Ещё раз о Лермонтове
Особенно резанула сцена, где Лермонтов рассказывает о приснившемся ему сне: будто он оказался в мире людей через двести лет после своей смерти и не нашёл здесь ничего интересного. Эти слова прозвучали не как какое-то предчувствие, а как холодное, циничное осуждение и оскорбление "НАС, живущих в 20-21 веках" — и, что важнее, как радикальное упрощение самого Лермонтова. Мне показалось, что сощдатели фильма лишили поэта внутренней энергии, поэтического огня, превратили в безликую фигуру, чьи стихи будто бы могли быть сгенерированы ИИ: форма сохранена, но дыхания, страсти, боли — нет.
И всё же в этой истории обнаружился парадоксальный поворот. Разочарование от фильма подтолкнуло меня не к перечитыванию знакомых строк, а к настоящему поиску — я бросилась скупать книги о Лермонтове. Биографии, мемуары, аналитические труды, альбомы с его рисунками — всё, что могло помочь восстановить подлинный образ поэта, вырвать его из той упрощённой рамки, в которую его поместили на экране. И тут я вдруг осознала: Бакурадзе фактически сделал «бизнес» книжным магазинам и маркетплейсам! Люди, выйдя из кинотеатра с чувством обманутых ожиданий, массово ринулись за литературой — каждый хотел сам отыскать настоящего Лермонтова.
Сейчас у меня на столе целый ряд изданий — от фундаментальных биографий до альбомов с лермонтовскими рисунками. Я только начинаю их осваивать и планирую делиться впечатлениями: мне важно проследить, как меняется образ поэта, когда ты встречаешься с ним не через призму чужого художественного высказывания, а через его собственные строки, через свидетельства современников, через детали быта и эпохи.
Это путешествие уже ставит передо мной важный вопрос: где граница между творческой интерпретацией и искажением в биографическом кино? Можно ли, изображая великого поэта, настолько обеднять его внутренний мир — и называть это «правдой характера»? Для меня эта грань в фильме явно нарушена. Вместо портрета я увидела стирание — попытку уложить сложную, мятежную личность в узкие рамки авторской концепции "одного дня".
Но, может быть, именно поэтому так ценно сейчас вернуться к книгам. Там, в строках исследователей и в самих текстах Лермонтова, я надеюсь найти того самого поэта — настоящего, живого, неукротимого. И буду рада, если мои заметки помогут кому;то ещё взглянуть на него не через экран, а глазами современников и через призму его собственного слова.
P.S.
Если кто хочет поинтересоваться отзывами людей а это "унылое гАвно", то идите вы на кинопоиск.
Лично я пка что присоединяюсь двумя руками и ногами к негативным и "никаким" комментам.
Итак, список:
1. Валерий Михайлов Лермонтов. "Один меж небом и землёй" (Серия "ЖЗЛ")
Александр Блок в рецензии на очередную книгу о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова, словно сочувствуя современным и будущим биографам, посетовал: "Почвы для исследования Лермонтова нет - биография нищенская. Остаётся „провидеть“ Лермонтова". Тем не менее "почва" для понимания поэта все-таки есть - это его стихи. Вряд ли в отечественной литературе найдётся ещё один такой писатель, чьё творчество - гениальные стихи, поэмы, драма и проза - так полно и глубоко отражало бы его судьбу, жизненные обстоятельства и становление личности. Творческое наследие Михаила Юрьевича Лермонтова свидетельствует о нём как о человеке полнее и проникновеннее воспоминаний современников и, несомненно, является лучшим исходным материалом для того "провидения", о котором мечтал А. Блок.
Автор новой книги о Лермонтове, осмысливая судьбу поэта, подробнейшим образом анализирует прежде всего его произведения (в том числе и несовершенные, ранние работы), использует наиболее яркие и авторитетные труды исследователей прошлого, а также философов и писателей Серебряного века, чьи мнения о М. Ю. Лермонтове неизвестны широкому читателю, соглашается и полемизирует с ними. Лермонтов прочитан глубоко и по-новому, что и происходит в тех случаях, когда поэт (Валерий Михайлов - автор более двадцати книг стихов и прозы) пишет о поэте.
2. "М. Ю. Лермонтов. Художник и поэт"
Издание посвящено 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова. Это альбом картин, акварелей и рисунков (более 150) поэта, который, чего не знают многие, был одарен и в области изобразительного искусства. Живопись и рисунки М.Ю.Лермонтова впервые представлены в формате высококачественного альбома, использующего все возможности современной полиграфии. В книге впервые приведен разбор художественного творчества М.Ю.Лермонтова искусствоведом начала XX века бароном Н.Н.Врангелем, а также включен анализ другого известного искусствоведа - Б.С. Мосолова. Отдельную часть издания составляют иллюстрации поэта к собственным произведениям.
3. Бродский Николай Леонтьевич "Лермонтов. Юные годы"
В издание включено масштабное исследование биографии М. Ю. Лермонтова с 1814 по 1832 год, проделанное известным литературоведом Н. Л. Бродским на основе архивных материалов и свидетельств современников. Издание содержит более 70 цветных иллюстраций. Для широкого круга читателей.
