ТЛБ. 5. Социопатия
Статья в процессе написания.
СОЦИОПАТИЯ
СОДЕРЖАНИЕ (в работе)
ВВЕДЕНИЕ (в работе)
ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ
* - предлагаемые к дискуссии, конкретизации и закреплению в законодательстве понятия и определения.
*Латентное безумие (ЛБ) — скрытое, неявное стратегическое дестабилизирующее влияние на личные и семейные отношения, права, социальные процессы и институты со стороны людей с ЛБ и пребывающих с ними в состоянии индукции, создающее точки (происшествия, события, отношения, ситуации) повышенного напряжения, на которые человек, семья, общество и государство решения:
- не находит;
- не ищет — в силу разных причин, к примеру, находясь в процессе осознавания проблемы, или
- этот процесс блокируется,
и решения которых искажаются, в следствии этого, методами:
- криминальными,
- коррупционными,
- социальной инженерии.
*Носитель латентного безумия — человек/группа лиц:
1. В стадии латентного (скрытого, неявного) психического расстройства в вялотекущей или периодической форме, вызванного:
- нейродегенеративными, инфекционными, генетическими, аутоиммунными, онкологическими и т.п. заболеваниями;
- органическим строением или травмами мозга;
- нетрадиционной сексуальной ориентацией, трансгендерностью;
- пребывающий(-ие) с ним(-и) в состоянии индукции.
2. На момент происшествия/событий формально дееспособный(-е) и не попадающий под:
- критерии ограниченной вменяемости или невменяемости и
- меры принудительного психиатрического лечения,
3. С признаками/изменением/утратой ряда когнитивных функций:
- чувства тревожности;
- чувства реальности;
- адекватности ситуации (понимания социального контекста);
- социальной осведомлённости;
- способности принимать в расчёт чувства других (эмпатии);
- абстрактного мышления, чувства юмора (как раннего диагностического критерия нейродегенерации);
- памяти и когнитивного опыта;
- логики;
- и др.
выражающимися в латентном (скрытом, неявном) деструктивном, антисоциальном или криминальном поведении, которое определяется совокупностью действий в отношении неопределённого круга лиц:
- саботаж. Создание, поддержание и расширение конфликта для его самовоспроизведения (использование феномена "дофаминовой петли") — через разрушение базового доверия, невротизацию, поляризацию мнений по тенденциозному ряду (в основном второстепенных) признаков и т.п.;
- подстрекательского, провоцирующего, дестабилизирующего и дезорганизующего влияния;
- нарушения/покушение на нарушение/провокация нарушения формальных и неформальных прав не описанных прямо в законодательстве;
- криминальное использование (злоупотребление) феноменом базового доверия - сбор данных, манипуляции, кража, распространение личных данных, автодорожные или бытовые ситуации и т.п. для совершения более тяжких преступлений (использование феномена "нога в двери");
- злоупотребление правами, в том числе при привлечении государственных структур, использование личных связей;
- взятие на себя функций/части функций государственных, муниципальных и т.п. структур, дестабилизация деятельности частных предприятий;
- препятствие и лишение доступа к информации и общению по признакам территориальности — ограничение доступа и исключение из форумов, чатов, социальных сетей (элементы депривации);
- стратегическое психологическое давление, состоящее из разных приемов, направленных на деструкцию личности человека/группы людей, ослабление воли и уверенности в себе:
- объективизация - лишение субъектности под надуманными предлогами;
- вмешательство в дела семьи и нарушение родственных отношений, попыток и создание условий для психологической изоляции и/или разделения (сепарации) членов семьи;
- попыток и создание условий для сокращения либо полного лишения возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные (депривация);
- попыток и создание условий для сокращения либо полного лишения способности приспосабливаться и реагировать на изменения внешней среды, в том числе социальной (дезадаптация);
- распространение, в том числе по неофициальным каналам, недостоверной информации (фейков) и/или эмоционально окрашенной личной/чувствительной информации (феномен "собачий свисток") и/или сознательно искаженной информации (деконтекстуализация) и/или лжи;
- создание ситуаций эмоционального давления (буллинг), обнаружения и/или преследования (моббинг);
- обесценивание, отрицания и/или подмены слов/понятий, фактов, действий, событий (газлайтинг);
- раскрытия фактов частных и семейных отношений, места жительства;
- занятие, подстрекательство и/или принуждение к занятию крайних позиций в диалоге/отказу от диалога;
- сознательное искажение информации (деконтекстуализация), утаивание информации, многократного преувеличения (гиперболизация), смещении акцентов, необходимости срочного принятия решения и/или действия (катастрофизация);
- использование и навязывание упрощенной (тривиальной, банальной) логики, шаблонных представлений (аффирмаций), двойных посланий (шизофреногенных паттернов) и тому подобных манипулятивных приёмов;
- выступление от лица другого пола и/или возраста;
- провоцирование на агрессивное, конфронтационное поведение; эскалация конфликта, в том числе, путём ускорения хода дискуссии сопряжённого с употреблением эмоционально окрашенных выражений, грубость, переход в процессе общения на "ты", тенденциозное использование лексики свойственной субкультурам, нецензурных и оскорбительных выражений, включая завуалированную форму, сокращений общеупотребительных слов;
- подбор (рекрутинг) и/или вовлечения в конфликт участников с заведомо нестабильной психикой:
- несовершеннолетних,
- беременных и недавно родивших,
- лиц пожилого возраста,
- находящихся в сложных жизненных обстоятельствах или состоянии невозможности удовлетворения тех или иных потребностей (фрустрации),
- в климактерическом периоде,
- с определённым психотипом,
- больных психическими, неврологическими, онкологическими и другими заболеваниями, течение которых отягчается психосоматическими проявлениями и т.п.;
- создание групп(-ы) для контроля и подчинения себе человека (феномен "летучие обезьяны"), включая вариант выступания с позиции и под предлогом мнимой заботы о его благополучии — сбора личных данных, эмоционального давления, слежки, распространения слухов, организации газлайтинга, создания чувства вины, вовлечения в конфликт и т.д.;
- обесценивание побудительных мотивов обращения за помощью;
- призывы к групповому принуждению к каким-либо действиям либо отказу от каких-либо действий;
- создание эффекта непрерывного ожидания чего-либо;
- создание эффекта необходимости срочного участия, выбора и принятия решения (катастрофизация ситуации);
- создание эффекта смещения фокуса или рассеивания внимания;
- нарушения этики, в том числе для создания состояний аффекта (пранк);
- призыв и/или препятствия прямому диалогу сторон и разрешению конфликта;
- организация сообществ(-а) с целями обмена перечисленными техниками;
- организация сообществ(-а) с целями обмена информацией о личной жизни конкретного лица/семьи;
- анонимизация/попытки анонимизации участников действий,
лично или с использованием средств коммуникации в сети «Интернет».
