Шар шале

Пространство страницы требует перемен. В разделе «Перемена мест» до сих пор смешивал статику и динамику: сидел ли у окна, отправлялся ли в Африку – всё одно, лишь бы окна выстраивались чередой и дорога была размечена подробностями. Время идёт, дальнее отдаляется всё больше, а столы с зелёной лампой всё там же, у каждого окна, в домах, которые становятся местом постоянного или временного проживания. Лампа воображаемая, и столы как острова, на которых надо обитать в ожидании паруса вдали. Жаль, нет рядом бильярда, но если включить зелёную лампу, появится и зелёное сукно, останется отправить шар в лузу. Столы и окна требую особого места на странице. С шара начну, полагая достичь цели. О, сколько нам открытий чудных…

С простыми словами образуются сложные ситуации. Оказывается, слово «шар», присутствуя в русском языке с конца XI века, исходно значило «цвет, краска» и до XVIII века использовалось именно в этом значении. А на географической карте присутствуют проливы именуемые с участием сего трёхбуквенного, например, Маточкин Шар. Выясняется, что на иврите «шаар» означает «ворота». Стало быть, голубой шар планеты Земля можно считать воротами. Что за ними, куда ведёт дорога?

На самом деле шар случайно попал в лузу (так и бывало чаще всего в давние времена когда брал в руки кий), а отправило в путь «шале».

Завершилась эпоха, в которой лето за летом проводил в служебном строении на две комнаты. Хозяева покинули трёхэтажное кирпичное здание рядом, доверив присматривать за территорией. Домик, в котором уютно обустроился, стал называть шале.

Появились новые хозяева. Шале переместилось на территорию памяти, там не фото и полотна, а голограммы.  В памяти шале не плоское, объёмное. Устраиваюсь за большим столом у окна, продолжаю выяснять отношения со словами.

Слово «шале» происходит от французского chalet, которое, в свою очередь, происходит от праиндоевропейского *cala — «защищённое место». В горах Швейцарии шале — сельский домик; в других странах – небольшой загородный дом, дача. Место защищённое своей незначительностью, провинциальностью, удалённостью от суеты мирской.

Суета множит слова… шалый, шалаш, шалопай, шалость, шарить… у последнего два значения — «нащупывать» и «хорошо разбираться в чём-то». Шалопай — повеса, негодяй, лентяй — три значения, из них в шале присутствует последнее, прячется, как пацан в шалаше.

Учреждаю шале там, где нахожусь в относительном одиночестве, позволяющем читать и сочинять невесть что, оставляя следы на бумаге и на экранных образах листа. Так и сейчас – в доме тихо, за всё неподвижно, снег слегка припорошил крыши, голые ветви каштана фонтаном в небо штрихуют серую стену дома по ту сторону забора…

Статичность, одиночество, подробности за окном, слова и образы проступают, время присутствует во всём, смешивается прошлое и будущее в прозрачной ёмкости настоящего.

Годится. Учреждаю раздел «Шале», извлекаю в него статику, оставляя перемещения в «Перемене мест». Шале там, где время застывает, обращается шаром планеты жизни, воротами во время и пространство, за воротами штрихи строк уходят вдаль шпалами, тенями деревьев вдоль дороги.

Прописку в новом разделе получают:

04.01.2012  Клетка для попугая
   квартира в центре Клайпеды

26.01.2013  Рамка дня
   пустой трёхэтажный дом

27.01.2013  Контуры дома
   несколько строк, эскиз

05.01.2025  Конструкция с бабочками
   шале, которого больше нет

06.01.2025  Четвёртое окно
   гобелен на стене и подсмотренное в окне дома на высоком берегу острова

http://proza.ru/avtor/miage&book=44#44


Рецензии