленинградского фронта;
2. Двумя орденами «Красного Знамени» – приказ № 176 от 28.05.1942 г. ВС Калининского фронта; приказ № 74/н от 09.11.1944 г. воинская часть АвГ ОСНАЗ ВВС;
3. Медалями: «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
5. После войны награжден:
– орденом «Партизанской звезды первой степени» (Югославия), двумя орденами «Красного знамени» (20.09.1947 г. и 1956 г.), двумя орденами «Красной Звезды» (31.07.1948 г. и 20.04.1953 г.);
– медалями: «За боевые заслуги» (05.11.1946 г.), «ХХХ лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «В память 250-летия Ленинграда», «25 лет победы в Великой Отечественной войне».
Капитан Щукин Виктор Александрович родился 10 мая 1917 года в селе Щербиновка Аткарского района Саратовской области.
В Красной армии с 3 мая 1938 года.
Проходил службу в 47 иап 32 иад Дальневосточного фронта, 1 ноября 1942 года в составе группы из 32 летчиков во главе с командиром полка убыл на фронт.
В период с 19 апреля 1943 года по 14 июля 1944 года проходил службу в 274 иап на должностях: заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи. За этот период времени был награжден тремя орденами: «Отечественной войны II степени» (представлялся к награждению орденом «Красного Знамени» 06.05.1943 г), «Красного Знамени» (01.11.1943 г.), «Красного Знамени» (представлялся к награждению орденом «Александра Невского» 02.02.1944 г.).
Выдержка из наградного листа:
«19 декабря 1943 года, старший лейтенант Щукин во главе восьмерки наших истребителей, при сложных метеоусловиях по всему маршруту (облачность – 10 балов, высота – 100 - 150 метров, при видимости – 2 – 4 км), вылетели на штурмовку аэродрома Б.Кострома. роизведено два захода, в результате чего уничтожено: 3 – ХШ-129 и 1 – Ю-87.
Над аэродромом в воздушном бою с двумя Ме-109 уничтожен один Ме-109, на взлете сбит один Ю-87.
Всего группа старший лейтенант Щукин Виктор Александрович уничтожила 3 – ХШ-129, 2 – Ю-87 и 1 – Ме-109, не имея своих потерь.
Второй заход на штурмовка производился при сильном противодействии ЗА. Ведущий группы старший лейтенант Щукин проявил смелость и находчивость в выполнении поставленной задачи и лично при штурмовке уничтожил один ХШ-129.
За отлично выполненные 40 боевых вылетов, за отличное выполнение штурмовки аэродрома Б.Костромка, в результате которой было уничтожено шесть самолетов противника, командир авиационной эскадрильи старший лейтенант Щукин Виктор Александрович, достоин награждения орденом «Александра Невского»».
Однако решением ВС 8 ВА награжден орденом «Красное Знамя».
С июня по 17 декабря 1944 года находился в спецкомандировке в Италии, в должности заместителя командира истребительной авиационной эскадрильи Авиационной Группы Особого Назначения (АГОН).
Из наградного листа:
«В период формирования эскадрильи и переучивания на новую материальную часть выпустил самостоятельно на самолете Як-9ДД 17 летчиков. Обучил и оттренировал летчиков эскадрильи групповой слетанности в составе шестерки на большой высоте и длинным, маршрутным полетам. Являясь одновременно командиром звена, подготовил звено к перелету Москва – Бари (Италия). Ответственный перелет совершенный его звеном и всей эскадрильей есть заслуга капитана Щукина. Он сколотил, обучил и оттренировал эскадрилью, работая до августа месяца 1944 года по существу командиром эскадрильи.
Звено капитана Щукина выполняя боевые задания с аэродрома Бари сделало 42 боевых вылета, боевой налет 106 часов 40 минут.
Как заместитель командира истребительной эскадрильи капитан Щукин руководит всей боевой деятельностью эскадрильи, ставит боевые задачи и контролирует их выполнение.
За отличное выполнение боевых заданий при сопровождении СИ-47 в глубокий тыл противника в трудных метеоусловиях, через море и в горах, за хорошее руководство боевой работой эскадрильи достоин награждения орденом «Ленина»».
Однако командованием ВВС был награжден орденом «Красное Знамя».
С 17 декабря 1944 года и до окончания войны проходил службу в 659 иап на должности штурмана полка.