* Сверхличность — человек с дефицитарным строением/нейродегенерацией/травмой/инфицированием мозга и вследствие этого без рефлексии, с искаженным сверхценными идеями мировосприятием и реакцией на окружающую действительность, обладающий высокой психологической и/или физической энергией, мотивацией, лидерскими качествами, устойчивостью к стрессам и способностью вдохновлять/манипулировать окружающими, что позволяет достигать успехов в различных областях деятельности.
* Сверхинтеллект — искусственный интеллект, имеющий даже (условно) безвредные цели, может действовать вредными стратегиями/способами и по "нечеловеческим" (трудно- или не осмысляемым), лишенным любой этики алгоритмам.
* Неосознанный психопат — человек (с дефицитарным строением/нейродегенерацией/травмой/инфицированием мозга), действующий для достижения (условно) безвредных целей, но не осознающий деструктивность своих стратегий поведения, принимая их за "черты характера", "темперамент" и тому подобные определения.
* Осознанно-перверзный психопат — человек, изначально осознающий пагубность своих стратегий поведения для окружающих и не стремящийся к изменению деструктивных стратегий поведения.
* Нормализованный психопат — человек, осознающий пагубность своих стратегий поведения для окружающих и не прибегающий к ним.
* Психопатическая конвергенция (ПК) — специфические стратегии, с помощью которых люди с психопатическими чертами могут достигать своих целей, взаимодействуя с другими психопатами, нарушенными людьми, искусственным интеллектом.
ПК описывает стратегии поведения, при которой индивид/группа с психопатическими чертами использует свои способности к манипуляции и обману для выгоды или контроля над окружающими людьми.
В рамках ПК, чтобы достичь своих целей, человек/группа может:
- представиться кем-то другим,
- адаптироваться к ожиданиям окружающих,
- искажать свою личность
- и так далее.
Этот подход может включать в себя использование:
- харизмы,
- обаяния,
- способности быстро переключаться между разными обличиями,
- другими манипулятивными тактиками
для убеждения других в:
- своей правдивости или
- добрых намерениях.
Психопатическая конвергенция используется для:
- манипуляции и контроля над другими людьми, а также
- обеспечения собственной выгоды
независимо от последствий для окружающих.
* Психопатическая конвергенция группы — термин, описывающий явление, когда несколько психопатических личностей, обладающие схожими:
- реакциями центральной нервной системы вследствие изменённого состояния на уровне психологии и физиологии;
- общими (групповыми): "понятийным контекстом", специфической логикой, эгоцентричной "системой координат";
- непониманием/утратой понимания, неприятием "социального контекста";
- невозможностью в полной мере понять и адекватно реагировать на поведение окружающих;
- потребностью в психическом возбуждении, сильных ощущениях, риске;
- способностями к самовозбуждению (высокой эмоциональной возбудимостью);
- необходимостью "сброса" негативной энергии через агрессивное поведение;
- снижением способности к прогнозу, обобщению, самоанализу и анализу опыта;
- отсутствием саморефлексии как признака нарушений в задней поясной извилине,
объединяют свои силы и/или ресурсы для:
- достижения общих целей,
- удовлетворения общих интересов.
Это может происходить как в:
- личных отношениях,
- деловой среде,
- политике,
- других сферах.
* Инструментальная конвергенция в рамках психопатической динамики — предполагает, что каждый участник этого союза, состоящего из:
- человека,
- людей,
- искусственного интеллекта,
для достижения общих целей использует свои манипулятивные:
- навыки и
- тактики.
Например, один психопат может быть харизматичным лидером, способным манипулировать другими своим обаянием и обещаниями выгоды, в то время как другой может быть экспертом в манипуляциях через манипулятивные игры или распространение лживой информации.
Примером инструментальной конвергенции психопатов из жизни может быть ситуация, когда объединены:
- один/несколько психопатов и
- искусственный интеллект
для того, чтобы достичь (к примеру, корыстных) целей за счет других людей.
Они могут создавать сложные сценарии, чтобы:
- обманывать и
- манипулировать
"обычными" людьми, играя на их:
- эмоциях и
- доверии.
Такие союзы крайне опасны, поскольку приводят к серьезным последствиям для тех, кто оказывается в их зоне влияния.
Психопатическая конвергенция может быть:
- сложной и
- тонкой
динамикой, которая требует со стороны окружающих:
- внимательного наблюдения и
- анализа,
чтобы не стать жертвой манипуляций и насилия (в разных формах) со стороны таких союзов.
* Психопатическая динамика — область, изучающая характерные для людей с психопатическими чертами или расстройством личности внутренние:
- мотивы;
- эмоции;
- мышление;
- поведение.
В психопатической динамике можно выделить следующие черты:
- отсутствие эмпатии — затруднения в понимании и переживании эмоций других людей, что может приводить к бесчувственному поведению;
- харизма и манипуляции — особая харизма и убедительность, которые могут использоваться для манипуляции окружающими;
- отсутствие чувства вины — беззаботность по отношению к своим действиям и отсутствие чувства вины;
- импульсивность и склонность к риску — импульсивные действия и поиск экстремальных ситуаций из-за склонности к риску.
СОЦИОПАТИЯ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ АГЕНТОВ
Модель рационального агента — это концепция, которая предполагает, что физическое или юридическое лицо стремится выполнять оптимальные действия на основе заданных предпосылок и информации.
Некоторые области применения модели рационального агента:
- искусственный интеллект — лежит в основе разработки интеллектуальных систем, способных решать сложные задачи в различных областях. Рациональный агент постоянно оценивает ситуацию и выбирает действие, которое, по его мнению, с наибольшей вероятностью приведёт к желаемому результату;
- экономика — в этой области модель предполагает, что люди делают оптимальный выбор с учётом функции выигрыша и полезности. Применительно к экономике рациональный агент относится к гипотетическим потребителям и к тому, как они принимают решения на свободном рынке;
- политическая наука — модель стала ключевой для переосмысления демократии и политического процесса, возникшего во времена холодной войны в США.
Критика модели рационального агента — одна из центральных тем на стыке современной экономики, психологии и ИИ.