Произведение от выдающегося исследователя Николая Бродского, погружающее читателя в захватывающий мир ранних лет великого русского поэта Михаила Лермонтова. Книга является литературным путеводителем, раскрывая неведомые аспекты его детства, становления и формирования личности, создавая неповторимую картину времени и обстоятельств, в которых он вырос. Бродский детально воссоздает обстановку обители Лермонтовых, влияние окружения и отношений на формирование творческого гения. Автор раскрывает моменты, которые сформировали страсти и идеи мэтра русского романтизма, а также взаимодействие с историческими событиями. В книге прослеживаются ключевые моменты, вдохновившие Лермонтова на создание своих стихотворений. Эта книга не только предоставляет читателю возможность проникнуть в жизнь великого поэта, но и стать своеобразным путеводителем по литературной и исторической сцене 19 века. Книга ориентирована на широкий круг читателей, она будет интересна литературоведам, филологам, культурологам, историкам, всем, кто интересуется биографиями великих людей.
4. Паль Лин фон "Проклятие Лермонтова"
Вся недолгая жизнь Михаила Лермонтова полна роковых совпадений, словно бы из двух возможностей развития событий - плохой и наихудшей - он всегда выбирал наихудшую. Для него, для его жизни все последствия выбора были печальны, они приводили к резким переменам - нежелательным, несчастным, непоправимым. Но для дела, которым он занимался, для литературы они оказывались благими. Чем больнее играет душой судьба поэта - тем громче и чище звучит его лира. Это - непреложный закон, хотя ничего хорошего самому поэту он не сулит. Счастья в личной жизни, которого желают именинникам, с таким предначертанием души не бывает. Дар небес для поэта становится его проклятием.
5. Висковатов Павел Александрович "Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество"
Эта книга – первая биография Лермонтова, написанная известным писателем, историком литературы, профессором Павлом Александровичем Висковатовым (1842–1905) по воспоминаниям родственников, друзей, людей, встречавшихся с поэтом, а также по доступным на тот момент документальным материалам. Издание вышло в свет в 1891 году и почти сразу стало бестселлером, выдержав за 130 лет множество переизданий.
Это очень интересный авторский взгляд на жизнь и личность поэта, анализ творчества, биографии, а также его окружения и эпохи в целом. Несмотря на некоторую тенденциозность и невольную дань идеям «прогрессивного общества», эта работа стала ценнейшим источником сведений о Лермонтове и основой для дальнейших исследований. Можно сказать, что она положила начало российской лермонтовистике.
«Михаил Лермонтов: жизнь и творчество» П.А. Висковатова представляет собой глубокое исследование, посвященное выдающемуся русскому поэту. В книге рассматриваются все аспекты жизни и творчества Лермонтова, начиная с его детских лет и образования и заканчивая трагической гибелью в дуэли. Автор описывает сложные внутренние противоречия поэта, его поиск истины и свободы в условиях социальных и политических потрясений эпохи. Лермонтов рассматривается как феномен русской культуры, с его уникальным вкладом в развитие литературы и национального самосознания. Висковатов анализирует не только самые известные произведения Лермонтова, такие как «Мцыри», «Герой нашего времени» и стихотворения, но и менее известные аспекты его творчества, включая драматургию и публицистику. Также уделяется внимание влиянию Лермонтова на современников и последующие поколения писателей и поэтов. Биография Лермонтова представляет собой всестороннее исследование, которое будет интересно как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русской литературой и историей.
6. В.А. Мануйлов "Лермонтовская энциклопедия"
7. Лермонтов Михаил Юрьевич, Бутромеев Владимир Петрович "М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Подробный иллюстрированный путеводитель"
Данное издание основано на точном и лаконичном пересказе бессмертного произведения М. Ю. Лермонтова, страницы которого открывают мир тонких душевных противоречий и нравственных исканий, волновавших умы людей первой половины XIX века. Неслучайно Белинский писал о том, что «всякий, кто мыслит и чувствует, увидит в этой книге исповедь собственного сердца».
Чтение романа «Герой нашего времени» сродни восхождению в горы Кавказа, где разворачиваются события книги. Путник видит перед собой живописные ущелья и стремительные реки, но стоит ему подняться чуть выше, как перед ним откроются величественные горные цепи и бескрайние земные просторы.
Создание подобной картины было основной целью при разработке иллюстрированного путеводителя. Здесь нет подробного литературного анализа и изысканного критического разбора — лишь судьбы героев, напоенные страстью, любовью и драмой, красиво оформленные с помощью визуальных образов, которые позволяют увидеть природу, лица и историческую ткань того времени глазами автора и его современников.
Путеводитель адресован в первую очередь старшеклассникам, чтобы сделать для них чтение классики более живым и увлекательным. Книга также привлечет внимание тех, кто вновь и вновь возвращается к «Герою нашего времени», находя в романе отражение вечных вопросов о человеческой душе и ее противоречиях.
Свидетельство о публикации №225122101207