Смерть на ярцевской фабрике часть 2

Ярцевская бумагопрядильная фабрика была построена в 1873 году. Её основателем был - Алексей Иванович Хлудов.

23 января 1882 года в пятиэтажном корпусе случился пожар в прядильном отделении во время разборки хлопка и спуска его сверху по специальным деревянным трубам. Густой едкий дым от горевшего хлопка наполнил весь корпус и повалил из окон. Рабочих не выпустили с фабричного двора. Вместо немедленной эвакуации работников, директором было принято решение запереть уставших после смены прядильщиков внутри здания, чтобы все силы были брошены на тушение имущества. Сохранность фабрики была для руководства важнее человеческих жизней, ведь даже сторожи снаружи отгоняли прибежавших с округи жителей, которые пытались помочь заточенным работникам.
Бесчеловечное решение обрекло сотни людей на гибель. Зарево пожара на 10 верст вокруг осветило окрестности, а от громадного пятиэтажного корпуса остались лишь одни каменные стены. После этой трагедии осталось семь возов трупов. К сожалению, за гибель людей никто не был наказан. Алексей Иванович быстро ликвидировал последствия пожара, и 23 марта 1883 года станки вновь заработали.

Как всё происходило? Попробуем разобраться на основании источников тех лет…

Ярцево 24 января. В ночь с 23 на 24 января фабрика товарищества Ярцевской мануфактуры сгорела. Главный пятиэтажный корпус сделался добычей пламени, остались одни стены, местами треснувшие и обрушившиеся.

Пожар начался около 6 часов вечера в трепальном и сортировочном отделении, где постоянна, сосредоточена огромная партия необработанного хлопка. Трепальное отделение изолировано брондмауерами, которые всё таки не отвратили печальной катастрофы. Директор фабрики англичанин, предполагая скоро потушить пожар, приказал запереть входные двери и не выпускать рабочих вновь из фабрики. Весть о предстоящей опасности быстро распространилась между рабочими, которые бросив работу, устремились к выходам. Давка и толкотня! Огонь между тем проник из второго этажа в третий и стал пробиваться в окна наружу. Двери наконец были отварены и рабочие массами хлынули вон. Кто падал, тех топтали ногами, иных масса выносила вон на плечах, а иные не добравшись до выхода, прыгали из окон второго и третьего этажей, ломая при этом себе руки и ноги. Две беременных женщины и около десятка детей раздавлены напором толпы у самого выхода. Несколько искалеченных рабочих отправлены в больницу. Сколько людей сделалось жертвой огня, теперь ещё нельзя определить, все – и рабочие и администрация точно в угаре.

В 10 часов вечера всё огромное здание было объято пламенем. Зарево пожара на десять вёрст осветило окрестности, так что в трёх вёрстах от места катастрофы свободно можно было читать рукопись.

В пять часов утра сегодня пожар утих, хотя внутри здания что-то тлеет и дымится. Все дорогие заграничной работы станки и машины лежат бесформенными грудами в нижнем этаже, а под ними может быть находятся и трупы несчастных захваченных огнём. Жалкий вид представляет сегодня фабрика. Рабочие, захватив на плечи свои пожитки, расходятся по деревням. Всем дают полный расчёт.


Рецензии