Семь настроений Солнышка. Рассказы Фёдора Опушкина

Семь настроений Солнышка. Рассказы Фёдора Опушкина
Здравствуйте, и ещё раз здравствуйте, дорогие мои! Да-да, это снова я – Фёдор Опушкин! Не сомневаюсь, что вы по мне соскучились, и я по вам – тоже. Вы, конечно, меня спросите: где я пропадал всё это время? А я вам отвечу, хорошие мои: у меня в доме прохудилась крыша – пришлось подлатать. А мой друг Василий (все вы, наверняка, его помните) помогал с ремонтом. Но не об этом сегодня пойдёт речь. О чём? Слушайте внимательно!

Все вы помните, что наш лес – необычный: звери здесь разговаривают по-человечьи и, само собой разумеется, строят себе жильё, выращивают на своих огородах овощи и фрукты, ходят в школу, обучаются профессии. Вот я, к примеру, ёжик-писатель, мой дядюшка Николай Ильич – доктор, его дочь Мария Николаевна – преподаватель истории, а её сын Ерёма – мой двоюродный племянник – пока ещё профессией не обзавёлся, потому что маловат он ещё. Но зато он совершил героический поступок, о котором я хочу вам рассказать.

Ерёмушка с самого рождения дружил с соседским медвежонком – Тимкой, никогда они не ссорились. Тимка, как все медведи, большой лакомка: очень любит сладости. Полез он как-то за мёдом к диким пчёлам. Высоко они расположили своё жилище. Но медвежонок ловко лазает по деревьям: быстро он добрался до заветного дупла. Ан, не тут-то было, пчёлы так просто своего не отдадут – шибко они искусали Тимку. Не удержался он и шлёпнулся на землю, да так неудачно – по сей день хромает: обе задние лапки переломал, да ещё воткнулась ему в бедро крупная щепа от пенька. Благо, что Николай Ильич у нас врач опытный, всё сделал, как надо – спас жизнь медвежонку.

Задумал Ерёма другу ко дню рождения преподнести необычный подарок - большую чашку со сладкой клубникой. Ближе к осени купил он на лесном базаре рассаду и высадил её на вскопанной под зиму грядке.

Отшумела дождями и отшуршала листвой осень. Отскрипела морозами и отвъюжила пургой зима. Прозвенела капелью и весёлыми ручейками весна. Распустились молодые листочки, на лугах и полянках зацвели цветы.

Ерёмушка с восхищением любовался белоснежными цветами клубники и представлял, что уже совсем скоро он порадует друга сладким сюрпризом. Каждый день он с трепетом ухаживал за своим подарком: поливал, рыхлил почву и с большим интересом наблюдал за его развитием. Вот появились завязи… вот висят крохотные зелёные ягодки. Они должны были вызреть, как раз ко дню рождения Тимки, но…

Солнышко куда-то пропало, и уже две недели моросил дождь. Ягоды становились больше. Но без солнца они не краснели и не наливались сладким соком.

Ерёма забеспокоился. Он решил во что бы то ни стало пойти и отыскать Солнышко. Много раз ему доводилось наблюдать, как оно скрывалось за стеной дальнего леса.

Маленький, но отважный ёжик собрал в лукошко немного снеди и отправился в путь.

Несколько дней он шёл без отдыха. Только изредка останавливался, чтобы слегка перекусить. Ночи были холодными; ветви деревьев зловеще угрожали ему из мрака, странные ночные звуки пугали его. Особенно отвратительный хохот – ему казалось, что над ним смеётся зловещая ведьма. Только позднее он узнал, что этот звук издаёт обычная птичка кукабара. Но тогда ему было это неведомо. Вот и представьте, до чего было маленькому ёжику жутко!

Наконец, страшный лес остался позади. Ерёма стоял на берегу необычной реки. Она была совсем не похожа на Бурлянку, которая, несмотря на название, не считалась бурной рекой. Здесь миллионы крохотных фонтанчиков били из глубины, а вода была золотистого цвета.

Наш путешественник остановился: «Куда же теперь?» Диковинная река показалась ему опасной. Он присел и стал думать, как ему перебраться на тот берег.

И вдруг из бурлящей воды выглянуло неведомое существо с продолговатым тельцем, ярко-алыми крылышками и огромными глазами, которые переливались всеми цветами радуги. Ёжик даже подскочил от такой неожиданности.

