Гипотеза

Как известно, продолжительность жизни мужчин во всём мире меньше чем продолжительность жизни женщин. Известно-то это всем, но никто не знает почему. Чем только ни пытались это объяснить - и пьянством, и питанием, и расходом физической энергии и бог знает, чем ещё, но все эти объяснения не выдерживают критики, если сравнивать образ жизни мужчин в разных странах и у разных народов. Между тем, везде, на большую или меньшую величину, но продолжительность жизни мужчин меньше. В среднем по миру в 2021 году средняя продолжительность жизни женщин составляла 73 года, а мужчин 68 лет. То есть, на 5 лет меньше. И в самых разных странах, в самых разных условиях и степени развития и благосостояния общая средняя продолжительность жизни значительно отличается, но разница в продолжительности жизни мужчин и женщин довольно близка. Например, во Франции средняя продолжительность жизни женщин 85 лет, а мужчин 79 лет. Разница 6 лет. А в Мозамбике у женщин всего 62 года, а у мужчин 56. Разница те же 6 лет. Конечно, не везде именно 6. В Австрии 5, в Австралии 4, в Грузии 10, а в Индии всего 3,5. Но факт тот, что везде мужчины живут меньше.
Я предполагаю, что истинная причина этого связана с механизмом регулирования нужного соотношения полов в популяции.
Поясню.
В каждой популяции должен быть и существует механизм регулировки оптимального соотношения полов. Например, у людей мужчин должно быть приблизительно столько же, сколько и женщин. Если бы не было механизма автоматического регулирования, то из-за случайных рассогласований (скажем, войны, где гибнут мужчины, или какие-то болезни, которыми болеют только мужчины или только женщины) популяция могла бы прийти к катастрофе. Между тем, после всех этих рассогласований нужное соотношение полов постепенно выравнивается, что постоянно наблюдается на протяжении тысячелетий. То есть система автоматического регулирования работает.
На каком же принципе она может действовать?
Очень давно, кажется в 1965 году, в журнале “Наука и жизнь” была замечательная статья Геодакяна “Мальчик или девочка”. Сам Геодокян, насколько я понял, не медик и не биолог, а кибернетик. Но может быть не случайно именно кибернетик, представитель мира техники, где создают сложные системы, а не эмпирически пытаются разобраться в сложнейшем человеческом организме, понял, как устроен механизм автоматического регулирования выравнивания полов. Он предположил и очень убедительно доказал, с опорой на статистику, что в качестве исходной информации (позволяющей определить - кого же нехватает, мужчин или женщин?) в этой системе используется тот факт, как часто мужчина вступает в половые сношения. Если очень часто - значит мужчин меньше чем женщин, и повышается вероятность рождения мальчика. Если редко - нехватает женщин, и повышается вероятность рождения девочки. Но это повышение вероятности не может быть большим. Люди с техническим образованием прекрасно знают, что есть критерии устойчивости систем автоматического регулирования (например, критерий Найквиста). При слишком малом коэффициенте обратной связи система выравнивается очень медленно, но при слишком большом она теряет устойчивость. Можно пояснить это, скажем, на примере автопилота. Если самолет отклонился от заданной высоты несколько вниз, а автопилот слишком сильно отклонит рули высоты, чтобы выправить положение - самолет слишком резко взмоет вверх. Автопилот ещё сильнее отклонит рули в обратную сторону. Самолёт нырнёт ещё глубже и т. д., пока не опрокинется. Так вот, природа не может допустить “опрокидывания” в системе автоматического регулирования соотношения полов, лучше, чтобы нужное соотношение выравнивалось хотя и медленно, но надёжно. Поэтому вероятность рождения ребенка “недостающего” пола повышается очень ненамного, может быть всего на несколько процентов.
Но вот чего Геодакян не писал, и, судя по одной его более поздней публикации, принципиально не понимает - это как реализуется в человеческом организме исходная информация (частота половых сношений мужчины). Каким образом она приводит к повышению вероятности рождения ребёнка нужного пола.
На этот счёт у меня есть гипотеза.
Как известно, мужские клетки содержат X и Y хромосомы, женские же две X хромосомы. Так вот, для того, чтобы выравнивать соотношение полов, природой предусмотрено, что организмы, имеющие Y хромосомы, несколько энергичнее, но имеют несколько меньшую продолжительность жизни (когда я говорю “природой предусмотрено”, то имею в виду, что имеется соответствующая генетическая информация, или программа). Поэтому, когда мужчина часто вступает в сношения, в его семени равное количество сперматозоидов с X и Y хромосомой. Но, так как сперматозоиды с Y хромосомой несколько энергичнее, вероятность того, что именно один из них оплодотворит яйцеклетку, несколько выше. И, соответственно, выше вероятность рождения мальчика. Если же мужчина долго не вступал в сношения, в его семенниках накапливается много сперматозоидов, выработанных за это время, причём часть сперматозоидов с Y хромосомой, вследствие меньшей продолжительности жизни, уже погибла. Поэтому при сношении процент сперматозоидов с X хромосомой несколько выше. Так как разница в энергии сперматозоидов с X хромосомой и с Y хромосомой не так уж велика, то при существенном численном превосходстве сперматозоидов с X хромосомой повышается вероятность, что яйцеклетку оплодотворит сперматозоид с X хромосомой и родится девочка.
Побочным результатом вот этой необходимой для регулировки соотношения полов генетической программы и является то, что мужчины живут меньше, поскольку их клетки содержат Y хромосомы. Кстати, и обладают большей силой и энергией.
Наверное, эту гипотезу можно проверить, исследовав количество сперматозоидов с X и Y хромосомами при частых и редких сношениях. Правда трудность тут будет в том, что нужно будет точно пересчитать и определить ВСЕ сперматозоиды выделяющиеся при сношении, а их ведь каждый раз может быть свыше ста миллионов, причём в разной степени сохранности и подвижности, а искомая разница может составлять всего лишь несколько п


Рецензии