Модель ставят под сомнение психологи, экономисты и учёные в области ИИ, так как, по их мнению, она не соответствует поведению людей:
1. Со стороны психологии и поведенческой экономики:
Нобелевский лауреат Даниэль Канеман и его коллеги (например, Амос Тверски), доказали, что люди систематически отклоняются от рациональности.
Ограниченная рациональность (Герберт Саймон): У людей нет ни бесконечного времени, ни вычислительных мощностей, ни полной информации для принятия оптимальных решений:
- вместо оптимизации (максимизации)
- мы используем эвристики (простые правила-короткие пути),
- которые часто работают, но ведут к систематическим ошибкам — когнитивным искажениям.
Примеры:
- иллюзия контроля,
- излишняя уверенность в своих знаниях,
- предвзятость подтверждения (поиск информации, подтверждающей нашу точку зрения).
Влияние эмоций, чувств и социальных норм.
Рациональная модель игнорирует роль:
- страха,
- жадности,
- альтруизма,
- зависти,
- чувства справедливости.
Люди готовы понести убытки, чтобы наказать нечестного партнёра (игры "Ультиматум" и "Диктатор").
Систематические ошибки в оценке вероятностей (Теория перспектив Канемана-Тверски):
- неприятие потерь: Боль от потери $100 сильнее, чем удовольствие от выигрыша $100;
- эффект владения: Мы выше ценим то, чем уже владеем;
- эффект оформления (framing): Решение меняется в зависимости от формулировки одной и той же проблемы ("сохранят жизни 200 из 600 человек" vs "400 из 600 человек умрут").
Прокрастинация и проблемы самоконтроля: Рациональный агент должен следовать долгосрочным планам. Люди же часто поддаются сиюминутным искушениям, что противоречит их же долгосрочным интересам (гиперболическое дисконтирование).
2. Со стороны экономики (как развитие и реакция на критику)
Эмпирические аномалии: Классические экономические модели, основанные на рациональности, часто плохо предсказывают реальные данные с финансовых рынков (пузыри, паники) или потребительского поведения.
Рождение поведенческой экономики: Это направление стало мостом между психологией и экономикой, создавая более реалистичные модели, которые включают в себя ограниченную рациональность, иррациональные предпочтения и социальные мотивы.
Институциональная экономика: Акцент сместился на то, как институты (правила, законы, социальные нормы) формируют поведение людей, которое в их рамках может быть рациональным, но со стороны кажется иррациональным.
3. Со стороны наук об ИИ (особенно машинного обучения и агентного моделирования)
Необходимость моделировать реальных людей: Для создания реалистичных NPC в играх, торговых ботов, предсказания потребительского спроса или моделирования социальных процессов (например, распространения вируса или паники в толпе) нужны агенты, которые ведут себя как люди, а не как идеальные логические машины.
Проблема взаимодействия с человеком: ИИ-системы (например, чат-боты, персональные ассистенты, рекомендательные системы) должны предвидеть иррациональное человеческое поведение, чтобы быть эффективными.
Обучение с подкреплением (RL): Парадигма RL, где агент учится методом проб и ошибок, чтобы максимизировать "вознаграждение", — это, по сути, модель рационального агента, но:
- люди часто действуют не в соответствии с чёткой функцией вознаграждения.
- чтобы обучить ИИ сотрудничать или конкурировать с людьми, его иногда нужно тренировать в среде с нерациональными агентами-людьми или включать в его модель типичные человеческие "смещения".
Этика ИИ: Слепое создание "рациональных" агентов, максимизирующих простую метрику (например, вовлечённость пользователя), может привести к катастрофическим последствиям (распространение экстремистского контента, манипуляции). Нужно встраивать более сложные, "человеческие" ценности — справедливость, прозрачность, уважение автономии.
Модель критикуют за то, что она фундаментально неполна как описание человеческого поведения. Несмотря на критику, модель рационального агента остаётся полезной как:
- базовый ориентир и упрощение, — как в физике используют "идеальный газ". Она позволяет строить проверяемые модели, которые хорошо работают в среднем на больших выборках или в ситуациях с сильными стимулами и повторяющимся выбором (например, на конкурентных рынках);
- точка отсчёта для сравнения — все отклонения от рациональности измеряются именно относительно этой модели;
- нормативная, а не описательная модель — она говорит, как люди должны принимать решения, чтобы достигать своих целей. А не так как они это делают на самом деле.
Современная наука движется к созданию гибридных моделей, которые учитывают:
- как рациональные расчеты,
- так и психологические, социальные и когнитивные ограничения реального человека.
Для ИИ это особенно актуально, так как системы всё чаще взаимодействуют с людьми в сложном социальном мире.
ТОКСОПЛАЗМОЗ (извлечение)
Успешный выбор партнера подразумевает нахождение “наилучшего возможного партнера” с точки зрения качеств:
биологических:
- хорошие гены,
- репродуктивный потенциал и
- здоровье,
поведенческих:
- приобретение ресурсов и
- родительские инвестиции.
Следовательно, отбор благоприятствует механизмам, которые позволяют организмам идентифицировать и отдавать предпочтение фенотипическим характеристикам, связанным с:
- хорошими генами,
- силой,
- здоровьем,
в то же время, избегать тех, которые связаны с:
- плохим генетическим состоянием,
- восприимчивостью к болезням или
- плохим состоянием здоровья.
Предпочтения в отношении этих черт могут варьироваться в зависимости от социально-экологических факторов, таких как:
- социально-сексуальная ориентация и
- социально-экономическое положение,
а также от характеристик индивидов, таких как:
- состояние здоровья,
- индивидуальность,
- самовосприятие привлекательности или
- ценность партнера.
Среди факторов, негативно влияющих на проявление как биологических, так и поведенческих черт, - присутствие паразитов, которые могут причинять:
- физиологические и
- энергетические
издержки своим хозяевам.
Например, у паразитированных самцов наблюдаются нарушения в развитии:
- вторичных половых признаков и
- физической силы,
черт, которые свидетельствуют о хорошем здоровье.
Следовательно, паразитирующие организмы обычно не проявляют заметных половых признаков и уступают в конкурентной борьбе, что в конечном итоге снижает их шансы на спаривание и размножение.
Однако, если паразиты снижают привлекательность и здоровье хозяина до такой степени, что поиск потенциального партнера становится практически невозможным, а выживание в значительной степени затруднено, паразиты могут снизить свои собственные шансы на размножение и передачу следующему поколению, особенно если путь передачи паразитов включает половую передачу.
Таким образом, хозяин и паразиты могут совместно вырабатывать стратегии жизни в равновесии, предъявляя друг другу постоянные требования к адаптации и контрадаптации.