За время пребывания в 659 иап при выполнении боевых заданий командования показал себя одним из опытных и грамотных командиров, способным организовать выполнение любого боевого задания. Совершил 34 успешных боевых вылета, в которых был ведущим группы истребителей в количестве от 12 до 15 самолетов. Мастерски и блестяще провел 3 групповых воздушных боя, в результате которых было сбито 10 самолетов противника. В 5-ти групповых штурмовках было уничтожено до 15 автомашин и 50 человек живой силы противника, лично сам уничтожил до 4 автомашин противника и создал два очага пожара. Умело командуя при выполнении боевых заданий, всегда обеспечивал успех проведения их.
За период участия на фронтах Отечественной войны с 19 апреля 1943 года произвел 184 успешных боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск и техники противника. В проведенных воздушных боях сбил лично 7 самолетов противника: 2 – ФВ-190 (Focke Wulf FW 190), 2 – Ме-109 (Messerschmitt Bf 109), 2 – Ю-87 (Junkers Ju 87) и 1 – До-215 (Dornier Do 215).
После войны продолжил службу, уволен в запас 24 октября 1959 года в звании полковник.
За годы войны, награжден:
1. Орден «Отечественной войны II степени» – приказ № 3/н от 06.05.1943 г. 274 иап 3 иак;
2. Тремя орденами «Красного Знамени» – приказ № 54/н от 01.11.1943 г. ВС 8 ВА 4-го Украинского фронта; приказ № 4/н от 02.02.1944 г. ВС 8 ВА 4-го Украинского фронта; приказ № 74/н от: 09.11.1944 г. ВВС;
3. Орден «Александра Невского» – приказ № 95/н от 12.06.1945 г. ВС 17 ВА 3-го Украинского фронта;
4. Медалями: «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
5. После войны награжден: медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949 г), двумя орденами «Красного знамени» (03.11.1953 г. и 28.09.1956 г.), орденом «Отечественной войны II степени» (06.04.1985 г.).
Лейтенант Меркулов Валентин Борисович родился 22 декабря 1921 года в городе Москве.
В Красной армии с 5 августа 1940 года.
С сентября 1943 года по июнь 1944 года на фронтах Отечественной войны в составе 402 иап, на должностях летчика, старшего летчика. За этот период времени был награжден тремя орденами: «Красной звезды» (24.10.1943), «Красного Знамени» (представлялся к награждению орденом «Отечественной войны I степени» 27.03.1944 г.), «Отечественной войны II степени» (представлялся к награждению орденом «Отечественной войны I степени» 30.04.1944 г).
Выдержка из наградного листа, к награждению орденом «Отечественной войны I степени»:
«В период с 1 сентября 1943 года по 6 марта 1944 года произвел 68 боевых вылетов из них на прикрытие своих войск – 35, на перехват бомбардировщиков противника – 21, на штурмовку войск и техники противника – 6, на разведку – 7. За время боевых действий провел 17 воздушных боев, в результате которых лично сбил 3 самолета противника. При штурмовых действиях по войскам и аэродромам противника тов. Меркулов уничтожил 2 автомашины, 2 повозки, одно артиллерийское орудие и до 5 человек живой силы противника. Тов. Меркулов будучи ведомым пары стойко и самоотверженно прикрывал своего ведущего в результате чего его ведущий сбил лично 4 самолета противника».
Решением командира 3-го истребительного авиационного корпуса генерал-майора Савицкого Евгения Яковлевича награжден орденом «Красное Знамя».
С июня по 17 декабря 1944 года находился в спецкомандировке в Италии, в должности командира звена истребительной авиационной эскадрильи Авиационной Группы Особого Назначения (АГОН).
Из наградного листа:
«За время пребывания в эскадрильи с момента ее организации добился больших успехов в высотных полетах звеном на предельную дальность самолета Як-9ДД в трудных метеоусловиях. Отлично отработал групповую слетанность звена на большой высоте.
За июль 1944 года выполнил 8 маршрутных полетов звеном на высоте 7 – 8 тысяч метров на расстояние 1000 – 1200 километров.
Постоянно показывая личным примером высокое мастерство в технике пилотирования, этого требует от своих подчиненных летчиков.
В течении месяца, напряженно и настойчиво работая, подготовил звено к большому, трудному и ответственному перелету. Звено лейтенанта Меркулова служит примером для всех. Это звено в составе эскадрильи совершило блестящий перелет Москва – Бари (Италия) покрыв расстояние 2500 километров над гористым рельефом местности и морем по маршруту исключительно трудному в смысле ориентировки и опасному на самолетах истребителях.
