Повесть Лунное ожерелье - 3 Девятая глава
В то время, когда Иван Алексеевич находился на острове Эльтурос в Атлантическом океане, его сын, Иван Иванович, наконец дождался ответа по поводу покупки яхты от знакомых капитана Олега Николаевича. Ему позвонили из Севастополя сегодня утром. Он не находил себе места и был взволнован предстоящим приобретением долгожданной яхты. Целый день он провёл в беспокойстве, собираясь ехать за покупкой. Его друг, с которым он осваивал морское дело и с которым каждое лето ездил в Севастополь в яхт-клуб, последние полгода не жил в городе: он женился и уехал в Москву, где нашёл работу по душе. Жена была родом из Москвы и переманила его на свою малую родину, поближе к матери. Иван Иванович раздумывал, как добираться до Севастополя. Новый мост, построенный к Крымскому полуострову, позволял ему поехать на собственной машине, но его смущала крупная сумма денег в валюте, которую пришлось бы взять с собой для покупки яхты. Кроме того, друзья Олега Николаевича были ему мало знакомы: они виделись всего один раз полгода назад при обсуждении типа яхты, её размеров и стоимости. Тогда Иван Иванович попросил подобрать ему яхту, похожую на ту, которую они нашли для его отца, Ивана Алексеевича. Никита, несколько лет назад по просьбе Олега Николаевича помогавший с покупкой, сейчас занимается подбором яхты для сына Ивана Ивановича. И вот сегодня Никита сообщил ему приятную новость: «Яхта подобрана. Приезжай — вся информация при встрече». Кратко добавил: «Сумма не выходит за рамки наших договорённостей». Сумма в долларах, которую они обговорили заранее, не должна превышать трёх миллионов. После долгих раздумий и совета с женой Варей Иван всё-таки решил поехать на своей машине. «Не нужно будет тащить баулы с деньгами», — говорил он сам себе, ещё толком не осознавая, что ехать одному на автомобиле небезопасно и тяжело, учитывая, что дорога — полторы тысячи километров.
Ранним утром следующего дня, когда город ещё не успел проснуться, Иван вышел во двор с тремя дорожными сумками, доверху набитыми купюрами. Варя стояла у порога в халате; её глаза были красными от недосыпа и оттого, что она всю ночь провела в волнении. Дальняя дорога, да ещё и огромная сумма денег, которую вёз с собой её муж, не давали ей покоя. Она нежно обняла его, на миг прижала к себе голову и надела на шею амулет, приговаривая: «Пусть он тебя сбережёт. Знай, я тебя очень сильно люблю. Звони, по возможности, чаще и возвращайся живым. Я буду тебя очень ждать!» Он посмотрел на неё, улыбнулся, крепко поцеловал и пообещал, что обязательно вернётся. Он отлично понимал всю сложность и опасность предстоящего пути. В голову ему пришла мысль: «Полторы тысячи километров — это испытание не только для машины, но и для меня». Но, отбросив всё негативное, он с лёгким сердцем и, не оглядываясь назад, поехал по ещё спящим улочкам, выруливая на окружную городскую дорогу, чтобы потом, перестроившись, взять курс на юг, в сторону Крымского полуострова. Варя махала ему рукой, понимая, что он, скорее всего, не будет смотреть назад, но краем глаза в боковом зеркале всё равно должен был увидеть её, и это её радовало. Она знала, что это важно и для мужа, и для неё, и что этот момент надолго запомнится им обоим.
Дорога сначала шла ровной лентой между полями, ослеплёнными утренним солнцем; Иван включил музыку, которая помогла ему отодвинуть грустные мысли о расставании с Варей. Маршрут он проложил заранее: через знакомые переезды, через небольшие придорожные городки, где можно было остановиться, размять ноги и заправить машину. Впереди лежали долгие часы пути, и страх того, что за каждым поворотом может скрываться опасность, время от времени накатывал на него. Периодически всплывала мысль о сумме — три миллиона, верхняя граница их договорённости, — и о том, как Никита лаконично сказал: «Сумма не выходит за рамки». Это звучало успокаивающе и одновременно оставляло пространство для догадок: «Какую окончательную сумму за яхту он озвучит?» Поездка протекала в привычном, рутинном ритме: кофе на заправке, разговор с заправщиком о состоянии трассы впереди, фото для Вари с подписью «Всё в порядке».