— Здравствуй, Ерёмушка! Не пугайся меня! Я всё знаю: куда ты путь держишь и зачем. Мне дано видеть прошлое и будущее, я без труда могу читать чужие мысли. Заходи в реку, не бойся! Там ты найдёшь, что ищешь.

Хотел спросить Ерёма, сможет ли вернуться домой. Но не успел: Стрекобочка прочитала его мысли:

— Всё будет хорошо, Ерёмушка! Ты вернёшься домой и непременно увидишь маму и своих родных.

Слова удивительной незнакомки внушали ему доверие. Он поблагодарил провидицу, зажмурил глаза и ступил в бушующую воду.

Через мгновения он почувствовал, что твёрдо стоит на ногах.

Ёжик открыл глаза и увидел местность, весьма похожую на нашу: траву, деревья, тропинки… А над головой, будто бы кремовая прослойка на торте, располагалась та самая речка, в которую ему пришлось шагнуть. Только снизу, сквозь воду, было всё отчётливо видно, и бьющие фонтанчики казались не золотыми, а прозрачными.

Неподалёку выделялся высокий дубовый забор с широко резными воротами. За ним возвышался прекрасный терем из мраморных кирпичиков, украшенных самоцветными камнями. Но камни выглядели тусклыми – погода же была пасмурной.
Ерёма поднялся по хрустальным ступеням. Не успел постучать в дверь, как она распахнулась – будто здесь его давно ждали. С некой опаской он вошёл в жилище.
На столе стояла немытая посуда, на полу были видны следы грязных босых ног. На неубранной постели в ночной рубахе, с отрешённым видом сидело Солнышко. На его нечёсаных волосах был причудливый чепец.
— Здравствуйте, милое Солнышко! – с поклоном поприветствовал Ерёма небесное светило.
Солнышко будто бы его не услышало – сидело бездвижно, уставившись в одну точку.
— Меня зовут Ерёма, я пришёл к вам из дальнего леса, – продолжал ёжик. – Дело в том, что без вас наши дела плохи – без тёплых лучиков плоды не вызревают, они кислые, безвкусные. А я хотел подарить своему больному другу чашку сладкой клубники в день рождения.
— Не утруждайся, – услышал Ерёма голос.
Он оглядел всю комнату, но никого не увидел.
— Это я – сундучок, разговариваю с тобой. Подойди поближе!
Маленький ёжик удивился: он никогда не видел, чтобы предметы разговаривали.
— Не бойся меня, Ерёмушка! – продолжал волшебный сундучок. – Мне трудно молвить человеческим языком, но если я смолчу – конец всему живому на земле. Солнышко не ответит тебе и не выйдет на небо, чтобы дарить жизнь и радость.
— Что же случилось? – опечаленно спросил Ерёма. – Неужели Солнышко захворало?
— Нет, маленький несмышлёныш, Солнышко никогда не болеет!
— Что же тогда произошло?
— Слышал ли ты, Ерёмушка, про зловредную ведьму Клару?
— Не слышал.
— А знаешь ли ты про семь настроений Солнышка, с которыми оно всегда выходило обогреть землю?
— Не знаю.
— Перед сном Солнышко укладывало свои замечательные лучики-настроения в волшебный сундучок. Как же весело они резвились во мне! Было их семь, я помню их всех по именам: Праздничное, Радостное, Светлое, Прекрасное, Сказочное, Бодрое, Весёлое. Но лютая ведьма Клара выкрала их. Осталось бы Солнышко без лучиков-настроений – это полбеды. Подлая каверзница заменила хорошие настроения плохими. Загляни! И ты увидишь: семь серых пятен лежат внутри меня, их имена мне никогда не забыть: Печальное, Ленивое, Мрачное, Хмурое, Капризное, Равнодушное, Грустное. Куда же Солнышко пойдёт с такими настроениями?! Разве сможет оно дарить радость, если само мрачнее тёмной тучи!
— А зачем Клара так поступила? Для чего ей это нужно?
— Потому что едкая она и свирепая. Не любят злюки, когда люди и звери радуются, когда цветы цветут… Очень охотно Кларе делать дурное.
— Но если всё на земле погибнет, то и ведьмам нечем будет питаться!
— Так-то оно так! Но Клара далеко не заглядывает, для неё главное — подлость совершить. А там, как говорится, хоть трава не расти.
— Как же теперь быть? — Ерёма принялся размышлять. — Может, я просто заберу эти грустные настроения и отнесу куда-нибудь подальше? И Солнышку, глядишь, лучше станет?
— Что ты, Ерёмушка! И не думай их брать — эти поганые настроения! Сникнешь, забудешься, как наше Солнышко! На тебя вся надежда. Есть только один способ спасения: забрать у зловредной Клары добрые настроения!
— Я вот подумал: если у Клары теперь семь хороших настроений, может, она подобрела, может, отдаст украденное?
— Ведьма Клара настолько злющая, что даже лучшие настроения на неё не действуют и душевности ей не прибавляют. Лежат они теперь у неё без дела. Или вовсе схоронила она их в сырой земле, чтобы никто не нашёл и обратно не вернул.
— Как же мне их найти? И где живёт эта Клара?
— Во многом тебе придётся полагаться на своё сердце — оно подскажет. А то, о чём мне известно, я научу. Слушай внимательнее и запоминай! Так просто Клара сворованное не отдаст, скорее попытается тебя погубить. Поэтому надо сделать волшебный отвар. Он любое лихо поможет одолеть. Ночью, в полнолунье, найдёшь волшебную поляну. В темноте её издали видать. Наберёшь там: листья крапивы, цветки ромашки, пуховые шапочки одуванчика, корни лопуха и острые шипы белых роз… Неподалёку от волшебной поляны растёт древний Дуб-великан, попросишь у него веточек — для волшебного костра. Огонь разведёшь ровно в полдень…
— Как же я узнаю, который час, без Солнышка и без часов?
— В этом тебе поможет Стрекобочка — ей всё ведомо. Удачи тебе, Ерёмушка!
На этом волшебный сундучок замолчал. Видимо, устал по-человечьи разговаривать. Как ни пытался ёжик его разбудить — ничего не вышло. И осталось у него вопросов множество.
Дождался Ерёма ночи, вышел на улицу. Как нельзя кстати было полнолуние. Отправился он искать волшебную поляну, чтобы набрать ингредиентов для магического зелья. Шёл он и думал: «Как же я узнаю, где та самая поляна находится». Но, как и обещал Сундучок, угадал он её без труда: кружили над ней сотни тысяч светлячков и освещали всю полянку, как днём. Оттого он быстро и легко смог разобрать, где ромашки, где одуванчики, а где розы белые… Набрал Ерёма всё, что ему сундучок велел, и в дубовую рощу отправился за веточками.
— Здравствуй, мудрый Дуб-великан! — поприветствовал Ерёмушка старца с поклоном.
— Здравствуй, храбрый ёжик! Знаю, зачем ты ко мне пожаловал. Знаю, какое ты доброе дело задумал. Вот тебе мои веточки. У тебя непременно всё получится! Мы в тебя верим! Доброе сердце сможет победить любое зло!