С аэродрома Бари лейтенанта Меркулова выполняло задания командования отлично, сделав 38 боевых самолетовылетов на разведку и сопровождение самолетов на территорию Югославии, с налетом 89 часов 56 минут. Сам Меркулов выполнил 9 боевых вылетов с налетом 22 часа 32 минуты.
За отличное выполнение боевых вылетов по заданию командования лейтенант Меркулов достоин награждения орденом «Ленина»».
Однако командованием ВВС был награжден орденом «Красное Знамя».
С 17 декабря 1944 года и до окончания войны проходил службу в 659 иап на должности командира звена.
За время пребывания в 659 иап при выполнении боевых заданий командования проявил себя хорошим летчиком-истребителем и тактически грамотным командиром, образцово водящим группы и выполняющим боевые задания командования. Лейтенант Меркулов Валентин Борисович 46 раз водил группы истребителей от 6 до 9 самолетов на боевое задания, отлично обеспечивая прикрытие наших наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Личным примером смелости и мужества и грамотным осуществлением командования по радио при выполнении боевых заданий учил своих подчиненных умению побеждать противника. Под его командованием, штурмовыми действиям истребителей уничтожено до 120 автомашин, 80 повозок и 90 человек живой силы противника, в групповых воздушных боях было сбито 15 самолетов противника. Лично сам лейтенант В. Б. Меркулов в период Будапештской и Венской операции произвел 61 успешный боевой вылет, сбил в воздушных боях один самолет противника типа Ме-109, штурмовыми действиями уничтожил 4 автомашины и до 15 человек живой силы противника.
За отличное командование группами истребителей, совершившими успешные боевые вылеты и нанесшими большой урон в технике и живой силы противнику, личные образцы смелости и мужества, успешно проведенные 61 боевой вылет и сбитый один самолет противника, представлялся к награждению орденом «Александра Невского».
Решением командира 288 иад генерал-майора Смирнова Бориса Александровича награжден орденом «Отечественной войны 1 степени».
За период участия на фронтах Отечественной войны с сентября 1943 года по 26 апреля 1945 года произвел 179 успешных боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, разведку войск и техники противника. В проведенных воздушных боях сбил лично 8 самолетов противника.
После войны продолжил службу, уволен в запас 7 марта 1964 года в звании полковник.
За годы войны, награжден:
1. Орден «Красной Звезды» – приказ № 10/н от 24.10.1943 г. 265 иад;
2. Двумя орденами «Красного Знамени» – приказ № 17/н от 27.03.1944 г. 402 иап 265 иад 3 иак ВС 8 ВА 4-го Украинского фронта; приказ № 74/н от: 09.11.1944 г. ВВС;
3. Орден «Отечественной войны II степени» – приказ № 8/н от 30.04.1944 г. 3 иак 4-го Украинского фронта;
4. Орден «Отечественной войны I степени» – приказ № 33/н от 12.05.1945 659 иап ВС 17 ВА 3-го Украинского фронта;
5. Медалями: «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;
6. После войны награжден: медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950 г), орденом «Красной звезды» (30.12.1956 г.), орденом «Отечественной войны II степени» (06.04.1985 г.).
Командир звена – старший лейтенант Сычев Иван Федорович;
Дата рождения: 10.03.1923;
Место рождения: с. Гагино Гагинского района Горьковской области;
В Красной Армии: 02.02.1941;
На фронтах Отечественной войны: 24.10.1942;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 22.02.1945;
Одержано побед: 13 (10 лично, 3 в группе).
Командир звена – лейтенант Меркулов Валентин Борисович;
Дата рождения: 22.12.1921;
Место рождения: г. Москва;
В Красной Армии: 05.08.1940;
На фронтах Отечественной войны: 01.09.1943;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 12.05.1945;
Одержано побед: 6 (6 лично, 0 в группе).
Старший летчик – гвардии ст. лейтенант Сошников Иван Иванович;
Дата рождения: 02.08.1923;
Место рождения: с. Бортное Чернского района Тульской области;
В Красной Армии: 04.04.1941;
На фронтах Отечественной войны: 25.09.1942;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 03.1945;
Одержано побед: 16 (16 лично, 0 в группе).