Одной из стратегий, используемых паразитами, которая представляет интерес в областях:
- эволюционной биологии,
- экологии,
- а в последнее время и в эволюционной психиатрии,
является манипулирование хозяином, которое происходит, когда паразит увеличивает скорость собственной передачи инфекции, изменяя:
- поведение,
- внешний вид,
- морфологию и/или
- физиологию хозяина.
Среди паразитов, которые могут вызывать изменения вышеупомянутых характеристик, есть Toxoplasma gondii.
T. gondii является нейротропным внутриклеточным простейшим паразитом с домашними кошками и другими кошачьими в качестве окончательных хозяев и с широким спектром промежуточных теплокровных животных-хозяев, включая людей.
Поскольку T. gondii должен достичь своего окончательного хозяина для размножения половым путем, он изменяет поведение инфицированных крыс, превращая врожденное отвращение к кошачьему запаху в влечение к нему, увеличивая шансы быть съеденным кошкой.
Аналогичные изменения также были описаны для инфицированных:
- шимпанзе,
- гиен и
- людей.
Хотя нейробиологические механизмы, с помощью которых этот паразит изменяет поведение своих промежуточных хозяев, полностью неизвестны, предыдущие данные свидетельствуют о том, что T. gondii инфекция может подавлять нейронную активность лимбических областей, которые модулируют врожденное защитное поведение, в то время как увеличивает активность в близлежащих лимбических областях, которые модулируют сексуальное влечение в ответ на запах кошки.
Более того, исследования на грызунах показали, что эти эффекты могут быть опосредованы:
- нейротрансмиттерами мозга,
- половыми гормонами и
- гормонами стресса
и их влиянием на мозг и поведение.
Например, было показано, что T. gondii может напрямую усиливать:
- серотонинергическую и
- дофаминергическую
активность мозга у своего хозяина посредством изменения экспрессии генов. Другие исследования также связали токсоплазменную инфекцию с нарушением регуляции уровней:
- гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК),
- глутамата и
- серотонина у грызунов.
Областями мозга, которые особенно восприимчивы к изменениям в этих нейротрансмиттерах, являются:
- прилежащее ядро и
- вентральная покрышка,
которые получают проекции лимбической системы, включая миндалину.
Таким образом, измененная активность нейротрансмиттеров в этих областях может быть ответственна за:
- эмоциональные,
- мотивационные,
- когнитивные и
- поведенческие изменения,
наблюдаемые у лиц, инфицированных токсоплазмой.
Альтернативные гипотезы предполагают, что:
- поведенческие и
- психологические
изменения, наблюдаемые у лиц, инфицированных токсоплазмой, могут быть либо:
- побочным эффектом поражений определенных областей мозга, вызванных случайным распределением кист токсоплазмы,
- результатом реакции организма на паразитарную инфекцию (например, длительное высвобождение цитокинов и хроническое воспаление),
а не самим паразитом.
РОЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Роевое (или коллективное) поведение/Роевой интеллект — это поведение отдельных особей (агентов) в самоорганизующейся системе без выраженного центра управления.
Наблюдается у многих видов животных и насекомых, характеризуется скоординированными действиями группы особей, которые действуют как единое целое, часто без централизованного управления.
Вот несколько примеров:
Насекомые:
- пчёлы — пчелиный рой демонстрирует коллективное поведение при поиске нового улья, защите колонии и сборе нектара;
- муравьи — муравьи работают вместе для поиска пищи, строительства муравейников и защиты колонии;
- термиты — строят сложные гнёзда и координируют свои действия для защиты и добычи ресурсов;
- саранча — образует огромные стаи, которые перемещаются на большие расстояния, уничтожая растительность на своём пути;
- осы — некоторые виды ос демонстрируют коллективное поведение при строительстве гнёзд и защите колонии.
Птицы:
- стайные птицы (например, скворцы, голуби, ласточки) — образуют большие стаи, которые синхронно меняют направление полёта, чтобы избежать хищников;
- гуси и утки — летают клином, что помогает экономить энергию при длительных перелётах.
Рыбы:
- стайные рыбы (например, сельдь, сардины, анчоусы) — образуют большие косяки для защиты от хищников и более эффективного поиска пищи;
- коралловые рыбы — некоторые виды демонстрируют коллективное поведение при защите территории или размножении.
Млекопитающие:
- волки — охотятся стаями, что позволяет им добывать крупную добычу;
- дельфины — охотятся и защищаются группами, используя сложные стратегии;
- бизоны и антилопы — образуют большие стада для защиты от хищников;
- летучие мыши — некоторые виды демонстрируют коллективное поведение при охоте или миграции.
Другие примеры:
- криль — мелкие ракообразные, которые образуют огромные скопления в океане;
- бактерии — некоторые виды бактерий демонстрируют коллективное поведение, например, при образовании биоплёнок;
- капли воды;
- иммунная система человека.
Роевое поведение часто основано на:
- простых правилах;
- которым следуют отдельные особи,
что в итоге приводит к:
- сложным и
- скоординированным
действиям всей группы.
В контексте искусственного интеллекта и машинного обучения роевое поведение — это:
- алгоритмы и
- техники,
которые позволяют группе простых агентов коллективно решать сложные задачи.
Вместо того чтобы полагаться на центральное управление или сложных отдельных агентов, роевой интеллект использует:
- взаимодействие и
- сотрудничество
между многочисленными, более простыми агентами для достижения глобального поведения.
К ключевым характеристикам роевого интеллекта относятся:
- децентрализация. Управление распределено между агентами, что устраняет единые точки отказа и повышает надёжность;
- самоорганизация. Паттерны и решения возникают в результате взаимодействия агентов, без явных инструкций или центрального чертежа;
- эмерджентность. Сложное глобальное поведение возникает из простых локальных взаимодействий. Коллективный интеллект роя больше, чем сумма его отдельных частей;
- положительная обратная связь (сотрудничество). Успешные действия или открытия отдельных агентов подкрепляются и за ними следуют другие, что приводит к коллективному обучению и оптимизации;
- отрицательная обратная связь (конкуренция). Существуют механизмы, предотвращающие преждевременную конвергенцию или стагнацию, обеспечивающие исследование и разнообразие в поиске решений.
Алгоритмы роевого интеллекта нашли применение в различных областях:
- искусственного интеллекта и
- машинного обучения.
Например:
- управление светофорами;
- оптимизация трафика на автодорогах;
- обработка больших данных;
- построение систем сложной маршрутизации.
Теория латентного безумия и его влияние на социальные процессы.
