Пушкин Онегин Открытое произведение
Преамбула
«Открытое произведение» — концепция, разработанная учёными многих стран, в основном с середины 60-х годов. Наиболее авторитетное завершение она получила в работе итальянского медиевиста, семиотика, теоретика постструктурализма и постмодернизма и писателя Умберто Эко «Открытое произведение» OPERA APERTA (1962) postmodernism.academic.ru
Суть концепции: открытое произведение не конструирует закрытый, самодостаточный в себе мир вымысла, а ставит перед читателем вопросы о своём смысле, предлагая или даже навязывая ему бесчисленную череду истолкований и категорически отвергая возможность однозначного своего понимания. postmodernism.academic.ru
Эко предложил концепцию для осмысления опыта авангардной литературы и всего искусства в целом, отражающего, по его мнению, двусмысленность человеческого бытия в настоящее время. postmodernism.academic.ru
Некоторые примеры открытых произведений:
• Роман Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Автор предусмотрел три финала, и читатель может выбрать, какой из них реализовать.
• Пьеса Пауля Пёртнера «Ножницы». В начале произведения происходит убийство, а служащие полиции должны его раскрыть. Зрители участвуют в «расследовании», в конце которого голосуют за один из финалов.
• Роман-игра Г. Гаррисона «Стань стальной крысой». Автор не предусмотрел сюжет, а роман разбит на пронумерованные фрагменты. Читатель может читать его с любого места и выбирать, к какому фрагменту перейти.
• «Хазарский словарь» М. Павича. Текст организован как гипертекст, то есть в нём достаточно разработанная система отсылок, а в предисловии автор указывает, что читать словарь можно как угодно — подряд, от конца к началу, по диагонали и вразброс. nsportal.ru
• Книга И. Кальвино «Незримые города». Произведение организовано по принципу гипертекста и состоит из пятидесяти пяти коротких рассказов о разных городах, которые якобы посетил Марко Поло по поручению Кубла-Хана. nsportal.ru
• Произведения С. Малларме, которые не завершены и требуют деятельного вмешательства зрителя в структуру произведения. fki.lgaki.info
• Сочинения Штокхаузена, Берио, Булеза, Пуссера. В них отсутствует установка на законченность и определённость сообщения, предлагается возможность различной музыкальной организации произведения, с активным включением в этот процесс исполнителя и даже слушателя. cyberleninka.ru
• Произведения Кафки. В них используются символы, которые открывают возможность для различных интерпретаций, при этом смысловые обертоны не даются однозначным образом. e-learning.tsu.ge
Некоторые особенности, которые делают произведение открытым:
• Многозначность информации. Даже при внешней завершённости произведение содержит бесконечное множество возможных прочтений. cyberleninka.ru
• Незавершённость повествования. Читатель включается в игру, предложенную автором, и имеет возможность «дописать» финал произведения по своему вкусу и желанию. урок.рф
• Аллегоричность. Изображение в образной форме отдельной идеи позволяет многопараметровое прочтение. proza.ru
• Символизм. Использование символа как сообщения о чём-то неопределённом, открытом для каждый раз новых реакций и осмыслений. proza.ru
• Работа в разных культурных дискурсах. Литературное пространство открыто для новых тем и сюжетов, а также художественных форм, так как автор живо отзывается на изменение окружающих социокультурных реалий. proza.ru
Удачнее всего оно определяется Умберто Эко как такое, чья поэтика доступна «для различных привнесений, конкретных творческих дополнений, a priori включая их в игру той структурной витальности, которой произведение обладает, даже не будучи законченным, и которая кажется действенной и убедительной даже с учетом самых разных развязок» витальности, которой произведение обладает, даже не будучи законченным, и которая кажется действенной и убедительной даже с учетом самых разных развязок»
(2)
Является ли роман в стихах Евгений Онегин открытым произведением по концепции У. Эко?
Мы хотели выбрать разные аспекты (параметры) открытого произведения из их обоймы:
- поэтика - кухня и процесс производства произведения
- завершенность (финал произведения)
- автор (адресант) – текст – читатель (адресат)
- исходный замысел и готовый продукт
ПО одному параметру модно сказать утвердительно - роман ЕО не был завершен ( но окончен или даже прикончен*) и потому остался открытым
Но остановимся (пока) на последнем … Замысел и Результат
Вот что написал об этом У.Эко:
«Мы понимаем «поэтику» в более классическом смысле: не как систему
ограничивающих правил (Ars Poetica как абсолютная норма), а как оперативную
программу, которую художник раз за разом себе намечает, как замысел произведения,
которым явно или подспудно руководствуется. Явно или подспудно: в действительности
исследование поэтики (а также история поэтики и, следовательно, история культуры с
точки зрения поэтики) основывается или на вполне однозначных заявлениях художника
(например, Art po;tique Верлена или предисловие к Пьеру и Жану Мопассана), или на
анализе структур произведения, таким образом, чтобы, постигая способ его создания,
прийти к определенному выводу о том, как автор хотел его создать. Следовательно, ясно, что в нашем значении понятие «поэтики» как проекта формирования или структурирования произведения охватывает и первую из двух приведенных :
исследование изначального замысла углубляется благодаря анализу окончательно сложившихся структур художественного произведения, воспринимаемых как свидетельство оперативного замысла, как его следы. При подобном методе исследования невозможно не замечать разницы между замыслом и результатом (в произведении сосуществуют первоначальный замысел и окончательный результат, даже если одно с другим не совпадает), и тут вновь заявляет о себе и то значение, которое вкладывал в этот термин Валери.»
Сосуществуют первоначальный замысел и окончательный результат …
Замысел Пушкина был таким: Демон и глава Хандра как начало сатиры нравов в основном шуточной. Демона Пушкин выпустил и, он, захандрив, явился Евгением (прищельцем с погоста или апостолом от Стерна) и ушел в «даль свободного романа»
Результат: Татьяна стала статуарной милой и верной моделью Идеала (так – я большой буквы у Пушкина!) верности. Евгений остался с носом (Гоголя) и окончательно падшим ангелом демониады. Пушкин женился, признав до свадьбы факт: ведьму замуж выдают
Татьяна – статуя Идеал верности… Это сатира?
(3)
Вывод
Роман (если он роман) ЕО – открытое в даль свободного искусства без границ Творение
Задумана одно
Получилось … невесть что – завершено но не окончено
Окно открыто … в Даль
И Таня – статуей в ПКиО в малиновом берете
И Женя – с береттой в кармане "сертука"
И Евгений – погибший в ьезумии и бегстве от тазика Медного всадника с головой
И Пушкин – с невестой Ташей и бесами воющими = ведьму замуж выдают …
Открыто
Entrez, s'il vous plait
Свидетельство о публикации №225122001872