Ответы на вопросы корреспондента газеты Сургутские
Интерес ко всему живому я испытывала всегда, сколько себя помню- жуки, травинки, лошадки. Всё это рисовалось в несметном количестве – родители только успевали покупать мне блокноты. Потом – школа, любимый урок, конечно, биология, любимая учительница Галина Григорьевна Осипова. Она заметила во мне эту «жилку», поддержала. Параллельно ходили с подругой на станцию юннатов, которая в те времена кочевала из пришкольной теплицы в аварийное здание вспомогательной школы. Почти каждый день бежали на станцию кормить зверьё. Художку, которая тогда размещалась в 9 школе (ныне ЕНЛ), тоже не забывала. Эти мои увлечения всегда шли рука об руку – станция поставляла бесконечное количество живых моделей для моих картин и набросков, а разношерстные её обитатели вдохновляли совершенствовать своё мастерство. Людмила Александровна Горда-директор первой художественной школы, советовала мне продолжить художественное образование, но на этой развилке после окончания школы я выбрала науку – горячо мечтала стать биологом. Видимо, сказались станционные поездки в Юганский заповедник, близкое знакомство с представителями этой загадочной профессии, желание изучать, наблюдать, анализировать пересилило страсть к рисованию. Дома в те времена, несмотря на тесноту, уже жили рыбки, попугаи, хомяки.
В итоге, к своему великому разочарованию, на биолога я не поступила, зато поступила на новый тогда факультет в Тобольском зооветтехникуме на специальность «зооветтехник-организатор». Подразумевалось, что выпускники поедут в российские деревни поднимать сельское хозяйство. Мне уже было всё равно, главное – про животных. Тут то я и начала осознавать, что помогать животным, лечить их гораздо интересней чем просто рисовать и изучать. После техникума я поступаю в Омский ветеринарный институт, получаю красный диплом. Сомнений больше не осталось – моё призвание - ветеринария! Работа в частной и государственной клинике, работа ветеринарным инспектором и заместителем начальника ветуправления – сделав круг, я вернулась на любимую станцию юннатов, где теперь совмещаю и ветеринарную и образовательную деятельность, а ещё – продолжаю рисовать животных!
Есть такая игра, где надо рассказать о каком-то предмете или явлении не называя его. Как бы вы рассказали о своей профессии в этой игре?
Он носит белый халат, но спасает не человека, а человечество. Его пациенты никогда ни на что не жалуются и не рассказывают о своих болезнях. Он должен знать всё или почти всё, предсказывать будущее, лечить по фотографии, обладать незаурядными способностями по укрощению любого животного, читать мысли, видеть на расстоянии, исцелять наложением рук и толковать сны. Шутка)
Кто ваши обычные пациенты, кто приходит на прием чаще всего? С кем труднее сладить – с кошками или собаками?
Ветеринар – это прежде всего работа с людьми, вот с ними иной раз бывает трудно сладить. Нужна степень по психологии не ниже бакалавриата) Животные более предсказуемы в этом отношении. С годами я вышла на специализацию по реабилитации. Поэтому, чаще всего мои пациенты – кошки и собаки с непростой судьбой. Собаки более осознанные, больше доверяют и слушаются хозяина, у кошек больше инстинктов, эмоций, которые они часто не могут контролировать. А стало быть, подход должен быть к ним разный.
Кто был самым необычным/экзотичным пациентом?