Местами проезжая бескрайние поля, он замечал, как небо закрывали тяжёлые тучи. После шести часов пути внезапно пошёл дождь, который стучал по лобовому стеклу, убаюкивая мысли. Через десять часов пути Иван остановился в придорожном мотеле: принял душ, спустился в кафе, перекусил, а затем позвонил Никите — тот ответил, что ждёт его. Он ещё раз позвонил жене, Варе; они поговорили несколько минут. Отдохнув пять часов, он поехал дальше. Чем ближе он подъезжал к крымскому побережью, тем сильнее росло чувство тревоги, хотя причин не было. На последнем отрезке, ближе к Крымскому мосту, на трассе произошла заминка рядом с сосновым лесом, что заставило его поволноваться: в голову лезли мысли, что это всё может быть подстроено. «Вдруг кто-то узнал, что я везу такую громадную сумму», — подумал он, стоя в пробке. Выйдя из машины, он почувствовал запах мокрой хвойной смолы. Впервые за поездку Иван позволил себе улыбнуться и подумал: «Мерещится какая-то чепуха». Когда волнение отступило, он сел в машину, вдохнул кисловатый запах хвои и почувствовал, как спокойствие медленно возвращается к нему.
Перед въездом на Крымский мост произошла очередная заминка на трассе, и Иван уже шесть часов простоял в пробке, понемногу продвигаясь вперёд в колонне машин. «Да, не учёл я, что потеряю столько времени в связи с событиями, случившимися в последнее время», — сетовал он, хотя прекрасно понимал, что, если бы поехал на автобусе, ничего бы не изменилось. Он ещё раз перезвонил Никите в Севастополь и предупредил, что задерживается и движется в направлении места назначения, но не так быстро, как хотелось бы. Сидя в машине, он думал о том, сколько ещё предстоит сделать, чтобы отправиться в плавание: купить яхту, зарегистрировать её и, что самое главное, набрать хорошую команду с капитаном, знающим своё дело. Через два часа он снова созвонился с Николаем и изложил свои мысли, особо заострив внимание на вопросе набора персонала. Тот заверил: «Ваня, все вопросы можно решить, не волнуйся. Я займусь этим. У нас сейчас в яхт-клубах затишье: наём персонала для сопровождения яхт по морям и океанам невелик, так что наберём ребят». Успокоившись немного от накопившихся мыслей, Иван Иванович принялся рассматривать осенний пейзаж за окном. Он уже въезжал на Керченский мост, оставались считанные метры до контрольно-пропускного пункта. Море за окном автомобиля отблёскивало вечерней ярко-красной зарёй. Иван Иванович перевёл взгляд с моря на приборы в кабине авто, машинально фиксируя расстояние. «Больше тысячи километров пройдено, и ещё немало нужно проехать», — отметил он про себя.
По правую сторону моста выстроилась вереница автомобилей, и фонари КПП моментально превратились в пунктир — жёлтые и красные огоньки, отражающиеся в мокром асфальте. В воздухе чувствовалась солёная свежесть, но на губах стоял привкус тревоги — тот самый, который обычно появлялся перед важной встречей. В кармане пиджака он проверил документы на машину и права, чтобы потом судорожно не рыться в поисках. Остановка перед шлагбаумом была короткой, но момент растянулся до минутной вечности: в свете прожекторов он увидел солдат и служащих КПП. Иван Иванович медленно опустил стекло, и холодный ветер тут же ворвался в салон; вместе с ним — запах бензина и свежих осенних листьев, принесённых с берега. Всё происходило как на автомате: передача документов из рук в руки, короткое «Куда едете?» и опять тишина, заполненная гулом автострады и ломающимся эхом моря.
Когда шлагбаум подняли, мир как будто вернулся на свои места: машины заскользили вперёд, всё пришло в движение, и мост заколыхался под множеством автомобильных колёс, как живое существо. Иван оглянулся назад, будто прощаясь с теми мыслями, которые привели его сюда. Впереди был город, знакомый и в то же время чужой; впереди — встреча, от которой нельзя было отступать. Иван Иванович вздохнул, нажал на газ, чтобы не выделяться по скорости из потока машин, и стал двигаться по мосту. Море за окном всё так же искрилось красным, но теперь оно казалось только фоном по обе стороны моста. Мысли Ивана уже были далеко, на встрече с Никитой, где будет обсуждаться окончательная цена яхты.
