Театр люцифера. люцифероцианский договор
I. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ПОЧЕМУ НЕТ ПРЯМЫХ УПОМИНАНИЙ?
1. Социальный статус: алхимики и маги (даже маргинальные) принадлежали к учёной, книжной культуре. Актёр (гистрион, шпильман) вплоть до позднего Возрождения — к культуре устной, площадной, «низкой». Соединять их в одном трактате было бы странно с социальной точки зрения.
2. Цель текстов: гримуары — это технические руководства по призыву духов. Алхимические трактаты — зашифрованные инструкции по трансмутации материи и духа. В них нет места рассуждениям о современных им театральных профессиях.
Однако, именно в этих текстах формируется язык и концепция «договора», «преображения» и «одержимости», которые позже будут наложены на актёра светскими писателями и романтиками.
II. АЛХИМИЯ: ДОГОВОР НЕ С ДЬЯВОЛОМ, А С ПРИРОДОЙ.
Для алхимика «Дьявол» часто — это символ первичного хаоса, тёмной и опасной стадии работы, «теневая» сторона материи.
1. Стадия Nigredo (Чернение) как «ад» и «смерть»:
Источник: трактаты, приписываемые Василию Валентину («Azoth»), Филалету («Introitus apertus»).
Суть: Первая стадия Великого Делания — это распад, гниение, «mortificatio» (умерщвление) исходного вещества. Алхимик должен погрузиться во тьму, в «massa confusa» (хаотическую массу). Духовно это означает смирение, уничтожение гордыни, встречу с собственной Тенью.
Параллель с актёром: чтобы создать роль, актёр должен «умертвить» свою повседневную личность, погрузиться в хаос эмоций, страхов и тёмных импульсов персонажа. Это добровольное схождение в ад собственной психики. Договор здесь — с самим собой, со своей тёмной природой. Риск — не выйти из nigredo, сойти с ума.
2. Фигура «Андрогина» и смена обличий:
Источник: «Rosarium Philosophorum» («Розарий философов», 1550) с гравюрами, изображающими смену пола и слияние противоположностей.
Суть: алхимический процесс — это воссоединение мужского и женского начал (Сера и Ртуть) в новую целостность. Оператор должен в себе совместить эти противоположности.
Параллель с актёром: актёр — профессиональный андрогин. Он постоянно меняет обличья, социальные роли, пол (в театре, где все роли играли мужчины), возраст. Он — мастер преодоления любых дуальных противопоставлений. Для оккультного мыслителя это признак высшего, магического владения природой.
III. ГРИМУАРЫ И «ЧЕРНОКНИЖИЕ»: ДОГОВОР КАК ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ И ТЕХНОЛОГИЯ.
Здесь договор формализован. Ключевые тексты: «Clavicula Salomonis» («Ключ Соломона»), «Lemegeton» (Малый Ключ Соломона, включая «Goetia»), «Grand Grimoire».
1. Суть договора в гримуарах:
Это не «продажа души» в романтическом смысле. Это юридически оформленный контракт на подряд.
Цель мага: получить от духа (демона, ангела, планетарного гения) конкретные услуги: знание, власть, богатство, любовь, невидимость.
Инструмент мага: не своя душа, а священные имена Бога (тетраграмматон), печати, круги, жертвоприношения, сложные ритуалы. Маг принуждает духа, выступая от имени Высших Сил.
Опасность: если маг ошибётся в ритуале, проявит страх или слабость, дух разорвёт его на части. Расплата — здесь и сейчас, физическая смерть или безумие.
2. Прямая параллель с актёром через ритуал:
Ритуал в гримуаре — это сценарий, где каждое слово, жест, костюм (мантия, корона), реквизит (жезл, кинжал) и декорация (магический круг) имеют значение.
Маг — это актёр, играющий роль всемогущего Царя Соломона или священника, чтобы убедить дух (и свою собственную психику) в своей власти.
