Миллионщик

МИЛЛИОНЩИК.

Жил в нашем ауле Сартаев Амангельды по прозвищу дядя Коля. Это был крепкий мужчина, хоть и преклонного возраста. Среднего роста, подтянутый и прямой как стрела.
Всю жизнь проработал он пожарным. Дослужился до начальника пожарной станции и вышел на пенсию. После распада СССР, с головой ушёл в религию и на склоне лет стал муллой. Поговаривали, что у него на книжной полке Коран соседствует с партбилетом. И хоть многие намекали ему на некий диссонанс, дядя Коля не видел в этом никакого противоречия.
- КПСС перестала, конечно, существовать, - говорил он, - но я-то остался её членом. А Коран это другое. 
Каждое утро дядя Коля заводил свой зелёный двухколёсный мотоцикл и отправлялся на базар. Ох, многие из нас просто мечтали прокатиться на этом мотоцикле! Но этим детским мечтам так и не суждено было сбыться.
У дяди Коли было небольшое хозяйство – огород шесть соток, несколько коров и куры. Каждый день он продавал яйца, творог, сметану и масло, которое особенно ценилось у жителей нашего аула за неповторимый вкус. Говорили даже, что не каждая хозяйка сможет так взбить масло, как это делает дядя Коля.
Жена его умерла и он жил один. На все предложения снова жениться, отвечал что-то, что он однолюб, да и куда ему в его возрасте. Хоть и надо заметить, был он на удивление крепок и хорош собой для своего возраста.
И всё бы хорошо – старик не пил, имел огород, вёл хозяйство. Землянка его всегда аккуратно выбелена, покрашена. Двор безупречно чист. За что соседи в шутку прозвали его немцем. Но был в нём один изъян – был дядя Коля не то чтобы скупой, а как-то очень экономный. Ел он всегда только жареную картошку. И это не от того, что жена умерла, и он не хотел или не умел готовить, а из экономии. Даже когда жена была жива, они всё равно ели одну картошку. Мясо в их доме случалось редко, про фрукты и сладости вообще не может быть и речи.
К слову Макпал апа тоже отличалась особой экономностью. Злые языки поговаривали, что у них, поэтому и детей нет, что слишком жадные. Поэтому ли или по другой причине, а детей у них действительно не было. И когда Макпал апа умерла, дядя Коля остался совсем один.
Как-то пожаловался он своей соседке:
- Был сегодня в магазине. Увидел селедку. И так мне захотелось селедки!
- Ну и правильно! Один же раз живём.
- Один-то один! А я смотрю, она 50 тенге стоит. Думаю, ну её! И, прям, выбежал из магазина.
К слову в то время 50 тенге это были ещё деньги.
Вот ещё интересный момент. Все знали, что у дяди Коли стоял в спальне большой зелёный сундук, закрытый на амбарный замок. По слухам, в нём хранилось что-то около миллиона - сбережения на «чёрный день», накопленные за всю жизнь. И хоть все понимали, что дядя Коля прижимист, но к нему часто приходили занять денег. И он много кому отказывал. Но иногда случалось, что он занимал деньги под процент, хоть и маленький, но очень большие суммы.
И вот однажды приехал по распределению в наш аул новый имам. У нас была небольшая мечеть, бывший дом пионеров, и собрались там все старики. Долго сидели, ели мясо и разговаривали. Имам был молодой, образованный и очень приятный в общении человек. Там и проговорился уважаемый Амангельды о своей мечте.
- Хочу, чтобы похоронили меня по-хански.
Рассказал он свой план, да так, что аж все ахнули.
- И деньги уже собрал. Даже завещание написал.
А точнее инструкцию - что, как и когда нужно будет сделать. Много говорил про мазар. Якобы хочет как у Ахмеда Яссауи.
Молодому имаму не понравился заносчивый старик, и он упрекнул его:
- Дедушка, это тщеславие. А тщеславие - это грех!
- Да что ты понимаешь в этой жизни, щенок! – закричал старик, - ещё молоко на губах не обсохло, а уже учишь меня! Начитался книжек и думаешь, всё знаешь?
С этими словами уважаемый Амангельды покинул стены мечети навсегда.
Только с тех пор, здоровье его стало резко ухудшаться. Он быстро постарел, осунулся и ослаб. Через несколько месяцев его полуживого забрали какие-то дальние родственники. У них он и умер.
Похороны прошли скромно. А на могиле до сих пор не поставили мазар.
После смерти дяди Коли, все вспомнили про деньги. Но зелёный сундук оказался пуст. Деньги так и не нашли.

  2025 год


Рецензии