Красный диплом как красная тряпка

Яркие надежды

Ну, с Богом,— мысленно благословила себя Элла и решительно переступила порог офиса. «А чего я боюсь? В сумочке — красный диплом экономического факультета, в голове — свежие знания, правда, не закреплённые ещё практикой, но это дело наживное».

Костюм выбирала долго и очень придирчиво. Перемерила все вещи в шкафу и остановилась на строгой брючной двойке. Бабушка всегда говорила: «По одёжке встречают».

Будущие коллеги лишь хмыкнули в ответ на её лучезарную улыбку. Слегка озадаченная, Элла поспешила наладить деловое знакомство.

Знакомство с реальностью

Руководитель отдела — рано полысевший мужчина лет сорока — нехотя приподнялся из массивного офисного кресла, продемонстрировал пивной живот, замаскированный удлинённым полувером, и затёртые секондхендовские джинсы. Затем поскрёб безволосую макушку, окинул будущую подчинённую придирчивым взглядом, хмыкнул и строго уточнил:

— Значит, молодой специалист?

— Да,— несмело кивнула она.

Начальник пошарил в ворохе бумаг, беспорядочно наваленных на рабочей поверхности размером с бильярдный стол. Нашёл наконец нужный листок и, прищурившись, прочитал:

 — Так, Элла Константиновна, значит…


«Угу»,— снова согласилась она.

 — Значит, будем работать.

Руководитель ещё раз внимательно оглядел Эллу с ног до головы и добавил:


 — Пойдёмте. Подыщем для вас рабочее место.

Рабочим местом оказался крохотный столик у двери, обшарпанный многочисленными локтями предшественников. Элла покорно кивнула, поставила сумочку, из которой извлекла безусловное подтверждение полученных недавно знаний. Лысеющий отмахнулся от пяти лет напряжённых усилий Эллы.

 — Так,— продолжил начальник,— фронт работ уточнишь у Зинаиды Людмиловны,— указал он локтем в сторону соседнего столика.

Элла решила, что ослышалась, и испуганно глянула в направлении локтя.

 — Ну что смотришь?— рявкнула тучная тётка неопределённого возраста с копной крашеных рыжих волос.— Вот документы: бери, анализируй и делай выводы.

Крашеная сунула стопку только что вышедших из ксерокса бумаг. Элла вернула их назад в конце дня с кучей пометок. Зинаида Людмиловна, не отрываясь от карманного зеркальца, отложила стопку в сторону со словами:

 — Потом посмотрю.

И добавила:

 — Завтра получишь новое задание.

«Наверное, так принято»,— подумала вчерашняя студентка.

 День за днём: одно и то же

Утром Элла получила в точности тот же самый набор документов.

— Но ведь я вроде вчера то же самое делала.

— Я не поняла,— даже привстала и приосанилась Зинаида Людмиловна.— Это что за самоуправство? Ты здесь свои порядки устанавливать собралась?

— Не-е-ет,— испугавшись, проблеяла Элла.

 — Ну вот и не «некай». Работай.

Точка кипения

Следующий трудовой день явил повторение пройденного. Молодая специалистка с тупой безропотностью машинально отбарабанила надоевшую писанину. Сделав глубокий вдох, она выдохнула про себя: «Ну всё, хватит, надоело».

Не глядя на изумлённых, ошарашенных коллег, Элла прошагала в кабинет начальника. Тот не удивился, радостно сверкнул глазами и блестящей лысиной, указал на ближний стул.

Решимость Эллы испарилась так же внезапно, как и началась.

— Я бы хотела… А, ну чтобы…

— Поконкретней, пожалуйста, Элла Константиновна.

— Ну, это как бы вам сказать… Мне бы работу.

— Ах, вам работу!— игриво продолжил начальник.— Приходите сегодня вечером ко мне. Обсудим детали за чашечкой… или как-нибудь ещё. Запишите;ка адресок.

Элла почувствовала, как кровь отхлынула от лица. Ручка выпала из пальцев. Хотела выплюнуть какую-нибудь грубость, но сдержалась и только недовольно пробубнила:

— Нет уж, извините. Я, пожалуй, пойду работать.

— Ну как хотите, ну как хотите,— усмехнулся вслед ей начальник.

 Финальный аккорд

Утро ничего хорошего не предвещало. Пока Элла ждала распоряжений, неожиданно появился руководитель и, не глядя на неё, принялся отчитывать коллегу:


— Уважаемая Зинаида Людмиловна, доложите-ка мне, чем занимается наша новая сотрудница?

Та с готовностью отрапортовала:

— Элла Константиновна совершенно не справляется со своей работой и не учится на своих ошибках.

— Ой-ой-ой,— деланно запричитал начальник.— Вот таких образованных специалистов мы получаем теперь после пяти лет учёбы. Как вам, Элла Константиновна, удалось закончить вуз?

Элла удивлённо захлопала ресницами:

— Как? Но я ведь вам показывала, у меня же красный диплом!

— Купленный,— угодливо подсказала Зинаида Людмиловна.

— Не стану утверждать,— уклончиво поддержал начальник,— ну уж наверняка не отличной учёбой заработанный.

У Эллы на глаза навернулись слёзы, но она сдержалась.

— А вы, Зинаида Людмиловна, построже с новой сотрудницей. Нам нужны настоящие специалисты,— продолжил начальник.

Он взглянул на Эллу с презрительной усмешкой:

— Давайте, голубушка, уж как;нибудь втягивайтесь в работу, если, конечно, намерены у нас остаться.

Начальник удалился в свой кабинет. Элла получила очередную порцию надоевшего задания, и, судя по всему, никому не нужного. Однако вместо того чтобы углубиться в очередной раз в бумаги, она взяла чистый лист и красивым почерком отличницы вывела: «Прошу уволить по собственному желанию» — и уверенно направилась к адресату.

Зинаида Людмиловна, отвлёкшись от телефонного диалога, недобро зыркнула на молодую коллегу и прокомментировала её очевидное намерение коротким:

— Ну-ну.

Начальник брезгливо поморщился, но листочек взял:


— М-да, Элла Константиновна, в вашем возрасте и такая наивность. До карьеры вы дослужитесь, пожалуй, только во сне. Даю шанс передумать.

— Конечно, до умудрённых коллег мне далеко. Но попытаюсь справиться. Полагаю, у меня всё впереди. Спасибо, Юрий Дементьевич, вы даёте замечательные уроки, — Элла впервые назвала начальника по имени…


Рецензии