Шли вторые сутки пути Ивана Ивановича. Много времени было потеряно в дорожных пробках, а перед Крымским мостом пришлось изрядно постоять. «Хорошо, что в мотеле догадался поспать, иначе было бы тяжело», — подумал он. Благополучно проехав мост, он решил на трассе заехать в придорожный отель. «Отдохну до утра, а там со свежей головой поеду на встречу с Никитой», — решил он. Он знал, что до Северной бухты (Северной стороны города) из Севастополя можно добраться на общественном транспорте или на пароме. Паром «Артбухта — Северная сторона» курсирует по маршруту от Артбухты до Северной стороны. «Первый отходит в семь часов, нужно к этому времени быть на месте», — и запланировал встать пораньше. На Северной стороне бухты его встретил Никита со своим знакомым сюрвейером. Они сели в машину Ивана и поехали на базу «Акванавт», где когда-то Иван Алексеевич, отец Ивана, приобрёл яхту, которую назвал «Арабелла». Никита незамедлительно представил сюрвейера ; проще говоря, инспектора, который будет осматривать состояние яхты и выдаст официальный акт осмотра. «Хорошо, — ответил Иван. — Мне, в принципе, процедура покупки знакома. Покажите яхту, и давайте заранее обговорим сумму сделки, прежде чем познакомите меня с продавцом».
Они подъехали к причалу, где стояла красавица яхта. Никита, не мудрствуя лукаво, подобрал яхту из модельного ряда «Континент Альфа 2» судостроительной компании «Вим ван дер Вальк» — почти такую же, что была у отца Ивана, Ивана Алексеевича. Та же длина — двадцать четыре метра с небольшим; у неё были паруса, два двигателя внутреннего сгорания и электрический двигатель для маневрирования в портах.
Никита с сюрвейером в мельчайших подробностях объяснили и показали все достоинства этой яхты. Они перечислили в подробностях все плюсы, детально описали, что круизная яхта имеет два мотора, корпус у неё из алюминиевого сплава, а длина составляет двадцать четыре метра. Заострили внимание на том, что преимущество наличия пары двигателей неоценимо велико. Яхта с двумя двигателями легко маневрирует даже без подруливающего устройства, что очень удобно при швартовке. Сюрвейер углубился в технические подробности и акцентировал внимание на том, что яхту приводят в движение не только два дизельных двигателя мощностью по семьсот пятьдесят лошадиных сил каждый, но и два электромотора мощностью по пятьдесят киловатт. И он дотошно продолжил: «На дизеле лодка может разгоняться до тридцати узлов, а при скорости семи узлов она может без дозаправки пройти до тысячи восьмисот морских миль».
Эти заученные, много раз повторяемые для покупателей яхт объяснения могли бы длиться полдня, но Иван Иванович прервал их словесный поток, сказав: «Никита, я от отца знаю всю техническую сторону его яхты — он мне несколько раз объяснял и нахваливал её, а здесь я вижу, что они одного модельного ряда, только выпуск у представленной вами ; чуть более поздний». «Давайте о главном, ; продолжил он, ; какая цена?» Никита с инспектором Олегом немного помялись и озвучили цену — два миллиона восемьсот пятьдесят тысяч долларов. «Знаешь, Ваня, два года назад цена такой же яхты, купленной твоим батей, была почти на миллион дешевле, но время, инфляция, пошлины — сам понимаешь», ; как бы оправдываясь, добавил он. «Хорошо, — проговорил Иван, — будем оформлять». При торге продавец уступил всего сорок тысяч долларов — ни цента больше. Покупка прошла в обыденной обстановке: адвокатская контора, банк и фуршет на борту — слегка отметили покупку выпивкой. Когда собрались расходиться, Иван Иванович попросил Никиту остаться. Иван попросил его заняться, за дополнительную плату, естественно, оформлением яхты и подбором персонала: двух матросов, кока, механика и капитана. Тот пообещал, что в течение недели он обязательно подберёт команду, а оформлением займётся Олег, ; «инспектор, которого ты сегодня видел. Он отличный парень, — добавил Никита, — он поможет всё оформить за небольшую плату». Поблагодарив Никиту, Иван Иванович остался один на борту яхты с мыслями, которые уже начинали будоражить его: дальними походами и рвением быстрее выйти в открытое море на поиски отца. Он сильно беспокоился за него. Последнее письмо по электронной почте от него, с координатами и с предупреждением хранить всю высланную информацию — как он выразился, «беречь всё как зеницу ока» — сильно его взволновало. Да и с тех пор прошло уже более полугода, что вызывало дополнительное волнение. «Раньше он звонил, ; думал он, ; или слал сообщения по несколько раз в неделю, а вот теперь, после того странного письма, — тишина!» Беспокойные мысли лезли в голову, не давая покоя, но он переключился на радостную действительность: позвонил своей любимой Варваре, выслал ей своё фото на причале — сделал селфи с купленной яхтой, немного успокоился, подумав об отце, и начал по пунктам записывать все ближайшие задачи, которые нужно выполнить за неделю.