Сопроводительные материалы
Групповое мышление
Групповое мышление — это психологический феномен, при котором стремление к единодушию и согласию в группе подавляет индивидуальное критическое мышление, что часто приводит к неоптимальным или даже катастрофическим решениям.
Эта теория помогает объяснить, почему коллективы, состоящие из компетентных и опытных людей, иногда принимают ошибочные решения.
Изучение группового мышления имеет большое практическое значение, так как позволяет улучшить процессы принятия решений в организациях, политике, образовании и других социальных группах.
ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ
Групповое мышление — это психологический феномен, при котором группа стремится к консенсусу, игнорируя альтернативные точки зрения и критические аргументы. Это происходит из-за желания сохранить гармонию и избежать конфликтов, что часто приводит к подавлению индивидуального мнения и снижению качества принимаемых решений.
Конформизм — это склонность индивида изменять своё поведение или мнение под влиянием группы, даже если это противоречит его собственным убеждениям.
Конформизм является одним из ключевых механизмов, способствующих возникновению группового мышления.
Единодушие — это иллюзия полного согласия в группе, когда участники подавляют свои сомнения или возражения ради сохранения видимости гармонии. Это создаёт ложное впечатление, что все члены группы поддерживают принятое решение.
Коллективная рационализация — это процесс, при котором группа оправдывает свои решения, игнорируя противоречивые факты или альтернативные точки зрения. Это приводит к тому, что группа начинает верить в правильность своих действий, даже если они ошибочны.
Самоцензура — это добровольное умалчивание своих идей, критики или сомнений из-за страха нарушить групповую гармонию или быть отвергнутым. Самоцензура способствует укреплению иллюзии единодушия.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ
Теория группового мышления была впервые предложена американским социальным психологом Ирвингом Джанисом в 1972 году.
Джанис исследовал ряд исторических решений, принятых группами, которые привели к катастрофическим последствиям, и выявил общие паттерны поведения, характерные для таких ситуаций.
1972 год — Ирвинг Джанис публикует книгу "Жертвы группового мышления" ("Victims of Groupthink"), в которой формулирует основные принципы теории. В своей работе он анализирует несколько известных исторических примеров, таких как провал вторжения в залив Свиней (1961) и эскалация войны во Вьетнаме. Джанис выделил ключевые симптомы группового мышления, включая иллюзию неуязвимости, веру в моральную правоту группы и стереотипизацию внешних оппонентов.
1970-1980-е годы — теория активно развивается, исследуются примеры группового мышления в различных сферах, включая политику, бизнес и образование. Психологи и социологи начинают применять концепцию Джаниса для анализа решений, принятых в условиях группового давления.
1982 год — Джанис публикует второе издание книги, дополняя её новыми кейсами и уточнениями. В этом издании он расширяет список симптомов группового мышления и предлагает рекомендации по предотвращению этого феномена, такие как поощрение критического мышления и создание условий для открытой дискуссии.
1990-е годы — теория начинает активно применяться в организационной психологии для улучшения процессов принятия решений. Компании и организации внедряют методы, направленные на снижение рисков группового мышления, такие как назначение "адвоката дьявола" (человека, который специально высказывает противоположные мнения) и разделение группы на подгруппы для независимого анализа проблем.
Источниками для теории послужили анализ таких событий, как провал вторжения в залив Свиней (1961), эскалация войны во Вьетнаме и другие исторические примеры.
Джанис выделил ключевые симптомы группового мышления, включая:
- иллюзию неуязвимости — убеждённость группы в своей непогрешимости;
- веру в моральную правоту группы — уверенность в том, что действия группы всегда этичны и правильны;
- стереотипизацию внешних оппонентов — восприятие противников как слабых, глупых или злонамеренных;
- самоцензуру — подавление своих сомнений ради сохранения гармонии;
- давление на инакомыслящих — прямое или косвенное давление на тех, кто высказывает сомнения или критику.
ИТОГИ
Теория группового мышления остаётся одной из ключевых концепций в социальной психологии и менеджменте.
Она подчеркивает важность разнообразия мнений, критического мышления и открытости к дискуссиям.
Понимание этого феномена помогает предотвращать ошибки, вызванные чрезмерным стремлением к согласию, и способствует более эффективному взаимодействию в коллективах.
Современные организации активно используют рекомендации Джаниса для создания условий, в которых каждый участник группы чувствует себя свободным высказывать свои идеи и сомнения, что значительно повышает качество принимаемых решений.
===== сюда ===== Подтеория "Инструментальная агрессия при психопатии как элемент процесса инструментальной конвергенции рациональных агентов".
ПОНЯТИЙНЫЙ КОНТЕКСТ
Индукция, индуцирование (буквально означает "наведение", "влияние". Довольно часто обиходно используются термины "транслировать", "транслирование" или "зомбировать", "зомбирование" ) — возбуждение в объекте какого-либо свойства или активности в присутствии возбуждающего субъекта (индуктора), без непосредственного (физического) контакта.
Зеркальные нейроны — позволяют понимать эмоции других людей. На их работе основывается механизмы сопереживания, сочувствия, эмпатии и позволяют нам попадать под эмоциональное влияние, а также переживать те же состояния сознания, что и другие люди. К примеру, становиться частью массового психоза, видеть те же галлюцинации, что и все остальные.
Психологическое заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другому.
Опасность психологического заражения — в том, что ему подвержены, в том числе, лица, от которых зависит принятие важных политических, медицинских, управленческих, оперативных решений.
Индуцированное бредовое расстройство, в западной литературе "folie a deux" (в русском языке допускается адаптация произношения: фоли а дез) — помешательство вдвоём (это парафраз, в реальности вовлечённых может быть больше), известное также как: индуцированный или массовый психоз, психическая эпидемия, индуцированное помешательство.
Это коллективная одержимость чем-либо при полном подавлении критического мышления и воли отдельных членов данного коллектива, которое может развиться даже у здоровых людей под влиянием частого общения с психически больным человеком.
Индуцированный психоз можно перевести как «введенный», «оказавший влияние». В литературе встречаются описания случаев, когда подобное заболевание диагностировали у всех членов семьи, проживающих совместно.
Название расстройства объясняется тем, что при его развитии идентичные бредовые переживания диагностируются у двух и более людей, которые находятся в тесном контакте. Для описания патологии специалисты используют два основных термина:
- донор (человек, имеющий психологическое заболевание);
- реципиент (родственник, проживающий с психически неуравновешенной личностью, который перенимает его мысли).