Актёр на сцене — это маг, использующий текст (заклинание), костюм, грим (маску), жест, декорации, чтобы вызвать и подчинить себе дух зрительского восприятия, создать иллюзию реальности.
Вывод: оба — иллюзионисты, работающие с коллективным бессознательным через строгий ритуал. Опасность актёра (провал, освистание, потеря себя в роли) зеркалит опасность мага.
IV. КОНКРЕТНЫЕ ИМЕНА И ЦИТАТЫ: ГДЕ ПРОВОДЯТСЯ ПАРАЛЛЕЛИ?
1. Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский (1486-1535) в «De Occulta Philosophia» («Оккультной философии», 1533).
Книга I, Глава 70: рассуждает о силе воображения (imaginatio). Он пишет, что сильное воображение может не только излечивать тело, но и проецировать образы вовне, влияя на других людей и даже на материю. Это чистая магия.
Применимо к актёру: талант актёра — это сила imaginatio, достигающая такой интенсивности, что он «заражает» своим вымышленным образом сотни зрителей. Для современников Агриппы такая способность была погранична с колдовством (fascinatio).
2. Парацельс (1493-1541) и его учение о «Астральном теле» и «Иллиаструме».
Суть: человек может силой воли и воображения формировать из астральной материи «иллиастр» — энергетический двойник, способный действовать независимо. Также он писал о том, что сильные страсти (любовь, ненависть) могут порождать самостоятельные астральные сущности.
Применимо к актёру: убедительно сыгранный персонаж — это и есть своего рода «иллиастр», астральная сущность, созданная мощным воображением и волей актёра, которая вселяется в сознание зрителей. Актёр — творец живых призраков.
3. Джон Ди (1527-1609) и Эдвард Келли.
Контекст: их «Енохианская магия» — сложнейшая система вызова ангелов через скрижали, зеркала и глубокий транс медиума (Келли).
Применимо к актёру: Келли в роли медиума — это чистый пример «актёрской одержимости». Он впадал в транс и «озвучивал» ангелов, меняя голос, манеры. Он был актёром священного ритуала, его тело и голос становились проводником иных сущностей. Граница между духовным медиумом и одержимым актёром здесь исчезает.
V. ИТОГ: СИНТЕЗ ОБРАЗОВ К XVI ВЕКУ.
К концу эпохи Возрождения в умах оккультистов и просвещённых зрителей складывается мощный симбиоз образов:
1. Актёр как Алхимик: Его лаборатория — сцена, его prima materia — его собственная душа и тело. Через стадии nigredo, albedo и rubedo (страдание, форма, одухотворение) он совершает чудо трансмутации — превращает слова текста в живую плоть переживания.
2. Актёр как Маг-Гримуарник: он — владелец тайного знания (техники перевоплощения). Он проводит ритуал (спектакль) в специально подготовленном круге (сцене), используя заклинания (текст) и символы (костюм, жест), чтобы вызвать и подчинить духов (страсти зрителей).
3. Актёр как Медиум: он добровольно становится «чистым сосудом», в который вселяется дух персонажа. Это не его голос, не его эмоции.
Таким образом, хотя алхимики и не писали прямо «актёр продаёт душу дьяволу», они создали полный концептуальный инструментарий, чтобы описать его искусство как:
магическую операцию,
работу с тёмными силами природы и психики,
рискованную сделку с собственным «я» ради творения новой реальности.
Это и есть эзотерическая основа мифа о «люциферианском договоре» артиста. Финальную, романтическую точку в этом вопросе поставят не гримуары, а литература: легенда о Фаусте (где знание и могущество покупаются у Мефистофеля) и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда (где вечная молодость и успех куплены ценой души, а портрет выступает магическим «клеймом», фиксирующим расплату). Актёр станет главным героем этого сюжета...
О К-Б. ( декабрь 2025г.)
Свидетельство о публикации №225122001893