Осенние дни были ещё тёплыми, тем более на юге России, в сентябре, по-прежнему лето. Он постелил себе постель в кокпите на верхней палубе.
На этой яхте кокпит представлял собой полузакрытое помещение в середине палубы судна для рулевого и пассажиров. Здесь размещались практически все приборы и механизмы управления — штурвал, навигационные приборы и средства связи. Здесь даже были спальные места, ящики для продуктов и шкафы для одежды. Удобно устроившись, хотя было ещё относительно светло, он через несколько минут уснул, убаюкиваемый тихим шелестом волн о прибрежную гальку. Но, поспав буквально час, проснулся: дорога и дневная суета утомили и взбудоражили нервы. Долго ворочался, но заснуть не получалось. Солнце опустило свой кроваво-красный диск в Чёрное море, словно укрывшись тёмными водами от земной суеты, чтобы завтра, отдохнув и набравшись света и энергии, вновь с раннего утра осветить окрестности этого райского уголка. Севастополь, хорошо видимый с северного края полуострова, напоминал сказочный мегаполис из фантастического фильма: он весь сиял неоновыми огнями, манившими замысловатыми скоплениями, подобно звёздам в ночном небе. Огни города безмолвно дрожали на поверхности воды и казались ещё ярче из-за тёмного бархата ночи. Они ломались на мелкие полосы, мигали и снова собирались в сплошные ковры света, будто кто-то вдали разложил по волнам карты незнакомых созвездий. Ветер принёс с набережной запах жареной на костре рыбы, дым и низкое, тихое, ритмичное звучание музыки из прибрежного кафе. Всё это смешалось с солоноватым запахом моря, знакомым ему, но не вполне привычным. Он приподнялся, потянулся и посмотрел на небо. Луна уже вышла, расправив бледное лицо, а над ней — редкие, хрупкие звёзды, робко выглядывающие в неоновый свет города. Вокруг было тихо: лишь время от времени по набережной прохаживались пары, вдалеке поскрипывали подвесные мостки. Люди с яхт возвращались с прогулки или, быть может, сходили с трапов, чтобы пройтись по причалу. Где-то рядом у пирса послышались весёлые голоса, смех, звук волны, ударяющей о борта рядом стоящих судов. Всё говорило о том, что причал и город Севастополь в своих неоновых огнях живут своей ночной жизнью, не особенно заботясь о покое маленькой яхты, на которой человек никак не может заснуть. Иван накинул лёгкую куртку, взял фонарик и осторожно спустился по трапу на пирс. Дул лёгкий бриз; он играл концом причального каната, и яхта слегка покачнулась, как будто задумчиво соглашаясь уплыть в море навстречу с ночью, если её освободят от каната. Сев у борта яхты, Иван опёрся руками о холодный металл и вгляделся в знакомые очертания набережной: ряды яхт у пирса, зажжённые фонари у причала, море, которое, медленно перекатывая волны, словно играло с галькой на берегу. Мысли Ивана унеслись туда, где прошлое пересекалось с настоящим: начерченные планы дальнего плавания, обещания найти отца во что бы то ни стало, данные самому себе. Он позволил себе забыться на минуту, слушая, как море медленно и уверенно шепчет свои вечные сказки. И вдруг, среди обычных ночных звуков, раздался другой — шаги по доскам пирса, близкие, решительные. Кто-то остановился в тени, и луч фонаря на мгновение осветил его лицо. «Ты не спишь?» — прозвучал тихий, до боли знакомый голос. Он узнал его: это был его отец. «Батя!» — закричал он во всю силу своего голоса, и проснулся. Он сел, полностью не соображая, где находится, и вытер обильный пот с лица. Осмотревшись, он понял, что лежит на диване в кокпите: вокруг — тишина, лишь шумит море, играя волнами, а вдалеке, на противоположном берегу бухты, город отражает миллионы неоновых огней в заливе. «Всё как наяву, в таких деталях я ещё не видел снов», — проговорил Иван, укладываясь снова, надеясь успеть выспаться к завтрашнему дню. Утром, когда Иван ещё спал, на борт яхты зашли Никита с Олегом — как и обещали вчера. Иван Иванович, потягиваясь