Ерёма собрал веточки, поблагодарил столетний Дуб и отправился на ночлег в терем Солнышка. Спал он крепко – знал, что сил надо набраться. Утром разбудил его волшебный сундучок.

— Вставай, Ерёмушка, а то нужный час проспишь, а тебе ещё подготовиться надо, со Стрекобочкой повидаться.

Встал Ерёма, быстренько умылся и побежал Стрекобочку искать. Прибежал на то место, где твердь под ногами ощутил. И только подумал: «Где же моя помощница?» И в тот же миг она явилась.

— Доброе утро, Ерёмушка! Знаю: ходил на волшебную поляну и собрал необходимое для отвара. Ровно в полдень с тобой костёр разведём. Варить это зелье надо будет и день, и ночь – до завтрашнего полудня, тогда оно наберёт нужную силу. Котелок я приготовила, его рыбаки на берегу забыли. Воды набери из волшебного родника, который вон в тех камышах прячется. Да, ещё сбегай за дубовыми веточками. Ведь огонь сутки поддерживать надо, а веточек маловато.

Принёс Ерёма ещё веток. Сложили их как надо, набрали воды в котёл, добавили нужные растения и стали ждать полудня. Даже задремали в ожидании. И вдруг Стрекобочка как встрепенулась, как бросит на дубовые веточки какой-то камушек – веточки и загорелись. Разгорелся костёр, вода в котелке забурлила и будто застонала. Стал оттуда то чёрный, то белый дым вырываться: то в форме огромных злых глаз, то в форме оскаленной пасти, то напоминающий костлявые руки с большими когтями.

