Теории происхождения языка
* http://proza.ru/2022/08/31/867
* Теории происхождения языка
* http://proza.ru/2025/12/20/950
________________________________
Теории происхождения языка
________________________________
Существует несколько теорий происхождения языка, которые объясняют формирование речи через подражание звукам природы, через междометия, из выкриков, сопровождавших коллективный труд, или как результат социальной договорённости. Единого мнения о происхождении языка нет, и точный механизм его формирования до сих пор остаётся неизвестным.
Звукоподражательная
Предполагает, что человек начал формировать язык, имитируя звуки природы. Некоторые положения:
Первоначальные слова — результат подражания звукам природы (журчание воды, грохот камней, шум ветра, шелест листьев) или звукам, издаваемым животными (лай собаки, мяуканье кошки, ржание лошади).
Сторонники теории рассматривают происхождение первоначальных слов не только как результат подражания звукам, но и как следствие того, что слова отражают в своём звучании впечатление говорящих о называемых предметах.
Критики теории приводят аргументы: удельный вес звукоподражательных слов в разных языках в целом невелик, звукоподражательная теория не в состоянии объяснить происхождение слов, которые не связаны с звукоподражанием, особенно слов с абстрактным значением.
Междометий
Объясняет происхождение языка через переживания, испытываемые человеком. Некоторые положения:
Первые слова — непроизвольные выкрики, междометия, которые в ходе дальнейшего развития приобрели символическое значение, обязательное для всех членов сообщества.
Сторонники теории видят основу происхождения языка в стремлении первобытного человека выразить свои эмоции и другие переживания (радость, удивление, боль, страх, голод и др.) с помощью нечленораздельных звуков, междометий.
По мнению большинства современных учёных, междометная теория является несостоятельной: объясняя происхождение незначительной доли слов, она не в состоянии объяснить возникновение основной части словарного состава языка, например эмоционально нейтральных слов.
Трудовых выкриков
Утверждает, что язык развился из выкриков, сопровождающих трудовую деятельность. Однако подобные выкрики могли служить только средством ритмизации труда и не выражали каких-либо значений или эмоций, не выполняли также номинативной функции, поэтому не являлись подлинными словами и на их основе не мог быть создан язык.
Однако на эту теорию можно посмотреть и с другой стороны: если предположить, что первые слова могли обозначать определённые способы деятельности в форме глагола, а затем стали называть остальные предметы и явления, связанные с трудовой деятельностью, то эта теория может претендовать на правильное осмысление проблемы происхождения языка.
Социального договора
Согласно этой теории, язык был создан по разумной договорённости людей между собой. Но для того чтобы договориться об установлении такого языка, первобытные люди должны были иметь уже какой-то предшествующий язык, поэтому данная теория не объясняет самого происхождения языка.
Важно помнить, что все эти теории являются лишь предположениями, и точный механизм происхождения языка до сих пор остаётся неизвестным.
________________________________________
ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита – М., изд-во,2004.
РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
Итак, что такое язык?
Это система, совокупность знаков, используемых в целях коммуникации. Это слова и правила, лексика и грамматика. Слово, как известно, единица двусторонняя: имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Внешняя сторона - звуковая, а на письме - графическая, семиотическая, знаковая. Внутренняя сторона - смысловая, психическая, или, как говорят, идеальная.
Слова в языке связаны между собой определённым образом, что делает язык системой. Звуковой язык связан у человека с наличием определённых органов речи, речевого аппарата, связок, которых у животных нет. Даже сейчас, несмотря на все старания учёных научить обезьяну человеческому языку, говорить она не может - нет специальных органов речи. Обезьяна может общаться с человеком с помощью определённых знаков, печатать на машинке, общаться с помощью компьютера. Самостоятельно говорить не может.
Смысловая сторона языка связывается у нас в науке с развитием мышления, но здесь очень много вопросов и нет ответов.
Письменный же язык, графика, алфавит, как это стало ясно только теперь, таит в себе массу загадок, проблем и невероятных сложностей, о которых мы раньше совершенно не подозревали. Но обо всём по порядку.
Итак, всякая вещь или возникла сама собой, или её кто-то создал. Так и язык: или возник сам собой, как считает наука, или был создан искусственно какой-то высшей, активной созидательной силой, будь то человек, или Бог, или высший разум, или инопланетяне. Интересно, что большинство учёных, каких бы они взглядов ни придерживались, считают, что язык был создан, а не возник сам по себе, наподобие способности ходить, дышать, думать.
Поэтому здесь сразу же возникли вопросы: кто создал язык и каким материалом он пользовался. Гипотезы о происхождении языка делятся на 2 большие группы в зависимости от степени участия создателя.