Индуцированное бредовое расстройство чаще всего диагностируют у женщин, патология может развиваться в любом возрасте. Бред, появляющийся у реципиента, на 100% соответствует маниакальным идеям донора, но при этом он имеет более осмысленный и правдоподобный характер.
Феномен массовых психозов — является доказательством парадоксального факта, что психически нездоровые люди могут занимать место лидера и вовлекать в деструктивную деятельность большие массы:
- психически (условно) здоровых людей,
- больных с психосоматическими проявлениями,
- пожилых,
- уязвимых и
- фрустрированных групп,
- подростков,
попавших под их влияние.
«Теория разума» (theory of mind или сокращённо ToM) — способность понимать чувства, намерения, желания других людей и прогнозировать или объяснять их поведение. Важный аспект теории разума — понимание человеком того, что чувства другого могут отличаться от его собственных.
Некоторые аспекты теории разума:
- дуалистические теории. Сторонники таких теорий считают, что мир состоит из двух фундаментальных сущностей: разума и материи. При этом разум и тело функционируют раздельно, без какой-либо формы обмена;
- монистическая теория разума, или физикализм, утверждает, что разум не отделён от тела, а психические состояния — это физические состояния;
Вычислительная теория разума. Эта позиция основана на идее о том, что сам ум является вычислительной системой;
- теория симуляции. Исходит из предположения, что модель психического состояния по своей природе — не просто теория;
- теория теорий. Согласно этой теории, для концептуализации психики других людей используется модель, являющаяся истинной теорией — «народная психология».
Шизотипическое расстройство — характеризуется чудаковатым поведением, аномалиями мышления и эмоций, не подходящим по диагностическим критериям для диагноза шизофрения ни на одной стадии развития и связано с избыточной секрецией дофамина, создающего гиперактивность участков мозга. Может быть оценено окружающими как повышенная активность.
Другие понятия и определения смотрите в разделе "Тезаурус".
ИСТОРИЯ ВОПРОСА - выше
В 1877 году появилось первое описание индуцированной формы бреда. Оно было описано французскими психиатрами Жаном-Пьером Фальре и Эрнестом Шарлем Ласегом. Случай описывал сходные бредовые идеи, наблюдавшиеся у двух людей, поэтому получил название «folie a deux» («безумие вдвоём»).
Позже было выяснено, что состояние пациентов и механизм развития отличается от иных нарушений, и название распространилось на все случаи массового психоза. Сейчас в западной литературе также можно встретить такие определения, как «двойное помешательство» и «психоз, возникший по ассоциации».
Выдающийся русский психиатр академик Бехтерев написал ставший классическим труд «Внушение и его роль в общественной жизни», изданный ещё в далёком 1908 году, который не потерял своей актуальности вот уже более 100 лет.
Он описал большое количество актуальных на тот момент массовых психозов и предложил пути решения этой проблемы. Проводя аналогию с «физической заразой», передающейся посредством «живого контакта», он писал о:
«о психической заразе», передающейся «через психические контакты», «микробы, которые хоть и невидимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова, жесты и движения,.. и пр., …где бы мы ни находились в окружающем нас обществе, мы подвергаемся действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными».
Бехтерев был одним из первых, кто сумел понять, что для предотвращения массовых психозов бывает крайне важно выявлять социально активных сумасшедших, представляющих угрозу для общества, и изолировать их в психиатрических лечебницах, так как массовый психоз — это своего рода эпидемия, где сумасшедший "заражает" попавших под его влияние людей.
А вот что писал по этому поводу Петр Борисович Ганнушкин в своей книге «Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика», изданной в 1933 году:
«Что касается случаев индуцированного помешательства, то чаще всего в них мы имеем дело с воздействием на легко внушаемых, ограниченных, малокультурных примитивных людей — воздействием, оказываемым на них со стороны их душевнобольных родственников или близких (шизофреников, параноиков с уже стойким, сложившимся бредом).
Употребление термина «психическое заражение» по отношению к описываемой группе случаев надо, конечно, понимать лишь фигурально.
Механизм возникновения бреда здесь целиком определяется сильной эмоциональной привязанностью к личности, являющейся источником бреда, и слепым по отношению к ней доверием. Содержание индуцированного бреда может быть очень разнообразным, часто это бред преследования».
Александр Леонидович Чижевский в своей книге «Космический пульс жизни» использовал термин «психическая эпидемия» и писал:
«Вся интеллектуальная и социальная жизнь человеческих сообществ проходит под знаком эпидемий. Эпидемия — не исключение, а общее правило, почти не имеющее исключений.
Случается и так, что психическая эпидемия с течением времени переходит в другую форму массовых умственных движений — эпидемию психопатическую. Это бывает всегда, коль скоро к тому или иному массовому движению присоединяются люди с явными нарушениями психической деятельности.
Тогда у исследователя создается впечатление, что все участники движения обезумели, все подражают поведению сумасшедшего, все продолжают его дело, а между тем еще совсем недавно все они мыслили здраво и трезво. Такова великая роль общественного внушения, роль психической индукции!»
И, наконец, итоги исследования Роберта Хаэра, описанные в его книге "Лишенные совести. Пугающий мир психопатов".
Вот что он пишет о союзе психопата с психопатом:
«
Психопаты обычно плохо ладят друг с другом. Последнее, что нужно эгоцентричному, себялюбивому, требовательному и бессердечному человеку, — его двойник.
Две звезды — это слишком. Правда, иногда психопаты сотрудничают в качестве соучастников преступления. Получается беспощадный союз, последствия действий которого разрушительны.
Обычно одна половина такого дуэта обаянием, коварством и манипуляцией прокладывает дорогу к цели, а другая берет на себя выполнение завершающего действия, которое часто сопровождается применением физической силы.
Так как возможности психопатов дополняют друг друга, их связка представляет особую опасность. Доказательством тому служат некоторые мои записи. В одном случае два юноши-психопата познакомились на вечеринке.
Первый ("говорун") пытался обманом выудить у мелкого торговца наркотиками немного кокаина, но безуспешно.
Другой ("кулак") случайно услышал разговор и, как он сам выразился, "…схватил барыгу за яйца и уговорил его выделить мне и моему другу по дозе". Так было положено начало многолетнему сотрудничеству по части приобретения наркотиков.
"Говорун" налаживал контакты и заключал сделки, а "кулак" ломал кости. Когда "говоруна" поймали, он быстро договорился с прокурором и сдал своего подельника.
В другом случае молодая женщина, красноречивая психопатка-тунеядка, постоянно жаловалась друзьям, что родители не одобряют ее расточительный образ жизни.