после сна, проговорил: «Нужно завести собаку, чтобы меня не заставали врасплох, когда ко мне будут приходить на яхту». Улыбнувшись, он добавил: «Никита, я не имею в виду вас с Олегом». «Да нет, Ваня, собаку, конечно, заводить не следует, а вот сигнализацию на проникновение можно поставить», — сказал Никита в ответ и, глядя в тетрадь на столе, где Иван записывал, что нужно сделать и приобрести для яхты, продолжил: «Запиши ещё: установить сигнализацию и проверить, все ли навигационные огни на месте — носовые, бортовые, кормовые, топовые и т. д. Про прожекторы на палубе не забудь напомнить капитану. Кстати, людей на должности механика и капитана я пришлю тебе после обеда: познакомишься, посмотришь — если подойдут, бери; рекомендации у них хорошие». «По какой причине они ищут работу?» — спросил Иван. «Яхту, на которой они ходили много лет, хозяин продал за границу, а туда они принципиально не поехали», — ответил Никита. «Патриоты, значит?» — спросил Иван. «Выходит, так», — сказал Никита. Потом заговорили об оформлении яхты. Иван обратился к Олегу: «Олег, регистрируй под российским флагом, а название яхты будет «Венера». По распространённой версии, это имя римской богини, которая изначально была богиней цветущих садов, весны и плодородия, поэтому некоторые учёные переводили его как «милость богов». В дальнейшем Венеру стали отождествлять с греческой богиней любви и красоты Афродитой. Она всегда проявляла твёрдость и непреклонность в решениях, а этот морской поход будет требовать от нас много твёрдости и решимости», — закончил он, объясняя, почему так назвал яхту. Никита пообещал, что к концу недели подберёт недостающих членов команды, а Олег — что постарается как можно быстрее завершить оформление. Они удалились, оставив Ивана Ивановича с роем мыслей: как всё-таки много нужно сделать, чтобы отправиться в морской поход; он только сейчас осознал хлопоты отца. После обеда пришли кандидаты на вакансии механика и капитана судна. На должность капитана претендовал мужчина 55–60 лет, слегка полноватый. При беседе с владельцем яхты он объяснял свои обязанности просто, спокойно и объективно. Иван постарался до встречи с кандидатами изучить инструкции, касающиеся требуемых специалистов. Капитана звали Владимиром Петровичем. Механик представился Игорем Леонидовичем, чуть моложе капитана, но не моложе пятидесяти лет. Он также кратко и ёмко рассказывал о своих обязанностях — немногословно, без лишних подробностей и по делу. Иван не стал откладывать ответ на потом и сказал им, что они приняты. «Готовьте все документы: заграничные паспорта, визы, лицензии, медицинские справки и т. п. Подготовьте список необходимого для длительного морского похода — того, что мы сможем закупить здесь. К концу недели жду вас для получения инструкций». Любезно распрощавшись, Иван Иванович занялся скрупулёзным осмотром судна: вчера этим заниматься было некогда. Осмотрев судно, Иван Иванович удивился порядку и чистоте помещений яхты: все кубрики были прибраны, даже постельные принадлежности аккуратно сложены в тумбочке. В каждой каюте были полочки с книгами, закреплённые прорезиненными полосами из материи, чтобы книги не выпадали при болтанке в море. Инструменты в подсобном помещении рядом с машинным отделением были упакованы в брезентовые чехлы, а часть — уложена в подвесных полках-ящиках. «Видно сразу, что был рачительный, ответственный хозяин», — говорил в полголоса Иван, выбираясь из машинного отделения на верхнюю палубу.
Никита пришёл на следующий день, приведя с собой претендентов на должность кока и матросов. Кок представился Иваном Геннадьевичем; по виду было видно, что ему за пятьдесят. Иван Иванович не стал расспрашивать про возраст — решил ориентироваться визуально. «Сдадут документы, посмотрю, кому сколько лет, кто где родился и где работал до меня», — подумал он, не желая усложнять процедуру собеседования.