Античные философы фактически уже высказали почти все возможные точки зрения, которые впоследствии углублялись и комбинировались:
1). Язык был создан кем-то: Богом, выдающимся человеком, коллективом людей (или теми и другими вместе);
2). Язык возник у человека сам собой, «по природе», но тогда словам должны следовать свойства этих вещей и людей.
2. ИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ
Итак, возвращаемся к нашей теме. Каковы же взгляды учёных на проблему происхождения языка?
Самыми древними из дошедших до нас литературных письменных памятников (наряду с шумерскими письменами) являются индийские ВЕДЫ* (от глагол ВЕДАТЬ - знать, то есть букв. - знания). Это сборники (их 4) поэтических и исторических повествований, созданные индоариями. Это, в первую очередь, РИГВЕДА, МАХАБХАРАТА, а также священная книга ираноариев - ЗЕНД АВЕСТА (XXV-XV вв. до н.э., т.е. Ill и II тыс. до н.э.).
Ригведа, Махабхарата и др. Веды являются самыми древними на планете Земля священными книгами, гораздо древнее Библии, которая была написана, как считают, после выхода евреев из Вавилонского плена в 537 году до н.э., т.е. в VI в. до н.э. Махабхарата была закончена уже в начале III тысячелетия. А когда начата? Первоначально Веды складывались как священные устные предания и гимны и лишь значительно позже они были записаны. Так или иначе, Веды повествуют о жизни индоариев с 10 до 3 тыс. до н.э., т.е. до прихода индоариев в Индию в конце III тью. до н.э.
Индусы считают их священными.
Первой по древности и святости считается РИГВЕДА (риг -речь, букв, то, что сказано, а веды - знания, т.е. устные знания, сказания). Первоначально это были устные сказания, которые потом были записаны.
В РИГВЕДЕ говорится, что установителем Имён был Бог, всеобщий ремесленник, ваятель, кузнец и плотник, создавший небо и землю. Но он установил не все имена, а только имена для подчинённых ему богов (менее значимых). В другом гимне РИГВЕ-ДЫ говорится о том, что начало речи дали люди, великие мудрецы, под руководством бога Брахспати. Это создание имён было священным действием, завершающим актом творения людей, Земли, вещей. Особые мудрецы должны были донести знания до людей, обучить их именам, словам, которые существовали независимо от людей.
Кроме Вед, в Индии есть ещё так называемые УПАНИШАДЫ - особый жанр, который служит для комментирования и дополнения ВЕД (букв. - сидеть около). В одной из Упанишад говорится: вначале было сущее. Оно решило стать многочисленным и вырасти, поэтому сотворило жар, который создал воду. Идея жара (огня, энергии) как одного из первоначал была популярна и у греков. Жар, разрушая топливо, создаёт тепло. Жар и тепло близки, как считают Веды, человеческой речи - высшему акту творения. (Энергетика!).
Далее, когда вся Земля была сделана, явилось божество, которое вошло в живые существа и с помощью животворящей силы - атмана - явило имена и формы людям.
Итак, как считали древние индийцы, слова, имена возникают без участия человека, существуют независимо от человека и доносятся до людей специальными мудрецами, потом внедряются, а речь, которой человек пользуется, есть собственно человеческое свойство, получаемое из поглощаемого жара.
3. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ
В начале было СЛОВО. И СЛОВО было у Бога. И СЛОВО было БОГ.
Согласно Библии, Бог имел способность говорить, и сотворение мира происходило путём осуществления его желаний и высказываний. Мир был создан за 6 дней. «И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды и да отделит сушу от воды. И стало так». Таким же образом Он создал растения, животных, но человека Он создал по образу и подобию своему.
Для создания живых существ было недостаточно говорения, нужен был материал, которым стал прах земной.
После того как была создана земля, вода и люди, Бог приступил к процессу называния всего этого. К этому Он подключил Адама. В первые три дня творения, когда создавались крупные и немногочисленные объекты, Бог называл их сам. Так, после того как свет был отделён от тьмы, Бог дал им названия: день и ночь. Во второй день творения Он назвал твердь небом, сушу - землёй, а собрание вод - морями.
Птиц и животных Бог поручил называть Адаму: «И нарёк человек имена всем скотам и птицам и всем цветам полевым».
Григорий Нисский, византийский богослов (335 - 394 г.), возмущался иудейскими служителями культа - раввинами, утверждавшими, что Бог якобы научил Адама еврейскому языку, его словам, грамматике. «Бога, который управляет всей Вселенной, нельзя представить школьным учителем», - писал он.