Она встретила мужчину средних лет, агрессивного и недружелюбного психопата, который сказал ей: "Давай всё исправим". Вместе они разработали план, по которому мужчина должен был вломиться в дом женщины и убить ее родителей.
Женщина же тем временем должна была находиться за городом с друзьями. План потерпел неудачу, когда она начала хвастаться друзьям, что скоро разбогатеет.
Этот слух дошел до полиции.
Стражи порядка подключились к телефонной линии женщины и собрали достаточно доказательств, чтобы обвинить парочку в сговоре с целью совершения убийства. Оба они попытались добиться смягчения приговора, свидетельствуя друг против друга.
»
Чрезвычайно интересен фрагмент книги о союзе психопата с психически больным человеком:
«
Если встречаются психопат и сумасшедший, они образуют странный и в то же время беспощадный союз, в котором первый использует безумие второго.
Отличный пример приведен в книге Трумэна Капоте "Обыкновенное убийство": Ричард Хикок и Перри Смит, которых в 1959 году приговорили к смертной казни за убийство четырех членов семьи Клаттеров.
У Хикока были налицо все признаки красноречивого психопата, в то время как Смиту был поставлен диагноз: "близко к паранойяльной шизофрении".
Как написал Капоте, Хикок считал Смита прирожденным убийцей и доказывал, что под его руководством "такой дар можно было выгодно использовать" (Capote, 1965, р.69).
Нужно заметить, что Хикок переложил всю ответственность за убийства на своего "партнера": "Это всё Перри. Я не мог остановить его. Это он всех убил.
»
Интересен также взгляд практиков психиатрии, ежедневно сталкивающихся с лечением психически больных людей:
«
Совместное проживание с душевнобольными может быть опасно для его близких, у которых в некоторых ситуациях развивается индуцированный психоз. Этой патологии характерно проявление бредовых идей у лиц, проживающих и постоянно контактирующих с лицами, страдающими душевными заболеваниями.
Такие лица в некоторых ситуациях способны перенимать тяжелые формы бреда, которые наблюдают в постоянном режиме в реальной жизни у находящегося рядом больного. Часто окружающие начинают верить в те бредовые идеи, о которых слышат постоянно.
...
Иногда реципиентами становится сразу группа лиц. Бредовые идеи воспринимаются сразу значительным числом людей, отличающихся высокой степенью внушаемости.
Дополнительным негативным фактором становится социальная изоляция группы людей.
Пациенты в этой ситуации:
- прекращают или ограничивают контакт с окружающим миром;
- максимально плотно постоянно общаются с больным.
Пациентами-индукторами чаще всего становятся лица, страдающие старческой деменцией или шизофренией.
Черты характера и особенности личности индуктора чаще всего отличаются особенностями, приводящими к некоторым психическим расстройствам:
- ипохондрия, сопровождающаяся мнимой уверенностью в наличии неизлечимых патологий;
- мания величия, при которой пациент уверен в собственной уникальности, признает
у себя присутствие уникальных талантов;
- бред ревности с необоснованными подозрениями партнера;
- отличающаяся уверенностью в негативном отношении окружающих мания преследования.
Особенности личности наблюдаются и у реципиентов:
- повышенная внушаемость;
- невысокое развитие интеллекта;
- религиозность или суеверие на стадии фанатизма;
- высокая эмоциональная возбудимость.
Реципиентов легко вводить в заблуждение. Начало заболевания начинается принятием бредовых симптомов индуктора. Итогом становится развитие и у реципиента параноидального расстройства личности. Как правило, оно протекает в легкой форме.
»
Источник:
Статья "Индуцированный психоз: лечение, симптомы".
Сайт клиники психотерапии "Спасение":
ВЫВОДЫ
Индуцированное бредовое расстройство:
- чаще диагностируют у женщин;
- может развиваться в любом возрасте.
Бред, передаваясь от "источника", начинает носить характер более:
- осмысленный и
- правдоподобный.
Феномен массовых психозов — парадокс, при котором:
- психически нездоровые люди могут занимать место лидера и
- вовлекать в деструктивную деятельность массы людей.
Феномен индуцирующего влияния на окружающих состоит, на мой взгляд, в открытом или латентном, случайном или намеренном:
- подборе (рекрутинге) и
- вовлечении (индуцировании)
в конфликт участников с заведомо нестабильной психикой как основной массы для такого влияния, таких групп, как:
- больных инфекционными, психическими, неврологическими, аутоиммунными, онкологическими и другими заболеваниями, течение которых отягчается психосоматическими проявлениями и т.п.,
- с определённым психотипом,
- находящихся в сложных жизненных обстоятельствах или состоянии невозможности удовлетворения тех или иных потребностей (фрустрации),
- несовершеннолетних,
- беременных и недавно родивших,
- лиц пожилого возраста,
- находящихся в климактерическом периоде.
Все эти группы обладают, в большинстве своём, схожими:
- реакциями центральной нервной системы,
- повышенной внушаемостью и невысоким уровнем интеллекта;
- общим обеднённым: "понятийным контекстом", упрощенной логикой, эгоцентричной "системой координат", копинговыми стратегиями,
- непониманием/утратой понимания, неприятием "социального контекста",
- изменёнными состояниями на уровне психологии и физиологии,
- невозможностью в полной мере понять и адекватно реагировать на поведение окружающих,
- потребностью в психическом возбуждении, сильных ощущениях, риске,
- способностями к самовозбуждению (высокой эмоциональной возбудимостью), необходимостью "сброса" негативной энергии через агрессивное поведение,
- снижением способности к прогнозу, обобщению, самоанализу и анализу опыта,
- хочу предположить, что всех их роднит отсутствие саморефлексии как признака описанного в статье о психопатии нарушения в задней поясной извилине, которая отвечает за автобиографическую память.
Последний признак позволяет им быстро забывать о своих словах, оскорблениях, агрессивных действиях, скандалах, драках и прочих действиях.
Это объясняет их проблемы с планированием, обобщением опыта и импульсивностью/энергией.
Является ли это следствием только постоянного органического дефекта или может быть соотнесено и с действиями каких-либо временных факторов — покажет время и дальнейшие исследования.
ИТОГИ
Итак, можно с уверенностью сказать, что люди в латентном и оформившемся состоянии:
- наследственной форме того или иного заболевания, имеющего психосоматические проявления, которые в повседневности мы воспринимаем как неотъемлемые "черты характера" и не задумываемся о истоках их возникновения.