Работая, по сути, в зоопарке, хоть и в небольшом, с мелкой экзотикой я сталкивалась всегда. Опять же, смотря кого считать экзотикой. Попугаи, рептилии, грызуны – относительно частые пациенты. За ними идут лисы, обезьяны, дикие кошачьи и птицы, но это уже гораздо реже. Только если на станции в какой-то момент нет штатного ветеринара. К слову сказать, юннатские животные болеют редко и живут долго – сказывается правильное питание и грамотный уход. Во времена, когда в городе не было специалистов по экзотам приходилось принимать всех подряд. В нулевых, например, в нашем городе часто гастролировали полулегальные цирки-зоопарки, в которых условия содержания для животных оставляли желать лучшего. Поэтому, случались вызова к медведям, тиграм, ослам и верблюдам. Залечивала абсцесс на подбородке от неправильно подобранного намордника у двухгодовалого мишки, боролась с пробелами в знаниях дрессировщиков диких животных. Трудно, помню, было убедить человека, исполнявшего в таком цирке роль кассира, жонглёра, гимнаста и укротителя в важности правильной диеты, витаминов и прогулок для его подопечных. Он настойчиво требовал от меня чудодейственную «мась» от залысин у своего верблюда и не желал ничего слушать. Если верблюд имел хоть какой-то моцион прогуливаясь по коридорам кинотеатра «Авроры», то тигр томился в крошечной клетке полтора на два метра. Как тут не заболеть? Радует, что в нынешнем мире такое уже вряд ли кто допустит. Сейчас я стараюсь перенаправить экзотических пациентов к узким специалистам - очень много нюансов в их лечении, много новых методик, препаратов, которые я могу не знать.
Говорят, что мода иметь необычных на вид животных довела селекцию до того, что многие декоративные породы – это собрание различных патологий и болезней. Что вы об этом думаете?
Это вопрос животрепещущий. Работая в реабилитации, я часто сталкиваюсь с такими инвалидами с детства: сросшиеся позвонки, суженые ноздри, дисплазия головного мозга, короткий нос, аутоиммунные заболевания – это ещё далеко не весь список проблем у породистых животных. Люди всегда любили что-то экстремальное – самое маленькое, самое большое, самое лысое, самое милое, самое короткомордое и вислозадое. Реализация своих амбиций через животных не всегда приносит пользу для каждой отдельной породы. Сегодня постепенно приходит осознание и в ряде стран кинологические организации уже запрещают разведение скотиш-фолдов, французских и английских бульдогов, кавалер-кинг-чарльз-спаниелей. Под вопросом экстремальные варианты немецкой овчарки и американского булли. Среди беспородных собак и кошек наследственных заболеваний на порядок меньше, но и они нет-нет, да подцепят какой-нибудь «битый» ген. Несмотря на своё ущербное здоровье, эти животные остаются любимцами и членами семьи. Да, работы у меня хватает, к сожалению.
Ваше мнение специалиста о том, что многие не стерилизуют животных для их здоровья, давая возможность производить потомство, которое потом пополняет ряды бездомышей. Развейте или подтвердите этот миф/не миф
Каждому ветеринару рано или поздно задают этот вопрос). Для меня эта тема неоднозначная. В каждом отдельном случае мы решаем вопрос индивидуально. Всё зависит от возраста, породы, темперамента, племенной ценности, образа жизни и питания. Человек далеко ушёл от своего первобытного существования, переселился в тесные города, окружил себя комфортом, научился делать питательные корма, обильно кормить и баловать животных, жизнь которых раньше всегда была на грани выживания. Однако, представления и понятия об удовлетворении естественных потребностях любимцев остались старые. Пища, тепло, отсутствие изнуряющих нагрузок побуждают половую систему кошек и собак проявлять высокий уровень активности. Причём, рождение потомства в первую очередь приносит здоровье именно половой системе в ущерб другим органам и системам. Она крепнет, синхронизируется и готова проявить весь свой немалый потенциал. Поэтому, однократное рождение потомства «для здоровья» приносит больше проблем чем пользы. Животное теряет свой здоровый вид, течки становятся чаще и настойчивее, ложные щенности и отсутствие вязок приводит к гинекологическим проблемам, простатитам, онкологии. В связи с этим напрашивается несколько выходов из этого положения: побуждать вести животное исключительно активный образ жизни без перекормов, постоянно вязать свое животное в щадящем режиме ( суку и кошку раз в год, кобеля и кота ежемесячно как минимум), регулярно пичкать любимца небезвредными гормональными препаратами и, наконец, стерилизовать (кастрировать). Как видите, здесь нет варианта «один раз и всё». Это, к сожалению, так не работает. Мало кто готов быть постоянно в движении-заниматься службой, спортом, ходить на охоту и не баловать животинку. Вариант с постоянными вязками, это понятно, будет иметь известные последствия. Гормональные препараты – таблетки и инъекции влекут за собой необратимые изменения в организме. Что остаётся? И это я ещё не упоминала территориальные и доминантные претензии интактных животных. Поэтому, чаще всего кастрируем и стерилизуем (это устоявшееся, но неверное название операции), главное, правильно высчитать благоприятный для этого период и заручится мастерством опытного хирурга. Тогда из кота получится котик, а из кобеля – пёсик)
Как находите общий язык с больными, которые не умеют говорить? И с кем проще общаться? С животными или с хозяевами?