Однако идея божественного происхождения еврейского языка и представление о нём как об исходном для всех остальных, бытовавшая среди первых отцов церкви, неожиданно получила продолжение в XVI - XVII вв. К этому времени среди богословов и философов развился интерес к проблеме происхождения слов (этимологии) в различных языках. Некоторые богословы, обладавшие филологическими знаниями, стали развивать теорию происхождения всех языков от еврейского.
Примером того, как обосновывалась эта теория, стали рассуждения Этьена Гишара, написавшего в 1606 году в Париже книгу «Этимологическая гармония языка»: «Чтобы найти этимологию слова, - писал он, - надо идти путём прибавления, отнятия, перестановки и перемещения букв», что он и делает в своей книге.
Так, он из еврейского слова AGAP (ветер) выводит многие слова;
1) В немецком языке, если прочитать слово в обратном порядке, получится FAGA;
2) Англичане якобы исказили слово это, превратив его в WIHG, а фламандцы - в Wieke.
Если вставить букву G, то получится нем. FLUGEL. Из еврейского DABAR (говорить) путём отбрасывания согласных и перестановки букв было образовано, как он считает, английское слово WORD, немецкое WORT и латинское VERBUM. (!!!)
Были и другие попытки определить, какой же язык является первым. Так, египетский фараон ПСАММЕТИХ (VII в. до н.э.) решил узнать, какой язык и какой народ являются самыми древними. Для этого он приказал поместить двух младенцев в хижине пастуха и запретил при них разговаривать. Пастух ухаживал за детьми, поил их молоком, но молчал. И вот однажды, когда им исполнилось уже два года, один из них сказал слово «БЕКОС». Когда выяснили, по повелению фараона, в каком языке есть такое слово, то оказалось, что это фригийское слово (хлеб).
Поэтому фараон понял, что египтяне не самый древний народ. Фригийцы, кстати, тоже не самый древний народ. И вообще одного самого древнего народа не было. Многие народы имеют общие корни (индоевропейцы), а известная Ностратическая теория утверждает, что до Всемирного потопа существовал единый исток всех языковых семей мира, датируемый 40 -30 тыс. до н.э., а индоевропейская семья сложилась приблизительно X - XII тыс. до н.э.
Сведения о том, что самой древней была египетская цивилизация (то, что преподают в школе), устарели. В настоящее время всё больше сторонников завоёвывает теория, согласно которой все языки мира произошли от одного, единого праязыка (как в Библии). Так, в 1996 году американские учёные проанализировали одну только лексико-семантическую группу слов, связанную с рождением и вскармливанием ребёнка, из всех языков мира (а их более 2500!) и заложили в компьютер. Компьютер выдал ответ: все эти слова родственные.
Египетская цивилизация (3200 лет до н.э.) УНАСЛЕДОВАЛА ЧЬИ-ТО ЗНАНИЯ уже в готовом виде и зафиксировала их как тайные знания жрецов. Уже первые жрецы знали точно размеры окружности и радиуса Земли, вычислили с точностью до одного локтя размеры своей страны, определили координаты главных городов мира. Знания египтян, шумеров, персов, китайцев можно было получить только, имея очень точные и сложные инструменты, позволяющие рассчитывать долготу и широту, и карты с густой сетью координат. Кроме того, отдельные редкие космические явления (затмения солнца, движение комет и т.п.), которые фиксировались ШУМЕРСКИМИ жрецами, вообще можно было вычислить только, если бы велись регулярные наблюдения за небом не менее 10 тысяч лет!
Но вернёмся к теориям происхождения языка. Идея божественного происхождения языка прожила очень долго, вплоть до XIX века. Такие великие умы, как Платон (IV в. до н.э.), Лессинг, Гердер и другие поддерживали эту точку зрения.
Вопрос о божественном происхождении языка оживлённо обсуждался в XVIII веке французскими просветителями, а в 1769 году Берлинская академия наук объявила конкурс на тему (актуальную и в наши дни) «Могут ли люди со своими природными способностями создать язык?».
Классик немецкой философии эпохи Просвещения, выдающийся драматург и критик Г.ЭЛессинг (1729-1781) в своей статье «О происхождении языка» на вопрос Берлинской академии наук ответил отрицательно. Он писал, что нельзя утверждать, что имеются только два решения: или Бог, или человек. По его мнению, есть ещё третий путь: первый человек мог быть научен языку, подобно тому, как дети учатся в школе. Кто учитель? Высшие существа.
Французский учёный Бональд (1840), отождествляя мысль и язык, писал, что человек и мыслить-то не мог бы, если бы не было языка, не смог бы развить свой мозг до такой степени, чтобы изобрести язык.
Таким образом, по мнению некоторых философов, человек не в состоянии изобрести столь сложное и гармоничное явление, каким является язык.
Свидетельство о публикации №225122000950