Порасспросив молодых парней, на вид до тридцати лет, Руслана и Матвея, он остался доволен их ответами о том, как они понимают свои обязанности матросов на яхте, но добавил: «У нас общий сбор в конце недели. С вами ещё поговорит капитан; я, в принципе, не против ваших кандидатур». С коком Иваном Геннадьевичем он разговаривал почти два часа: расспрашивал, где служил, где работал на гражданке, спрашивал о семье. «Камбуз — это его призвание», — решил он после собеседования. Сказал ему также прийти в конце недели, в пятницу, и изложить на бумаге всё, что он считает нужным взять в морской поход. С каждым, с кем он проводил собеседование, он начинал с вопроса: готов ли соискатель к длительному морскому походу — не менее года-полутора, в зависимости от достижения конечных результатов. Он объяснил им прямо, без обиняков: «Яхта должна совершить экспедицию по поиску моего отца в Атлантическом океане — ориентировочно в четырёхстах милях, не доходя до Багамских островов, если идти от Гибралтарского пролива. Все тонкости маршрута будут оговорены мной после того, как я утвержу ваши кандидатуры. Всем прийти в пятницу», ; объявил он, прощаясь с последними соискателями на пирсе. К пятнице Олег обещал оформить все документы. «Утвердим с капитаном команду, и можно будет согласовывать день отплытия», ; решил он, не желая затягивать время подготовки к морскому походу и сильно переживая за отца.
В пятницу к десяти часам все пришли на яхту под названием «Венера» для окончательного утверждения в должностях и уселись в кокпите. Иван Иванович приготовил чай. Сидели и беседовали обо всём подряд, лишь бы скоротать время в ожидании механика, который заранее позвонил и сообщил, что приедет к одиннадцати. Завели разговор о погоде и о прогнозах на сентябрь для тех, кто выйдет в открытое море. Подошёл механик Игорь Леонидович. На прошлом собеседовании Иван Иванович согласовал его кандидатуру и кандидатуру капитана. По поводу кока решил не тянуть: мысленно уже взял его в команду. С кандидатами на должности матросов он попросил переговорить капитана. «Владимир Петрович, — обратился к нему Иван Иванович, — я с парнями уже разговаривал. Переговори теперь ты, как непосредственный начальник — за тобой последнее слово». Затем он принялся просматривать рекомендации и документы соискателей: российские и заграничные паспорта, лицензии, визы. После разговора с Русланом и Матвеем капитан доложил: «Иван Иванович, считаю их достойными должности матросов, готов нести с ними службу». Отложив бумаги, Иван Иванович сказал: «Поздравляю вас всех: мы теперь команда на яхте «Венера». Длительность нашей морской и океанской экспедиции вам известна, поэтому прошу приступить к обязанностям с сегодняшнего дня. По оплате договоримся индивидуально — размеры гонораров, соответственно должностям, вы, думаю, знаете. А сейчас каждому — первое задание: составить каждой службе список необходимого для нашей экспедиции».
После обеда пришёл Олег с оформленными документами на яхту. Иван Иванович поблагодарил его, заплатил за труды и остался чрезвычайно доволен его оперативностью. К вечеру уже были готовы списки всего необходимого для закупок — продуктов и прочих припасов для похода.
Иван Иванович, владелец «Венеры», и капитан Владимир Петрович провели вечер и большую часть ночи за составлением сметы: сначала считали в рублях, затем, учитывая затраты на дизельное топливо, смазочные материалы, закупки в иностранных портах и кратковременное обслуживание за рубежом, перевели суммы в доллары. Общая сумма получилась внушительной — около 580 000 долларов. По прикидкам Ивана Ивановича, с учётом закупок, заработной платы экипажа и расходов на спецодежду, за два года получится порядка миллиона долларов. Обладая такой суммой, он решил часть положить на банковские карты себе и персоналу, а остальную спрятать в сейфе, искусно скрытом в нижней части яхты.
