Трудно ли быть Командиром? Глава 2

                начало - http://proza.ru/2025/12/20/1541
           В общем, продолжим разговор о нелёгкой командирской доле, и только тот, кто никогда не был на руководящих командирских должностях, может думать, что носить генеральские лампасы или погоны полковника – это сплошное «удовольствие», и все этого хотят. Скажу так, хотя есть поговорка – «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», - я скажу так, во-первых, «мечтают» далеко не все. А во-вторых, из тех, кто хочет добиться высоких должностей и званий, большинство понимает, что цена этому – собственное Здоровье, а зачастую – Жизнь!

      Напомню тем, кто читал Главу №1, генерал-майор В.И. Бумагин ушёл на Небеса в 54 года, а генерал-лейтенант И.Д. Федин – в 72. Согласитесь, что это ещё не тот  возраст, когда мужчина с «абсолютным» психическим и физическим здоровьем в молодости, уходит из жизни не на войне, (это как раз было бы понятно), а просто из-за «болячек», потому что организм износился…

              А пример Командующего ДА РФ Василия Васильевича Решетникова, перешагнувшего через 100-летний рубеж, является исключением из правил, но подтверждающим само правило! Что касается меня, то я вообще не хотел становится военным лётчиком. Я после книг Каверина «Два капитана»; Водопьянова, Аккуратова и др. авторов мечтал о Полярной авиации, а потому где-то в апреле-мае 1965 г отправил почтой Заявление о желании поступить в Бугурусланское авиационное училище ГА.

          И лишь когда мне пришёл ответ с датой приезда и перечнем документов, которые надо с собой иметь, я «вдруг» под воздействием «пламенной» речи лейтенанта Володи из батиного танкового полка, передумал. Собрал все документы заново, включая копию об окончании Средней школы с серебряной медалью, и отправил в одном конверте заказным письмом на имя начальника Оренбургского лётного училища. Критериев этого решения было два:

1) Это училище заканчивал первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин, а он до по поступления в отряд космонавтов служил лётчиком – истребителем на Севере. Я же хотел летать на истребителях, по крайней мере, в начале лётной карьеры.

2) Оренбург был тогда ближайшим городом к Дальнему Востоку, в котором располагалось военное авиационное училище, так что я не долго думал над выбором, где учиться профессии военного лётчика.

                Впрочем, я отвлёкся, давайте вернёмся к рассказам непосредственного участника СВО, а ранее, войны в Афганистане, Владимира Курочкина –

                «АНАТОЛИЙ» - http://proza.ru/2024/06/18/1093

                «Идти было трудно: невыносимая жара, бессонная ночь, однообразная работа и тяжелый груз утомили десантников. Внимание притупилось. Окружающая обстановка начала магически расслаблять. Казалось, что сегодня духов мы не найдем, и пора завершать это бессмысленное шатание.
   
            Плохо. Этого и ждут боевики. Под вечер они обязательно устроят нам встречу. Это их классическая тактика. Мы, не торопясь, выкатываемся через проем в дувале на площадку перед открытым полем. Стоп! Птицы притихли. Тишина напряглась.
Резкий щелчок хлестанул по ушам.
   - Стой!!! Ложись!!! Ложись!!!
   Шквал автоматных очередей.  Это засада!!! До сих пор удивляюсь, как быстро все залегли.
   
             Куски свинца рвут в клочья десантные рюкзаки, с сокрушительной силой бьют по твердой площадке.

 - Хрясь! Хрясь! …Хрясь! Хрясь! Хрясь!- пули рубят окаменевшую глину прямо перед моим носом. Резкие звуки заставляют сжиматься.
  - Оп! Блин! – одна попала в радиостанцию за спиной.
   Проклятая антенна!  Они догадались, что я командир. Так, отдышаться. Ну, ведь знал же, что вечером обязательно будут сюрпризы! Уже летят. Правой щекой прижимаюсь к желто-серой земле. Слева на меня уставились два глаза. Ждут моего решения. Это же Анатолий.
 
          - Толик! – еле выдавливаю его имя.
  - Толик! Это расстрел!  Нам конец! Я не вижу, откуда духи  стреляют. Где  огневые точки? Надо наводить артиллерию. Куда?
  - Я их найду, товарищ капитан!
   Анатолий внезапно вскочил и метнулся в ближние кусты.
  - Стой! Стой! Ложись!
  Тут же мощные волны свинцового  дождя, уничтожая все на своем пути, накрыли то место, где он скрылся.

   Снайпера уже пристреливаются. Ранен один минометчик.
Надо доложить комбату, вызвать на подмогу отставшие взвода и навести  артиллерию.
Анатолий молчит. Огонь духов,  как будто, смещается в ту сторону, куда он побежал.
  - Одиннадцатый  докладывает, что в дальних развалинах отвлекающая группа.  А снайпера в районе деревьев, которые прямо перед нами! – кричит мне связист.
 
               Это он. Живой! Деревья рядом. Я в отчаянии даже стрелял по их верхушкам. Но не думал, что душманы так близко.