Выше я уже коснулась этого вопроса. Мне с животными проще, чем с людьми -они не дают «ложных показаний», не умеют притворяться, всегда честны и откровенны – если болит, то обязательно покажут, хоть краем глаза, но «сдадут себя». Когда ко мне приходят на прием с животным, то я прошу хозяина сначала ничего не рассказывать, а полагаюсь на свои ощущения - важно всё – поза, взгляд, эмоции, внешний вид, походка, и даже, запах от кошки или собаки. Потом уже анамнез, температура, пальпация, слизистые – всё по заведённому ветеринарному протоколу, далее уже сверяю все «показания». Трудно иногда распутать клубок и ответить на вопрос «Кто виноват и что теперь делать?» Чувствую себя иногда следователем на допросе) Людей тоже, тем ни менее, надо любить, они это чувствуют. Если мне ученик заявляет, что не любит людей и поэтому пойдёт в ветеринары, то потрачу силы и время чтобы убедить его не совершать эту ошибку.
Учитывая специфичность ваших больных, бывало, что пациенты вас кусали? Как справляетесь с агрессивными животными?
За годы работы я научилась не допускать ситуаций, в которых бы страдали я, владельцы животных, сами животные, ученики. Отработала безопасные методы и подходы. Не с дикими же животными, в конце концов работаем. Важен внутренний настрой, отсутствие спешки, нервозности, трезвая оценка реальных возможностей. Покусы и травмы, в моём представлении - последствия неуважительного, поспешного, самонадеянного отношения к зверю. Мой девиз: со всеми можно договориться, ко всем можно найти подход. Поговорил, погладил, отвлек. На совсем крайний случай, когда на прием приводят полудиких кошек и собак – парий, в зоопарке всегда под рукой есть средства работы с ними – покрывала, сачки, клетки. Безопасность превыше всего! Да, кусали, не без этого, но я очень быстро училась)
Современный ветеринар он какой? Напишите его словесный портрет, начиная с внешнего вида и заканчивая навыками.
Есть у меня такая тема, которую разбираем с моими учениками: «Кто такой ветеринарный врач»? Вопрос простой и одновременно сложный. Простой потому, что кажется – ничего сложного. Все помнят с детства привитый образ доктора Айболита, сидящего под деревом. Участливый, добрый, безотказный, способный и лапку зайчику пришить, и поехать на край Земли спасать бегемотиков. Однако в жизни этот стереотип не работает. Реальный ветеринар - врач хорошо знающий в первую очередь свою специализацию, умеющий выстраивать личные границы, не поддаваться на манипуляции. Он знает себе цену, спокойный и рассудительный. Ветеринар – помогающая профессия, которая так или иначе может привести человека к выгоранию, личностному кризису, депрессии. К сожалению, вижу много таких примеров среди коллег. Долголетие в этой профессии – редкость. Недосып, фрустрация, чувство вины и разочарование в людях. Современный ветеринар это не только про его умение и навыки, это про психологический настрой, отношение к жизни, расстановку приоритетов. Сейчас много профессий которые потеснил искусственный интеллект. Ветеринария – не исключение. Но радует, что ИИ ещё долго не сможет заменить опытный взгляд врача, его руки, его сопереживание пациенту. Современный врач должен научится не боятся ИИ, а обязан взять его в союзники. И, конечно, в постоянно ускоряющемся мире придется постоянно учиться, каждый день.
Вы ведь, помимо того, что лечите животных ещё их и рисуете. Как вышло, искусство художника-анималиста пришло в вашу жизнь?