Вечером, собравшись на планёрку, Иван Иванович объявил команде: «С завтрашнего утра всей команде переселяться на яхту. Будем готовиться к отплытию, в основном занимаясь заготовкой припасов и необходимых вещей для похода. Капитану — общее руководство яхтой «Венера»: паруса, такелаж, навигационные огни и контроль за остальными службами. Кок занимается камбузом: заготовкой продуктов, проверкой холодильников, контролем запаса воды, проверкой плит для приготовления пищи и тому подобное. Механик отвечает за машинное отделение: заправка топливом, проверка двигателей и всё остальное по инструкции. Матросы — в распоряжении капитана». С утра следующего дня на яхту прибыла команда, уже с вещами, каждому было разрешено принести по две сумки с пожитками. В десять часов вся команда, уютно устроившись в кокпите, приготовилась слушать Ивана Ивановича и капитана. «Вам должно быть очевидно, — начал капитан Владимир Петрович, — что морские путешествия проводятся не только в летний период. Сейчас осень: часто дождливо, вечера прохладные, а на море всегда ощутимо холоднее, чем на суше. Вода может попадать на палубу, поэтому захватите с собой вещи, которые подойдут для любой погоды, включая непромокаемую одежду. Летние вещи, конечно, пригодятся, но от ветра и сырости они не спасут. Не забудьте головной убор от солнца, такой, который не улетит при порывах ветра, например, кепку или шляпу с фиксаторами. Незаменимыми будут перчатки для работы с канатами: можно взять спортивные или даже строительные. Практика показывает, что на яхте ноги часто оказываются влажными: возьмите с собой несколько пар носков и хотя бы две пары обуви. У обуви должна быть нескользящая подошва, желательно светлого цвета. Также важно иметь: непромокаемый плащ с капюшоном и водоотталкивающие брюки, тёплую одежду, солнцезащитный крем и очки, необходимые медикаменты, предметы личной гигиены, внешний аккумулятор для подзарядки гаджетов, документы и медицинский полис. Если у кого-то этого нет, это можно будет купить в городе, пока есть время, воспользовавшись общими деньгами. Иван Иванович отложил некоторую сумму денег для общего пользования». Этой хорошей новостью закончил он свои наставления. Слово взял владелец яхты. Иван Иванович поднялся и, внимательно окинув взглядом собравшуюся команду, приступил к изложению маршрута первого этапа их морского путешествия, рассчитанного до конца года. «Убедительно прошу всех внимательно вникнуть в мои слова, — начал он, подробно разъясняя курс яхты через четыре морские акватории. ; Через два дня в пять утра мы покидаем Севастополь, пересекая Чёрное море с севера на юг в направлении турецких берегов; расстояние от Севастополя до Турции составляет приблизительно четыреста восемьдесят морских миль. Затем, миновав Босфорский пролив, мы окажемся в Мраморном море. Это море, — уточнил он, — получило своё название в честь острова Мармара, славящегося запасами мрамора. Далее, — продолжил он, словно опытный картограф, — пройдя Мраморное море и Дарданеллы, мы войдём в Эгейское море, являющееся частью Средиземного. Оба пролива — Босфор и Дарданеллы — а также Мраморное море находятся под юрисдикцией Турции». Он сделал небольшую паузу, обдумывая сказанное, и продолжил: «Вторая часть нашего пути будет выглядеть примерно так: из Средиземного моря через Гибралтарский пролив мы выйдем в Атлантический океан». И добавил: «Гибралтарский пролив служит связующим звеном между Средиземным морем и Атлантическим океаном и расположен между Пиренейским полуостровом и северо-западной частью Африки. Следуя к нашей цели, мы будем останавливаться в маринах — так называются стоянки для яхт, — чтобы пополнить запасы провизии, воды и топлива». Он начал перечислять остановки яхты по порядку: «Первая остановка — Стамбул, сразу после прохождения Босфора. Затем, миновав Мраморное море, мы достигнем Дарданелл и остановимся в порту Гелиболу. Далее, в Эгейском море, запланирована стоянка на острове Миконос, а в Средиземном море — на острове Валлетта, принадлежащем Республике Мальта. Немного дальше Валлетты, в юго-западной части Средиземного моря, мы зайдём в порт Алжир; наша задача — не отстать от графика, иначе мы попадём под сезонные тайфуны. На средиземноморском побережье мы посетим Танжер — портовый город в Марокко, и это будет наша последняя остановка в Средиземном море, а дальше нас ждёт Атлантический океан с его вызовами и захватывающими приключениями. Надеюсь, я достаточно ясно изложил вам часть нашего маршрута до Атлантического океана; если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать», — закончил он свой лаконичный, но детальный доклад. «Значит, через два дня отчаливаем?» ; переспросил матрос Руслан. «Да, Руслан, через двое суток рано утром мы выходим в море», ; ответил Иван Иванович, выразительно обведя взглядом команду яхты «Венера», пытаясь определить по их ответным взглядам их настрой на дальний поход.
Конец 9 главы.
Свидетельство о публикации №225122000503