Блуждание beta
***
Мне кажется, что информационное поле наполнено дихотомией между легким обличением общества потребления и описанием его прелестей через созерцание благ цивилизации и преимуществ высокого достатка. И кажется, что это замечательно, ведь сторонние пользователи интернета чувствуют на собственной шкуре удавку невидимой руки, излагая свои переживания на тему прохождения психотерапии, небывалого роста цен и ужаса нищенских зарплат отдельных категорий граждан; есть возможность аккумулировать массу переживаний в единое централизованное гуманистическое движение, развернуть человеческий потенциал и всем скопом уехать в лесную глушь, чтобы выстроить с нуля прогрессивную хиппи-коммуну, - что мило и забавно. Однако исторический опыт прошлого столетия (две волны феминизма, культура панка и хиппи) ярко демонстрирует, что такой выход лишь поощряет воспитание новых идолов, чья голова набита идеями самых разных оттенков отвратительности, превращая в своей основе благие движения либо в функционеров рынка, либо в сектантов-дискредитаторов какой-либо альтернативы сегодняшнему складу вещей. Первые волны феминизма стали ходячей рекламой сигарет, хиппи-общества - одной из вех разрешения детско-родительского конфликта и вешалкой для клише разносчиков спида и пр., а выдохшиеся панки выступают на концертах для своей пивной аудитории.
Больше все-таки интересует сама платформа, где здравые идеи и искренние переживания собственного упадка, крики о помощи встраиваются в общий лейтмотив потребления. Социальные сети славятся не своими креаторами, а своей продуманной и всегда до конца не разгаданной системой рекомендаций - главным инструментом затягивания уставшего человека в свои пространства - болота, наполненные множеством жизней, различных по своей сложности сложности организации и месту в пищевой цепочке . Душещипательные признания людей, замечательные истории великих и не очень перемешаны с примитивным развлекательным контентом, привлекающим своей простотой, доступностью и флером колыбели, - он убаюкивает, позволяет ненадолго отвернуться от невыносимой легкости бытия и долга выбирать между плохими и очень плохими вариантами - легкая и отвлеченная дремота наяву. Практика уравнивания форм и упрощения содержания низводит любой носитель информации до развлечения. Культура, образование, новости - все низводится до опиума. Нет мотива углубляться. Мне это видится как легитимация бунта - покупка футболки «КИШ» или значка анархии на маркетплейсе; контркультурная идея поглощена концерном, законсервировала смысл и использует его для поддержания своей платформы в статусе воды для рыбы - условия. То, что должно было выступать как противоборствующая единица против мейнстрима, существует благодаря нему же и создает картину плюрализма идей и полномерной палитры разных взглядов на жизнь и равнозначное право на их бытие, но лишь внутри рынка - главного идеолога, который диктует, кто может иметь правом голоса и транслировать мыслеформы, а кто должен быть не придан неглекту, а забыт и унесен в небытие.
Чем-то такой расклад вещей напоминает вступление к Скорлупе Климова, где главный герой пропускает сквозь пальцы “смерть” невесты, предпочитая оставить тонкости ее пропажи в ранге загадки, напившись в баре и в дальнейшем ломая голову, кого же он обнимал в своей постели после кутежа.
Причем проблески рассудка, в своей первооснове полезные для человека в широком и узком смысле слова - психологическое просвещение, разговор о правах и свободах для разных групп населения, - создают иллюзию выхода из водоворота усреднения и дегуманизации. Создание миража очеловечивания подстегивает веру в завтрашний день, подстегивает потребление, но этот мираж легко развеивается при падении ручки со стола - винникоттовское вторжение реальности. И неудивительно, что современная правеющая молодежь все больше радикализируется и на словах склоняется к знакомому слогу «за все хорошее - против всего плохого» (и национальных групп), ведь плохая определенность куда лучше не работающих обещаний. Незыблемый и равнозначный мир сильно страдает от собственного изобилия, которое человеческая психика до конца не научилась переваривать, лишая себя некоторых уже рудиментов - включенности в коллектив, спонтанности, тепла. На их место приходит консеквенциализм и материализм чистой воды, дарующие ощущение контроля и предсказуемости в противовес бурным сточным водам информационного общества, но лишая того трансцендентного переживания разгадки жизни, словно Беньямин Вальтер нащупал свой гетр в тканевой массе комода.
Хоркхаймер и Фромм все уже сказали, психоаналитики все пропсихоанализировали, концерны все купили. Нам лишь остается вести битву со стеклянными пчелами и научаться получать удовольствие от пьяного бреда Венички Ерофеева, ведь там-то он свободен, хотя и отвратителен и аморален. Современное информационное общество, декларирующее равноправие, праздность и изобилие, создает (точнее, уже создало) новый диктат, растворяющий субъектность для направления всех сил едино взятого индивида на потребление, избавляя его от тягот ответственности и горькости нового опыта.
Свидетельство о публикации №225122100126