Я уже частично касалась этой темы. Анималистика в моей жизни первична, она тоже переживала и взлёты, и падения. Но, всегда была со мной то тлея как огонёк свечи, то вспыхивая ярким пламенем. Был период, когда я решила «не заниматься больше этой ерундой», но, мой учитель с которым мы поддерживали отношения ещё со времён худложки до самого ее ухода, Валентина Яковлевна Паренько убедила продолжать рисовать. И я продолжила – брала заказы, обзавелась собственной маленькой студией, где по сей день мы собираемся с единомышленниками чтобы творить. В нулевых мы с братом запустили первый международный виртуальный клуб художников-анималистов, который ещё до ВК и ФБ объединил больше сотни таких как я - отчаянных любителей изображать братьев наших меньших со всего мира. Это помогло многим найти своих издателей, заказчиков, друзей. Я же, благодаря клубу, вступила в творческий союз и впервые выставилась в Москве.
Расскажите о своих работах - кого пишите, кто или что вдохновляет, в какой технике работаете. Есть ли них самые любимые работы и где их можно увидеть?
«Переразвитое хобби» - как я называю своё рисование. Всегда немного завидую «настоящим художникам», для которых живопись – основная профессия. Я же творю урывками, использую любую возможность и выкраиваю время на это занятие. Ведь кроме лечения животных я преподаю, да и семья у меня не маленькая) Но «подсела», надо признать, на это крепко. Обожаю тот момент, когда на холсте вдруг вспыхивают живые звериные глаза. Это моя отдушина, моя психологическая разгрузка и мой антидепрессант. Пусть не так много, но ежегодно у меня появляются новые картины, ставлю себе новые планки – сначала просто графические портретики кошек и лошадей, потом - маслом и в полный рост, потом большие форматы, потом – пейзажи, сюжетные триптихи, портреты людей. Вдохновляют меня мои пациенты, дикие животные, живущие в центрах спасения, обитатели нашего минизоопарка. Благодарна людям, которые во всём меня поддерживают, подхваливают – это так всегда необходимо любому творцу. Участвую ежегодно в городских выставках и проектах, из крупных событий за последнее время -персональная выставка в Сургутском художественном музее. Да, есть любимые работы – парочка пастельных щенков добермана в память о моём щенке Кае, «Крыса-мать», «Лошади. Мама и дочка», пастельный триптих «Лоси. Нежданный гость», который был передан в фонды музея. Работы украшают мою студию, холлы эколого-биологического центра, мой рабочий кабинет. Сейчас я традиционно в режиме дедлайна готовлю сюрприз для друзей - авторский календарик с животным года, а совсем скоро в галерее «Стерх» открывается новая выставка о Югре, там будут и мои работы.
Не могу не спросить – есть ли у вас домашние питомцы? Если да, то расскажите о них. Питомцы у меня жили всегда – рыбки, говорящий попугай, хомяки, щенки. Очень долго жил в нашей семье кот Сёма в типе «сургутской бирмы». Очень ласковый и неприхотливый, вырастил троих детей, но, по возрасту уже давно нас покинул. Сейчас из-за семейных обстоятельств мы пока не можем никого завести, хотя дети настойчиво просят меня об этом. Я же боюсь, что не смогу уделять любимцу достаточно внимания, мой темп жизни и моя привычка (воспитанная годами) видеть в животных только болезни мешает в обычной жизни. В юности я пережила тяжелые моменты потери любимого существа, поэтому приобрела определенный комплекс по этому поводу.
Пожелания сургутянам и их четвероногим, пернатым и другим питомцам в наступающем 2026 году
Моя большая мечта - чтобы все животные как можно быстрее выздоровели, и я смогла посветить всё свое время творчеству) Поэтому, в наступающем году я желаю всем без исключения здоровья и приложу все свои силы чтобы помочь в этом хотя бы некоторым четверолапым. Ещё желаю всем никогда не падать духом и окружать себя только тем и теми, кто будет приносить радость!
Ну и вдруг я что-то не спросила по незнанию, а хотелось бы рассказать
Рассказать ещё можно было о многом – об увлечении Китаем, о том, как я пришла к реабилитации, о своей мечте про большой центр реабилитации для животных в Сургуте, о стихах и написании книги, о моих пациента и учениках. Но я понимаю, что формат газеты ограничен. Я уже, итак, мне кажется, увлеклась. Поэтому, как-нибудь в следующий раз)
Благодарю редакцию газеты и Марину за предоставленную возможность рассказать о своей скромной персоне)
Свидетельство о публикации №225122002050