   После нескольких залпов батареи «Нона» духи затихают. Командир минометного расчета докладывает, что раненому становиться очень плохо. Надо срочно его выносить и   уходить с открытого места. Комбат приказывает начинать отход. Но где же Анатолий?
   Ну вот он. Тяжело дышит. Не ранен.
  - Ребята, помогаем минометчикам! Отходим  за дувал!- командую я уже бодрым голосом.
   
             Автомат  Анатолия долбит длинными очередями. Он должен уйти последним. Я отхожу с площадки перед ним. Стараюсь быстрее преодолеть проем. Успею? Проскочу?
   В памяти остался  отчетливый звук короткой очереди китайского АК.  Кто-то сзади накрывает меня, и я плюхаюсь в грязно-желтую пыль. Пытаюсь высвободится. Это Анатолий. Тереблю его плечо: «Толя! Толя?».
   Кричу в трубку радиостанции: «Струна», еще огонь по прежнему квадрату!».

   Тело уже безжизненно. Две пули вошли в спину на уровне сердца, когда он собой прикрывал мой отход.
   Небольшое гранатовое дерево отбрасывает слабую тень. Огромный жук ползет под ногами. Солдаты, еще не верящие в свое счастье, нервно курят и бахвалятся в сторонке. Поглядывают на меня. Он уже ничего этого не видит.
   
              К нам подбегают  веселые «кандагарцы», стреляют  сигареты и беззлобно подкалывают: «Ну, что же вы,  герои?».
   Артиллерия заканчивает работу. Командир первого взвода докладывает, что начал обходить боевиков слева.
   - Приготовиться к атаке! – нервы на пределе. Меня сейчас разорвет.
Бойцы быстро занимают свои места в боевом порядке.
   - В атаку! Вперед!...

   … После выхода из «зеленки» я поспешил на командный пункт батальона. Но тело Анатолия уже отправили в Кандагар.
 
              «Боевые» продлились еще трое суток. В  расположение мы вернулись поздней ночью. Я  подошел к его тумбочке. На верхней полке лежала стопка писем. Сверху от сестры Нины. Стало не по себе. Быстро захлопнул дверку и  вышел на улицу. Над головой сияли те же самые огромные звезды. Где эта Полярная звезда? Направление на Брянскую область, наверное, западнее. Там его родные. Они еще ничего не знают. Считают дни до встречи.

   ***
               Рецензия на «Сердце на всех одно» (Владимир Курочкин)

Володя, мыслей столько, что завтра напишу опус о роли друга и командира в бою и просто в повседневной жизни... Из головы никак не уходит мысль, что всего два слова Командующего МА РФ Ивана Федина или кого-то из близких друзей Тимура, типа Алексея Сердюка - "Слетай надёжно!!!" могли бы предотвратить катастрофу. Ведь они знали, что этот лётчик даже в чине генерала ВСЕГДА пилотирует истребитель на грани разумного риска, показывая максимально предельные возможности пилота и самолёта...

           Ведь Тимур даже в этом своём ПОСЛЕДНЕМ полёте отключил «торсион» - ограничитель перегрузок, что вообще-то не положено делать, согласно РЛЭ, и крайнюю свою фигуру «свинячье ухо» (косая петля) он крутанул с перегрузкой 8,13g – хотя сознания он не терял, но это могло способствовать его возможной ошибке в выпуске шасси –
 
       http://proza.ru/2019/02/18/1898 «Крайняя версия гибели Тимура Апакидзе»
                Полковник Чечель

    «Александр Юрьевич, УТВЕРДИТЕ черновой вариант рассказа О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ ТИМУРА АПАКИДЗЕ, как крайняя версия, чтобы больше это вопроса не касаться. Возможно, с повторами некоторых моментов и объяснением, почему именно я излагаю Вашу версию, получилось длинно? Зато всё ясно без кривотолков,
и кому это интересно - прочтёт до конца.

  С уважением, жму кисть, ВВЧ. (на фото - горит СУ-33 генерала Т.А.Апакидзе)

Именно так и надо пилотировать на всяких международных Шоу, когда речь идёт о миллиардных заказах, купят твой самолёт или предпочтут американский Ф-14 "Томкет"... а может возьмут более дорогой Ф-18 "Игл"? Здесь такой необходимости не было. Из 30 000 зрителей, приехавших на праздник, лётчиков, способных оценить пилотаж Апакидзе, были единицы, а так, в основном, гражданские люди, для которых видеть самолёт в воздухе уже праздник...

В общем, Владимир, ты абсолютно правильно написал... " - Как добиться доверия людей? – ...

В общем, брат, около 25 лет прошло, а память всё не отпускает вопрос, можно ли было как-то предотвратить эту трагедию? А это опус про "предчувствия" и ...

http://proza.ru/2013/01/14/61

Жму кисть, ВВЧ.
                Полковник Чечель   19.12.2025 18:20

             Продолжение – Глава 3 


Рецензии