Надо было всё это перетерпеть. А ночью ещё страшнее было. Что-то выло и скрежетало из темноты и хотело утащить Ерёму.

Ночь прошла, настало утро, затем и полдень. Магический отвар был готов.

— Теперь, Ерёмушка, тебе нужно пойти не к злой и не к доброй ведьме Авдотье. Попросить у неё волшебный колокольчик и небьющийся кувшинчик. С помощью колокольчика ты сможешь найти ведьму Клару. Где она живёт, никто не знает – следы умело, хитро запутывает, чтобы никто найти её не смог. Ты только подумай, где бы ты хотел очутиться, и позвони в колокольчик три раза – он перенесёт тебя в желанное место. А из кувшинчика надо будет злую ведьму зельем окатить. Навсегда Авдотья колокольчик и кувшинчик тебе не отдаст – лишь на время. И то что-нибудь взамен попросит.

— Что ж я ей взамен дам? У меня ничего и нет. Только краюшка хлеба да вот котелок с волшебным отваром.

— Не бойся, Ерёма! Сойдётесь вы в цене – договоритесь с ней. Только придётся тебе ещё после всего к ней вернуться.

— Навсегда? – с дрожью в голосе спросил Ерёма.

— Что ты! Не навсегда – ненадолго. Сейчас обойдёшь волшебную поляну и дубовую рощу, пойдёшь сосновым бором к самой высокой сосне. Там увидишь избушку на лягушачьих лапках. В ней и живёт не злая ведьма Авдотья.

Дошёл Ерёма до избушки, постучал — дверь и открылась. Вошёл, никого не видит.

— Здравствуйте, не злая ведьма Авдотья. Вы меня не ешьте, не пугайте и в жабочку не превращайте! Я к вам по делу пришёл.

— Знаю, зачем пришёл! На то я и ведьма — всё ведаю. Ведь Клара — сестра мне родная. А ты хочешь, чтобы я тебе помогла!

— Помогите мне, пожалуйста! Иначе всё живое погибнет!

— И так, и эдак у меня получается. С одной стороны кровь родная, а с другой — не думает она, чего творит! Я-то конец света не заказывала, ещё пожить хочу. Ведь я совсем молодая — мне всего-то 11 веков. Дам я тебе кувшинчик и колокольчик волшебный. Но ты мне мои вещицы обязательно вернёшь. И за мою услугу принесёшь мне большую чашку спелой клубники. А если наш уговор не выполнишь, я поверну время вспять. Стукну в волшебный барабан! И сколько бы дней ни прошло — вернёшься сюда, к этому разговору.

— Большое вам спасибо, не злая ведьма Авдотья! Обещание я обязательно сдержу и спелой клубники вам принесу. Вот только солнышко выйдет на небо — клубника и вызреет. Там и вам, и другу моему хватит, и ещё останется.

Переночевал наш герой у ведьмы.

Поутру перелил отвар в небьющийся кувшин, попрощался с ведьмой и вышел за дверь.

Только подумал, что надо бы ему очутиться у жилища Клары, прозвенел колокольчиком три раза и оказался в дремучей, непроходимой чаще…

Видит: стоит старый-старый, гигантский кипарис. Такой неохватный, что если сто ежиков возьмутся за руки и окружат его, то всё равно не смогут его обхватить. А в нём — тяжёлая дверь. За этой дверью и жила злющая ведьма Клара. Имелось у неё там всё как в обычной избушке, только вот без окон. Поэтому раньше там было очень мрачно. Но теперь, наоборот, ярко и светло, потому что поместила Клара семь лучиков — семь настроений солнышка — в прозрачную баночку и на верхний шкафчик её поместила. И освещали лучики всё помещение, будто ясное солнышко. Приготовился Ерёма — вытянул руку с кувшином вперёд и крикнул: «Выходи, Клара, поговорить надобно!»

Услышала ведьма, что кто-то её зовёт. Удивилась, ведь никто к ней туда не захаживал. Явилась перед Ерёмой. И не дала ему ни слова сказать, ни выполнить задуманное. Зыркнула на него ведьминским взглядом и обернула в жабочку. Упал кувшинчик, и весь отвар разлился. А Клара ухватила жабочку за заднюю лапку и посадила в кувшин. Поставила его на землю и пошла в своё жилище со спокойной душой. Вскоре и спать улеглась.