Старший летчик – лейтенант Богданов Александр Ефимович;
Дата рождения: 30.08.1919;
Место рождения: г. Одесса;
В Красной Армии: 31.12.1938;
На фронтах Отечественной войны: 22.06.1941;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 09.02.1945;
Одержано побед: 1 (1 лично, 0 в группе).
Летчик – лейтенант Рочагов Петр Константинович;
Дата рождения: 11.06.1921;
Место рождения: с. Подгорная Покровка Чкаловского района Чкаловской области;
В Красной Армии: 17.12.1940;
На фронтах Отечественной войны: 00.08.1942;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 20.12.1944;
Одержано побед: 6 (4 лично, 2 в группе).
Летчик – лейтенант Арсеньев Борис Васильевич;
Дата рождения: 1921;
Место рождения: г. Москва;
В Красной Армии: 00.03.1941;
На фронтах Отечественной войны: 20.02.1943;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 05.01.1945;
Одержано побед: 3 (3 лично, 0 в группе).
Погиб: 08.01.1945 (611 иап)
Летчик – лейтенант Бебин Александр Михайлович;
Дата рождения: 26.08.1923;
Место рождения: д. Булдаково В. Тализенского района, Горьковской области (ныне Варнавский район Нижегородской области);
В Красной Армии: 15.07.1940;
На фронтах Отечественной войны: 03.05.1942;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 05.01.1945;
Одержано побед: 13 (13 лично, 0 в группе).
Летчик – лейтенант Малахов Иван Сергеевич;
Дата рождения: 15.09.1916;
Место рождения: г. Воронеж;
В Красной Армии: 1939;
На фронтах Отечественной войны: 06.1943;
Одержано побед: 1 (1 лично, 0 в группе).
Погиб: 09.11.1944
В приказе Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР «об исключении из списков Красной Армии офицерского состава…», указан как летчик 659 истребительного авиационного полка.
Летчик – младший лейтенант Костин Дмитрий Дмитриевич;
Дата рождения: 15.03.1921;
Место рождения: г. Вологда;
В Красной Армии: 17.08.1940;
На фронтах Отечественной войны: 01.06.1943;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 01.1945;
Одержано побед: 0 (0 лично, 0 в группе).
Летчик – младший лейтенант Руденко Михаил Михайлович;
Дата рождения: 08.09.1922;
Место рождения: станица Усть-Лабинская Краснодарского края;
В Красной Армии: 14.08.1941;
На фронтах Отечественной войны: 15.08.1943;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 29.07.1950;
Одержано побед: 6 (6 лично, 0 в группе).
Летчик – младший лейтенант Ядрышников Гиоргий Григорьевич;
Дата рождения: 1913;
Место рождения: г. Бийск Алтайский край;
В Красной Армии: 01.1943;
На фронтах Отечественной войны:
Одержано побед: 0 (0 лично, 0 в группе).
Погиб: 17.10.1944
Согласно Приказа Главного Управления Кадров Народного Комиссариата Обороны СССР №011 от 17.01.1945, об исключении из списков Красной Армии офицерского состава, указан как убитый во время пьянки.
Летчик – Лебедев Василий Григорьевич;
Дата рождения: 22.12.1921;
Место рождения: г. Москва;
В Красной Армии: 05.08.1940;
На фронтах Отечественной войны: 01.09.1943;
Период службы в 659 ИАП: с 17.12.1944 по 12.05.1945;
Одержано побед: 6 (6 лично, 0 в группе).
Источники:
1. Михайлов П. М. Сто ночей в горах Югославии. 1975 г.;
2. Сергиенко А. М. АГОН – авиационная группа особого назначения. – М.: Андреевский флаг, 1999 г.;
3. Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе: (Авиация дальнего действия в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.), 1991 г.;
4. Ефремов И. Вязниковец, спасший Тито // Владимирские ведомости, 2013 г.;
5. Корнилкова Е.С. «Небо Италии».
6. Алексей Лашков, кандидат исторических наук, доцент «Военно-техническая помощь советского союза движению сопротивления в Югославии в годы второй мировой войны», Журнал «Авиапанорама» № 6-2017, № 1-2018
7. Документальный фильм «Авиарейс длинной в 60 лет. Ромео из разведки» Режисер Георгий Ратушев, Производство студии «Крылья России» (2005 г.)
8. Обобщенный банк данных «Память народа», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Мемориал» – ЦАМО РФ;
Свидетельство о публикации №225122001855