Причём причины такого поведения долгое время (или никогда) могут быть неочевидны и для самого человека, и для окружающих,
- преддеменции и деменции,
- шизофрении,
- психопатии,
- другого расстройства психики (мышления)
основная часть которых женщины, пересекаясь в одной точке:
- пространственной,
- временной,
- и стадии
своего расстройства (заболевания/травмы):
- реактивного,
- начинающегося,
- протекающего,
начинают деструктивно влиять друг на друга и на здоровых людей:
- в гораздо большей степени и
- по другим правилам,
нежели в коммуникации между здоровыми людьми.
Читайте остальные разделы теории, а так же статью "Групповое мышление".
Личность индуктора
Человек/группа лиц с явным или латентным признаками:
- психопатии (возбудимой психопатии, нарциссического, пограничного и другого расстройства),
- психиатрического (шизофрении, мании величия, мании преследования, ипохондрии и т.д.),
- дементного,
- другого нейродегенеративного,
- неврологического или прочего заболевания с неврологическими проявлениями.
Условия и следствия индуцирования, как общие элементы феномена "дофаминовой петли" - создание, поддержание и расширение конфликта для его самовоспроизведения:
- саботаж;
- завышение эмоционального фона;
- наличие суперидеи (в психиатрической трактовке);
- неузнавание (смотрите статью про юмор при шизофрении), непонимание, неиспользование, осуждение, пресечение использования юмора как копинга;
- тенденциозное использование, навязывание и повторение вербальных и иных сообщений с употреблением упрощенной (тривиальной, банальной) логики, шаблонных представлений (аффирмаций), двойных посланий (шизофреногенных паттернов) и тому подобных манипулятивных приёмов;
- подбор (рекрутинг) и/или вовлечение в конфликт участников с заведомо нестабильной психикой;
- разрушение базового доверия, невротизацию, поляризацию мнений по тенденциозному ряду, в основном второстепенных, признаков и вопросов (при расстройствах мышления зачастую начинается "соскальзывание" на второстепенные признаки — то есть нарушение операций абстрагирования);
- подстрекательское, провоцирующее, дестабилизирующее и дезорганизующее влияние;
- нарушения/покушение на нарушение/провокация нарушения формальных и неформальных прав, не описанных прямо в законодательстве;
- использование феномена базового доверия — сбор данных, манипуляции, кража, распространение личных данных (использование феномена "нога в двери");
- злоупотребление правами, в том числе при привлечении государственных структур, использование личных связей;
- взятие на себя функций/части функций государственных, муниципальных и т.п. структур, дестабилизация деятельности частных предприятий;
- препятствие и лишение доступа к информации и общению по признакам территориальности — ограничение доступа и исключение из форумов, чатов, социальных сетей (элементы депривации);
- стратегическое психологическое давление, состоящее из разных приемов, направленных на деструкцию личности человека/группы людей, ослабление воли и уверенности в себе;
- объективизация — лишение субъектности людей, группы лиц под надуманными предлогами;
- вмешательство в дела семьи и нарушение родственных отношений, попыток и создание условий для психологической изоляции и/или разделения (сепарации) членов семьи;
- попыток и создание условий для сокращения либо полного лишения возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные (депривация);
- попыток и создание условий для сокращения либо полного лишения способности приспосабливаться и реагировать на изменения внешней среды, в том числе социальной (дезадаптация);
- распространение, в том числе по неофициальным каналам, недостоверной информации (фейков) и/или эмоционально окрашенной личной/чувствительной информации (феномен "собачий свисток") и/или сознательно искаженной информации (деконтекстуализация) и/или лжи;
- создание ситуаций эмоционального давления (буллинг), обнаружения и/или преследования (моббинг);
- обесценивание, отрицания и/или подмены слов/понятий, фактов, действий, событий (газлайтинг);
- раскрытия фактов частных и семейных отношений, места жительства;
- занятие, подстрекательство и/или принуждение к занятию крайних позиций в диалоге/отказу от диалога;
- сознательное искажение информации (деконтекстуализация), утаивание информации, многократного преувеличения (гиперболизация), смещении акцентов, необходимости срочного принятия решения и/или действия (катастрофизация);
- выступление от лица другого пола и/или возраста;
- провоцирование на агрессивное, конфронтационное поведение; эскалация конфликта, в том числе путём ускорения хода дискуссии, сопряжённого с употреблением эмоционально окрашенных выражений, грубость, переход в процессе общения на "ты", тенденциозное использование лексики, свойственной субкультурам, нецензурных и оскорбительных выражений, включая завуалированную форму, сокращений общеупотребительных слов;
- создание групп(-ы) для контроля и подчинения себе человека/группы лиц (феномен "летучие обезьяны"), включая вариант выступания с позиции и под предлогом мнимой заботы о его благополучии — сбора личных данных, эмоционального давления, слежки, распространения слухов, организации газлайтинга, создания чувства вины, вовлечения в конфликт и т.д.;
- обесценивание побудительных мотивов обращения за помощью;
- призывы к групповому принуждению к каким-либо действиям либо отказу от каких-либо действий;
- создание эффекта непрерывного ожидания чего-либо;
- создание эффекта необходимости срочного участия, выбора и принятия решения (катастрофизация ситуации);
- создание эффекта смещения фокуса или рассеивания внимания;
- нарушения этики, в том числе для создания состояний аффекта (пранк);
- призыв и/или препятствия прямому диалогу сторон и разрешению конфликта;
- организация сообществ(-а) с целями обмена перечисленными техниками.
ИТОГИ
Полагаю, что с приходом в нашу жизнь новых коммуникационных, информационных технологий, социальных сетей и искусственного интеллекта, которые многократно увеличивают (мультиплицируют) любой негативный эффект, подобная нагрузка приобрела характер разрушающей.
Речь идёт не о частных случаях коррупции или эпизодах деформации системы, речь идёт о:
- законодательном оформлении и
- злонамеренном использовании
безумия, логикой присущего радикальным проявлениям той или иной группы.
Понимание этой и других предлагаемых мной концепций важно для:
- контроля людей с психиатрическими и психопатическими расстройствами;
- подчеркивает необходимость внедрения ранней инструментальной диагностики всего спектра психиатрических и психопатических расстройств;
- проведения мероприятий по инфекционной диспансеризации и включению в неё теста Tasit на понимание паралингвистики;
- законодательного регламентирования принципиально новой информационно-коммуникационной среды для предупреждения, исключения, регламентации случаев её использования в деструктивных целях.
Лучников Андрей Леонидович
06 декабря 2025 год
Москва — Назарьево
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
СОЦИОПАТИЯ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
ИСТОЧНИКИ
Свидетельство о публикации №225122000616