Сидит Ерёма в жабочку, обращённый в кувшине, и плачет, карабкается лапками, но никак не может вылезти.
А Стрекобочка, как известно, всё знает, что и где происходит. Увидела она, что с Ерёмушкой беда, и полетела скорей ему на выручку. Прилетела она к незлой ведьме Авдотье и говорит: «Если хочешь свои вещицы вернуть да прожить ещё много веков, то помоги Ерёму из беды выручить». И стали они вместе думать, как это сделать. И придумали!
Взяла ведьма Авдотья волшебный барабан, и отправились они в самую чащу, к громадному кипарису – туда, где жила злющая Ведьма Клара.

Остановилась Авдотья прямо напротив входа в жилище. Взяла в руки кувшин с заколдованным Ерёмушкой и говорит: «Я сейчас верну время назад. А ты не медли, соберись! Лишь Клара перед тобой окажется, то плесни ей отвар в лицо, и дело с концом!»
Стукнула Авдотья в волшебный барабан три раза, окуталось всё голубым дымом. А когда дым рассеялся: стоит Ерёма с кувшином, полным отвара, а перед ним ведьма Клара – на зов едва явилась. Но только не успела она в этот раз зыркнуть на Ерёму. Плеснул он в неё отвар магический. Завизжала злая ведьма, застонала и обернулась в чёрное дерево с сухими чёрными листьями. Зашёл Ерёма в ведьмино логово и забрал там семь лучиков – семь настроений Солнышка. Позвонил он три раза в волшебный колокольчик. И тут же очутился у Солнышка дома. Переложил все лучики в волшебный сундучок. И зарезвились они и засияли ярче прежнего. А хмурые настроения щёлк… и испарились куда-то, будто и не было их никогда. А Солнышко сразу очнулось. Поблагодарило Ерёмушку. И незамедлительно на работу отправилось – всю землю освещать, согревать и радость дарить. Тут же стало на земле краше. И цветы распустились, и ягоды созревать начали, и овощи. Прозвенел Ерёма в волшебный колокольчик, и сею секунду оказался в своём огороде. Глядит и глазам не верит: клубника крупная-крупная, красная-красная и такая ароматная. Набрал он большую чашку для ведьмы Авдотьи. Прозвенел в колокольчик и тут же очутился у её дома. Отдал он ей чашку клубники да вещицы волшебные. Поблагодарил и отправился в обратный путь.
Дошёл до того места, где он опустился в волшебную реку. Стоит и смотрит наверх, но не знает, как ему теперь в свой мир попасть. Только подумал он про Стрекобочку, а она тут как тут. И говорит Ерёме: «Закрывай глаза и не бойся ничего!» Закрыл Ерёма глаза и чувствует: какая-то неведомая сила его подхватила и вверх поднимает. Через несколько мгновений остановился, чувствует твёрдую почву под ногами. Открыл глаза – уже у той самой реки стоит, на том месте, где ему Стрекобочка в первый раз явилась.
Прокричал он: «Спасибо тебе, Стрекобочка!»
И донеслось в ответ: «Тебе спасибо, храбрый ёжик!»
Прошёл он лес, тогда казавшийся таким страшным, быстро. И испуга уже в нём не было. А дорога домой намного быстрее оказалась.
Как раз успел прийти ко дню рождения своего друга, медвежонка. Подарил ему огромное блюдо сладкой клубники.
Так был рад Тимка, так доволен! Что, то ли от радости, то ли от этой клубники необыкновенной, все хвори от него отступили. И стал он здоровым, как прежде.
Злая ведьма Клара долго была чёрным и сухим деревом. А её сестра Авдотья каждый день приходила, поливала да ухаживала за ним. Каким-то волшебным образом это дерево ожило: листочки зазеленели и цветы даже появились. А потом и вовсе превратилось дерево назад в ведьму Клару, только уже в мягкосердечную и ласковую. И стала она одни только добрые дела делать.
Вот такие чудеса!
На этом всё, мои дорогие! Пора заканчивать рассказ про моего героического племянника. Всё у него сейчас хорошо. Живёт он как обычный ёжик. Ходит в школу со своим другом Тимкой. А собственными подвигами вовсе не гордится.
В другой раз, мои дорогие, я поведаю вам другую историю. А о чём она? Это пока секрет!

Рисунок Симы Рощиной


Рецензии